animateMainmenucolor
activeMenucolor
Ремкам - ремонт автомобилей камаз
Набережные Челны

Блок управления (БУ, ECU)

4.8. Описание системы АБС тягача, назначение, условия эксплуатации и монтаж комплектующих.

Габаритные чертежи компонентов описанных ниже приведены в приложениях 14...29.

4.8.1. Блок управления (БУ, ECU)

«Knorr-Bremse» АБС (модификации 2х, EU-12, ABS-6).

До 2007г. в широком применении были блоки управления «Knorr-Bremse» - 2х и EU12 (номер 0 486 104 104), на данный момент блок управления заменили на более мощный -ABS6. Различия в подключении, а так же назначение контактов колодок подключения будут рассмотрены ниже.

АБС 2х в основном применяется на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах. Выполняется в конфигурациях 4S/2K, 4S/3K и 4S/4K. Система снабжается 2х канальной АБС и функцией контроля замедления.

АБС EU12 так же применяется на грузовых автомобилях и автобусах. Выполняется в конфигурациях 4S/3K и 4S/4K. Система снабжается Зх или 4х канальной АБС/ПБС, притом ПБС управляет тормозами при помощи одного электромагнитного клапана. Связь ПБС с регулятором контроля двигателя как правило осуществляется через шину CAN SAE (компьютерный интерфейс) J1939.

Так же выпускается такая система в конфигурации 6S/6K. Такой вариант управления тормозами применяется в основном на трехосных автобусах, или транспортных средствах на которых имеется более 2х мостов.

АБС-6 выпускается в трех модификациях: Standard (только функции АБС), Premium (функции АБС и ПБС), Advanced (система ESP).

Система снабжается Зх или 4х канальной АБС/ПБС, притом ПБС управляет тормозами при помощи одного электромагнитного клапана. Связь ПБС с регулятором контроля

двигателя как правило осуществляется через шину CAN SAE (компьютерный интерфейс) J1939. В зависимости от модификации блока функциональность изменяется.

Назначение.

Блок управления используется в качестве центрального управляющего устройства для АБС/ПБС в автотранспортных средствах с прицепом и без прицепа с пневматической тормозной системой.

Блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты от влаги и механических повреждений, крепится под капотом автомобиля в верхнем углу со стороны водителя. Внешний вид и внутреннее строение представлены на рисунке 40. Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, формирования управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения механизмов вспомогательной тормозной системы, и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.

Блок управления обеспечивает следующие функции (в зависимости от конфигурации блока управления):

-АБС - функция;

-ПБС - функция;

-функция ограничения скорости;

-управление АБС/ПБС;

-диагностика АБС/ПБС.

Функционирование.

Все элементы блока управления размещаются на одной плате, благодаря этому увеличивается объем свободного пространства для монтажа, при этом надежность блока управления увеличивается. Плата находится в корпусе снабженном приемными гнездами для штекеров.

При включении системы (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включается диагностическая сигнальная лампа с символом «АБС» или «ABS» на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и средств коммутации.

При исправной системе лампа диагностики гаснет через несколько секунд после включения системы, либо при начале движения, при достижении транспортным средством скорости 5-7 км/ч.

При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления включается лампа диагностики. При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система автомобиля будет работать в обычном режиме (без режима АБС).

Во время режима тест-контроля блок управления автоматически проводит диагностику системы - целостность электрических цепей датчиков угловой скорости, модуляторов и других компонентов (при наличии). Во время режима диагностики происходит срабатывание модуляторов: одновременно по обоим бортам на обеих осях. Срабатывание необходимо для проверки электроклапанов и соленоидов модулятора, сопровождается выбросом небольшого количества воздуха из выхода 3 - порт сброса в атмосферу.

Устройства функционального контроля и сигнализации системы контролируют и фиксируют следующие параметры и отказы:

-снижение питающего напряжения ниже минимального предела 18В;

-повышение питающего напряжения выше максимального предела 30,5В;

-снижение уровня сигнала датчиков ниже допустимого уровня амплитуды сигнала 0,1В при зазоре между торцом датчика и зубом ротора 1,2 мм;

-обрыв или короткое замыкание в цепи датчика;

-обрыв или короткое замыкание в цепи исполнительных устройств (модуляторов, электроклапанов);

-наличие рабочего напряжения на электроклапанах модуляторов до начала движения АТС и в течение времени более 1с после включения питания;

-наличие рассогласования частоты вращения колес и амплитуды выходного сигнала датчика выше заданной величины;

-недостоверное значение сигнала датчика;

-нарушение заданных алгоритмов работы.

Рисунок 40. Блок управления

Обслуживание.

Электронная система в обслуживании не нуждается, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц).

При накапливании в памяти блока управления определенного количества пассивных ошибок (70-80), работа блока управления блокируется (максимальное количество для каждой модели блока управления индивидуально), в этом случае необходимо произвести принудительную очистку памяти (см. раздел «Диагностика АБС»),

Внимание: при проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения тестера и приборов в положение «выключено» и отключение выключателя «массы». Категорически запрещается проводить сварочные работы на шасси (тягач/автобус/прицеп) при подключенном электронном блоке. Необходимо отключить все разъемы от блока управления непосредственно перед проведением сварочных работ.

Если диагностическая лампа не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определенной по мигающему коду (см. раздел «Диагностика систем АБС тягача, автобуса»), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Блок управления ремонту не подлежит и при выходе из строя подлежит замене.

Технические характеристики блоков управления приведены ниже.

Номинальное напряжение:  12 или 24 В постоянного напряжения;

Рабочее напряжение:  от 22 до 30 В постоянного напряжения;

Потребление электрического тока: - 0,5 А;

Рабочая температура:  от -40° С до + 80° С;

Температура хранения:  от - 30° С до + 60° С.

Все электрические входы и выходы защищены от возможности короткого замыкания на корпус.

Подключение разъемов.

Блок управления АБС использует от двух до пяти разъемов для подключения электрических соединений в зависимости от модели блока и количества предоставляемых им функций.

На рисунках 41а и 41б показаны разъемы подключения блоков управления разных поколений, а в таблицах 6а и 6б обозначения контактов для различных конфигураций.

Рисунок 41. Разъемы блока управления

а) разъемы подключения БУ АБС EU12 и 2х; б) разъемы подключения БУ ABS-6.

Блок АБС EU12, 2х.

В разъеме X1 конструктивно предусмотрен переключатель, который включает аварийную лампу, соединяя контакты Х1-18 и Х1-12, когда соответствующий разъем не вставлен в БУ. При подключении к БУ, соединение 2 контактов прерывается (лампа гаснет). Это переключает аварийную лампу на управление через контакт X1-18. Данная функция позволяет определить подключены ли питающие разъемы к БУ или нет.

Перед соединением или разъединением штекерных разъемов блока управления необходимо ключ «в замке» повернуть в положение «0» и отключить «массу».

Контрольная лампа системы АБС сигнализирует о неисправности системы, а так же служит средством вывода информации о виде неисправности системы в режиме диагностирования. Режим диагностирования задается с помощью кнопки диагностирования АБС.

Контрольная проверка функционирования системы проводиться следующим образом:

-включить «массу». Включить питание приборов (повернуть ключ в «замке» в положение «I»). При этом обязательно должна загореться контрольная лампа АБС. Лампа должна погаснуть через 2 секунды. Если лампа погасла, система исправна и проверка считается законченной;

-если лампа не погасла, необходимо запустить двигатель и начать движение, при скорости 6-10 км/ч контрольная лампа должна погаснуть;

-проверить действие тормозов в режиме разгон - движение - торможение. Если сигнальная лампа не включается, это так же свидетельствует об исправности системы, и проверка считается законченной.

Отсутствие свечения лампы диагностики сразу после включения приборов свидетельствует об отсутствии подачи питания на блок управления АБС, о неисправности блока управления, либо о неисправности самой лампы. В этом случае следует убедиться в надежности подключения устройств коммуникации (кабелей, разъемов) электронного блока управления. Напряжение бортовой сети, замеренное на клеммах Х1-7 и Х1-8 «плюс», Х1-10 «минус» подачи питания к блоку управления должно быть в пределах 22-29В.

В случае постоянного свечения сигнальной лампы АБС следует выполнить диагностирование системы с использованием световых мигающих сигналов (блинк-кодов).

Назначение колодок БУ EU12, 2х:

X1 -    питание и внешние связи;

Х2 -    передняя ось (датчики скорости и исполнительные механизмы);

Х3 -    передняя ось (датчики скорости и исполнительные механизмы);

Х4 -    задний мост (датчики скорости и исполнительные механизмы);

Х5 -    не используется если отсутствует дополнительная ось. Применяется только на 6-канальных системах или при наличии в блоке функции ПБС.

Блок ABS-6.

Как и в предыдущих моделях блоков управления, в разъеме X1 конструктивно предусмотрен переключатель, который включает аварийную лампу, соединяя контакты X1-18 и X1-12, когда соответствующий разъем не вставлен в БУ. Данная функция в точности повторяется и на этом виде блоков управления.

Отсутствие свечения лампы диагностики сразу после включения приборов свидетельствует об отсутствии подачи питания на блок управления АБС, о неисправности блока управления, либо о неисправности самой лампы. В этом случае следует убедиться в надежности подключения устройств коммуникации (кабелей, разъемов) электронного блока управления. Напряжение бортовой сети, замеренное на клеммах Х1-3 и X1-16 «плюс», X1-1 «минус» подачи питания к блоку управления должно быть в пределах 22-29В для 24 вольтовых систем (8-16В для 12 вольтовых).

В случае постоянного свечения сигнальной лампы АБС следует выполнить диагностирование системы с использованием световых мигающих сигналов (блинк-кодов).

Назначение колодок БУ ABS-6:

X1- питание и внешние связи;

Х2- передняя ось и задний мост (датчики скорости и исполнительные механизмы);

Х3- применяется в БУ серии Premium для подключение устройств ПБС;

Х4- применяется в БУ серии Advanced для подключения устройств системы ESP.

Назначение контактов БУ EU12, 2х.

Таблица 6 а. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

X1-1

CAN L

Вход/Выход

CAN

Х1-2

CAN SHLD

-

CAN

Х1-3

CAN H

Вход/Выход

CAN

X1-4

-

-

Не используется

X1-5

ORS

Вход

Переключатель режима бездорожья

Х1-6

TCS

Вход

Переключатель ПБС

X1-7

U ECU

Питание

Напряжение «зажигания»

X1-8

U PCV2

Питание

Постоянное электропитание

X1-9

-

-

Не используется

Х1-10

GND ECU

Питание «масса»

Масса

Х1-11

-

-

Не используется

Х1-12

GND PCV2

Питание “масса”

Масса

Х1-13

DIAK

Вход/Выход LSS

Диагностическая линия

Х1-14

DIAL

Вход

Диагностическая линия

Х1-15

-

-

Контакт сигнальной лампы

Х1-16

NCL/TCL

Выход LSS

Лампа ПБС

Х1-17

RET

Выход LSS

Тормоз-замедлитель

Х1-18

WL

Выход LSS

Аварийная лампа

Х2-1

RELSL

Выход HSS

Клапан сброса модулятора переднего левого колеса

Х2-2

HLDSL

Выход HSS

Клапан удержания модулятора переднего левого колеса

Х2-3

GNDSL

Выход LSS

Общий провод модулятора переднего левого колеса

Х2-4

WSS_SL+

Вход

Датчик скорости переднего левого колеса

Х2-5

WSS_SL-

Вход

Датчик скорости переднего левого колеса

Х2-6

SLS

Вход

Переключатель стоп-сигнала

Х3-1

-

-

Не используется

Х3-2

-

-

Не используется

Х3-3

DKV

ВхоД

PWM интерфейс для дизеля

Х3-4

WSS_SR+

Вход

Датчик скорости переднего правого колеса

Х3-5

WSS_SR-

Вход

Датчик скорости переднего правого колеса

Х3-6

DKR

Выход LSS

PWM интерфейс для дизеля

Х3-7

REL_SR

Выход HSS

Клапан сброса модулятора переднего правого колеса

Х3-8

HLD_SR

Выход HSS

Клапан удержания модулятора переднего правого колеса

Х3-9

GND_SR

Выход LSS

Общий провод модулятора переднего правого колеса

Х4-1

REL_DL

Выход HSS

Клапан сброса модулятора заднего правого колеса

Х4-2

HLD_DL

Выход HSS

Клапан удержания модулятора заднего правого колеса

Х4-3

GND_DL

Выход LSS

Общий провод модулятора заднего правого колеса

Х4-4

GND_TCV

Выход LSS

Масса клапана ПБС

Х4-5

WSS_DL+

Вход

Датчик скорости заднего правого колеса

Х4-6

WSS_DL-

Вход

Датчик скорости заднего правого колеса

Х4-7

TCV

Выход HSS

Клапан ПБС

Х4-8

WSS_DR+

Вход

Датчик скорости заднего левого колеса

Продолжение таблицы 6 а. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

Х4-9

WSS _DR-

Вход

Датчик скорости заднего левого колеса

Х4-10

REL_DR

Выход HSS

Клапан сброса модулятора заднего левого колеса

Х4-11

HLD _DR

Выход HSS

Клапан удержания модулятора левого правого колеса

Х4-12

GND_DR

Выход LSS

Общий провод модулятора заднего левого колеса

Х4-13

-

-

Не используется

Х4-14

-

-

Не используется

Х4-15

-

-

Не используется

Х5-1

RELJ_DL

Выход HSS

Клапан сброса модулятора заднего правого колеса

Х5-2

HLD_DL

Выход HSS

Клапан удержания модулятора правого колеса 3-й оси

Х5-3

GND_DL

Выход LSS

Общий провод модулятора правого колеса 3-й оси

Х5-4

GND _TCV

Выход LSS

Масса клапана ПБС

Х5-5

WSS DL+

Вход

Датчик скорости правого колеса 3-й оси

Х5-6

WSS DL-

Вход

Датчик скорости правого колеса 3-й оси

Х5-7

TCV

Выход HSS

Клапан ПБС

Х5-8

WSS DR+

Вход

Датчик скорости левого колеса 3-й оси

Х5-9

WSS DR-

Вход

Датчик скорости левого колеса 3-й оси

Х5-10

REL_DR

Выход HSS

Клапан сброса модулятора левого колеса 3-й оси

Х5-11

HLD_DR

Выход HSS

Клапан удержания модулятора правого колеса 3-й оси

Х5-12

GND_DR

Выход LSS

Общий провод модулятора левого колеса 3-й оси

Назначение контактов БУ ABS-6.

Таблица 6 б. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

X1-1

GND

Масса

Масса

Х1-2

-

-

Не используется

Х1-3

U_ECU

Питание

Напряжение «зажигания»

X1-4

-

-

Не используется

Х1-5

-

-

Не используется

Х1-6

-

-

Не используется

Х1-7

J1939_Lo

Вход

Диагностическая линия

Х1-8

J1939_Hi

Вход/Выход

Диагностическая линия

X1-9

-

-

Не используется

Х1-10

WSS_DR+

Вход

Датчик скорости передний правый

Х1-11

WSS_DR

Вход

Датчик скорости передний правый

Х1-12

ABS WL_GND

Масса

Х1-13

DIAK

Вход/Выход LSS

Диагностическая линия

Х1-14

DIAL

Вход

Диагностическая линия

Х1-15

-

-

Не используется

Х1-16

U_PCV2, UB

Питание

Постоянное электропитание

Х1-17

RET

Retarder/Exhaust

brake

Управление ретардером

Продолжение таблицы 6б. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

Х1-18

ABS WL, WL

Выход LSS

Аварийная лампа

Х2-1

PCVSLIV

Клапан удержания

Клапан удержания модулятора заднего левого колеса

Х2-2

PCVSLGND

Масса

Общий провод модулятора заднего левого колеса

Х2-3

PCVSLOV

Клапан сброса

Клапан сброса модулятора заднего левого колеса

Х2-4

PCVSRIV

Клапан удержания

Клапан удержания модулятора заднего правого колеса

Х2-5

WSS SL+

Вход

Датчик скорости задний левый

Х2-6

PCVSRGND

Масса

Общий провод модулятора заднего правого колеса

Х2-7

PCVSROV

Клапан сброса

Клапан сброса модулятора заднего правого колеса

Х2-8

WSS SL-

Вход

Датчик скорости задний левый

Х2-9

PCVDRGND

Масса

Общий провод модулятора переднего правого колеса

Х2-10

PCVDRJV

Клапан удержания

Клапан удержания модулятора переднего правого колеса

Х2-11

WSS SR+

Вход

Датчик скорости задний правый

Х2-12

PCVDLGND

Масса

Общий провод модулятора переднего левого колеса

Х2-13

PCVDROV

Клапан сброса

Клапан сброса модулятора переднего правого колеса

Х2-14

WSS SR-

Вход

Датчик скорости задний правый

Х2-15

WSS DL+

Вход

Датчик скорости передний левый

Х2-16

WSS DL-

Вход

Датчик скорости передний левый

Х2-17

PCV_DL_OV

Клапан сброса

Клапан сброса модулятора переднего левого колеса

Х2-18

PCVDLIV

Клапан удержания

Клапан удержания модулятора переднего левого колеса

Х3-1

ABS ORC

Вход

Включатель внедорожного режима

Х3-2

DIF

Выход

Управление блокировкой дифференциала SOL

Х3-3

DIFGND

Масса

Управление блокировкой дифференциала SOL

Х3-4

AL PCV IV

Выход

Клапан удержания левого модулятора 3-й оси

Х3-5

-

-

Не используется

Х3-6

ALPCVGND

Масса

Общий провод модулятора левого колеса 3-й оси

Х3-7

AL PCV OV

Выход

Клапан сброса левого модулятора 3-й оси

Х3-8

-

-

Не используется

Х3-9

ARPCVGND

Масса

Общий провод правого модулятора 3-й оси

Х3-10

ARPCVIV

Выход

Клапан удержания правого модулятора 3-й оси

Х3-11

SS AL+

Вход

Левый датчик скорости 3-й оси

Х3-12

SS AR+

Вход

Правый датчик скорости 3-й оси

Продолжение таблицы 6б. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

X3-13

ARPCVOV

Выход

Клапан сброса правого модулятора 3-й оси

Х3-14

SS AL-

Вход

Левый датчик скорости 3-й оси

Х3-15

SS AR+

Вход

Правый датчик скорости 3-й оси

Блоки управления ABS-6 представляющие собой новое поколение систем безопасности представлены несколькими типами блоков управления. Внешний вид блоков показан на рисунках 42 и 43:

-STANDARD (ABS 4S/4M) - экономичная базовая система АБС, с её помощью можно построить конфигурации до 4S/4M.

-PREMIUM (ABS/ASR) - с её помощью можно построить конфигурации до 6S/6M и включает в себя дополнительные функции (АБС, ПБС, контроль неисправности тормозной системы и т.д.).

-ADVANCED (ABS/ASR/ESP) - с её помощью можно построить конфигурации до 6S/4M, включает в себя функции регулирования стабильности движения транспортного средства.

Сравнение систем:

Рисунок 42. Внешний вид блоков управления разного поколения ABS6

Рисунок 43. Внешний вид блока управления ABS-6

Комплектация систем ABS-6 (основная и дополнительная):

Датчик скорости: измерение скорости вращения или ускорения колеса (АБС/ПБС (динамика колеса));

Датчик давления (только в ESP):измерение тормозного сигнала и давления торможения прицепа (trailer service pressure);


Датчик угла поворота руля (только в ESP): измерение угла поворота руля;

Датчики продольного и поперечного ускорения угла (только в ESP): измерение поперечного ускорения и вращение вокруг вертикальной оси (динамика транспортного средства).

«Wabco».

Назначение.

Блок управления используется в качестве центрального управляющего устройства для АБС/ПБС в автотранспортных средствах с прицепом и без прицепа с пневматической тормозной системой.

Блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты от влаги и механических повреждений, крепится под капотом автомобиля в верхнем углу со стороны водителя (см. п.6. «Диагностика АБС тягача, автобуса блинк-кодами»). Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, формирования управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения механизмов вспомогательной тормозной системы, и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы. Внешний вид и внутреннее строение блока показаны на рисунке 44.

Блок управления обеспечивает следующие функции:

-АБС - функция,

-ПБС - функция,

-функция ограничения скорости,

-управление АБС/ПБС,

-диагностика АБС/ПБС.

Функционирование.

При включении системы (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включается диагностическая сигнальная лампа с символом «АБС» или «ABS» на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и средств коммутации.

При исправной системе лампа диагностики гаснет при начале движения, когда транспортное средство достигает скорости 5-7 км/ч, если АБС только что подключена, либо после окончания самодиагностики, если система уже использовалась.

При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления включается лампа диагностики. При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).

Рисунок 44. Блок управления

Во время режима тест - контроля блок управления автоматически проводит диагностику системы - целостность электрических цепей датчиков угловой скорости, модуляторов и других компонентов (при наличии). Во время режима диагностики происходит срабатывание модуляторов поочередно по обоим бортам: левый борт (передняя ось - задний мост) - одно срабатывание, правый борт - два срабатывания). Срабатывание необходимо для проверки электроклапанов и соленодидов модулятора, сопровождается выбросом небольшого количества воздуха из выхода 3 - порт сброса в атмосферу.

Устройства функционального контроля и сигнализации системы контролируют и фиксируют следующие параметры и отказы:

-снижение питающего напряжения ниже минимального предела 18В;

-повышение питающего напряжения выше максимального предела 30,5В;

-снижение уровня сигнала датчиков ниже допустимого 0,1 В при зазоре между торцом датчика и зубом ротора 1,2 мм;

-обрыв или короткое замыкание в цепи датчика;

-обрыв или короткое замыкание в цепи исполнительных устройств (модуляторов);

-наличие рабочего напряжения на электроклапанах модуляторов до начала движения АТС и в течение времени более 1с после включения питания;

-наличие рассогласования частоты вращения колес и амплитуды выходного сигнала датчика выше заданной величины;

-недостоверное значение сигнала датчика;

-нарушение заданных алгоритмов работы.

Обслуживание.

Электронная система в обслуживании не нуждается, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц.

При накапливании в памяти блока управления определенного количества пассивных ошибок (40), работа блока управления блокируется (максимальное количество для каждой модели блока управления индивидуально), в этом случае необходимо произвести принудительную очистку памяти (см. раздел «Диагностика АБС»).

Если диагностическая лампа не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определенной по мигающему коду (см. раздел «Диагностика АБС»), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Внимание:    при проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения тестера и приборов в положение «выключено» и отключение выключателя «массы». Категорически запрещается проводить сварочные работы на шасси (тягач/автобус/прицеп) при подключенном электронном блоке. Необходимо отключить все разъемы от блока управления непосредственно перед проведением сварочных работ.

Блок управления ремонту не подлежит и при выходе из строя подлежит замене.

Все электрические входы и выходы защищены от возможности короткого замыкания на корпус. Для надежной работы цепей диагностики применены контакты с напылением золота.

Подключение разъемов.

Блок управления АБС использует два разъема для электрических соединений. На рисунках 44 и 45 и в таблице 7 показаны общий вид блока управления, правильность подключения и назначения контактов для конфигураций 4S/3K и 4S/4K.

Рисунок 45. Разъемы блока управления

Контакты Х2-9 и Х2-15 выполнены с напылением золота (8940708314 / 8940708324). Перед соединением или разъединением штекерных разъемов блока управления необходимо ключ «в замке» повернуть в положение «0» и отключить «массу».

Контрольная лампа системы АБС сигнализирует о неисправности системы, а так же служит средством вывода информации о виде неисправности системы в режиме диагностирования. Режим диагностирования с помощью кнопки диагностирования АБС. Контрольная проверка функционирования системы проводиться следующим образом: -включить «массу». Включить питание приборов (повернуть ключ в «замке» в положение «I»). При этом обязательно должна загореться контрольная лампа АБС. Лампа должна погаснуть через 2 секунды. Если лампа погасла, система исправна и проверка считается законченной;

-если лампа не погасла, пустить двигатель и начать движение, при скорости 6-10 км/ч контрольная лампа должна погаснуть;

-проверить действие тормозов в режиме разгон-движение-торможение. Если сигнальная лампа не включается, это так же свидетельствует об исправности системы, и проверка считается законченной.

Отсутствие свечения сигнальной лампы сразу после включения приборов свидетельствует об отсутствии подачи питания на блок управления АБС, о неисправности блока управления, либо о неисправности самой лампы. В этом случае следует убедиться в надежности подключения устройств коммуникации (кабелей, разъемов) электронного блока управления. Напряжение бортовой сети, замеренное на клеммах Х2-7 и Х2-8 «плюс», Х2-9 «минус» подачи питания к блоку управления должно быть в пределах 22-30В.

В случае постоянного горения сигнальной лампы АБС следует выполнить диагностирование системы с использованием световых мигающих сигналов (блинк-кодов).

Назначение колодок:

X1 - передняя и задняя ось;

Х2 - питание и внешние связи.

Назначение контактов.

Таблица 7. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

Х1-1

EV

Выход

Впускной клапан модулятора переднего правого

Х1-2

EV

Выход

Впускной клапан модулятора переднего левого

Х1-3

EV

Выход

Впускной клапан модулятора переднего левого

Х1-4

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора переднего правого

X1-5

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора заднего левого

Х1-6

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора переднего левого

Х1-7

-

-

Не используется

Х1-8

EV

Выход

Впускной клапан модулятора заднего правого

X1-9

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора заднего правого

Х1-10

IGM

Вход

Датчик скорости передний правый

Продолжение табл.7. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозначение

Тип

Описание

Х1-11

IGM

Вход

Датчик скорости задний левый

Х1-12

IGM

Вход

Датчик скорости передний левый

Х1-13

IG

Вход

Датчик скорости передний правый

Х1-14

IG

Вход

Датчик скорости задний левый

Х1-15

IG

Вход

Датчик скорости передний левый

Х1-16

-

-

Не используется

Х1-17

IGM

Вход

Датчик скорости задний правый

Х1-18

IG

Вход

Датчик скорости задний правый

Х2-1

B

Вход/выход

АБС: контроль замедлителя

Х2-2

-

-

Не используется

Х2-3

А

Вход

АБС: контроль замедлителя

Х2-4

ECU-

Питание «масса»

Масса

Х2-5

АБС

Вход

Переключатель режима «бездорожье»

Х2-6

-

-

Не используется

Х2-7

ECU+

Питание

Напряжение «зажигания»

Х2-8

Ub

Питание

Постоянное электропитание

Х2-9

OV

Питание «масса»

Масса

Х2-10

В/К

Вход/выход

Диагностическая линия

Х2-11

A/L

Вход

Диагностическая линия

Х2-12

-

-

Не используется

Х2-13

nc

Выход

Аварийная лампа

Х2-14

DBR

Выход

Тормоз замедлитель

НП РУП «Экран».

Назначение.

Блок управления используется в качестве центрального управляющего устройства для АБС/ПБС в автотранспортных средствах с прицепом и без прицепа с пневматической тормозной системой.

Блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты от влаги и механических повреждений, крепиться под капотом автомобиля в вернем углу со стороны водителя. Внешний вид и внутреннее строение показаны на рисунке 46. Блок служит для обрабатывания сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения механизмов вспомогательной тормозной системы, и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.

Блок управления обеспечивает следующие функции:

- АБС - функция,

- управление АБС,

- диагностика АБС.

Уровень радиопомех от АТС, оборудованного системой АБС, не превышает величин, установленных СТБ ГОСТ Р 51318.12-2001 и ГОСТ 28279-89.

Уровень звукового давления, создаваемого исполнительными устройствами не превышает 72 дБ.

Функционирование.

При включении системы (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включается диагностическая сигнальная лампа с символом «АБС» или «ABS» на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и средств коммутации.

При исправной системе лампа диагностики при начале движения, когда транспортное средство достигает скорости 5-7 км/ч, если АБС только что подключена, либо после окончания самодиагностики, если система уже использовалась.

При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления включается диагностическая лампа. При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).

Рисунок 46. Блок правления

Во время режима тест-контроля происходит срабатывание модуляторов поочередно (буквой Z): левый передний - правый передний - левый задний - правый задний. Левый борт - одно срабатывания, правый борт - два срабатывания. Срабатывание необходимо для проверки электроклапанов и соленоидов модулятора в случае попадания влаги или образования льда, сопровождается выбросом небольшого количества воздуха из выхода 3 -порт сброса в атмосферу.

Устройства функционального контроля и сигнализации системы контролируют и фиксируют следующие параметры и отказы:

-снижение питающего напряжения ниже минимального предела 18В;

-повышение питающего напряжения выше максимального предела 30,5В;

-снижение уровня сигнала датчиков ниже допустимого 0,1В при зазоре между торцом датчика и зубом ротора 1,2 мм;

-обрыв или короткое замыкание в цепи датчика;

-обрыв или короткое замыкание в цепи исполнительных устройств (модуляторов);

-наличие рабочего напряжения на электроклапанах модуляторов до начала движения АТС и в течение времени более 1с после включения питания;

-наличие рассогласования частоты вращения колес и амплитуды выходного сигнала датчика выше заданной величины;

-недостоверное значение сигнала датчика;

-нарушение заданных алгоритмов работы.

Технические характеристики:

Номинальное напряжение:    12 или 24 В постоянного напряжения.

Рабочее напряжение:    от 22 до 30 В постоянного напряжения.

Потребление электрического тока:    0,5 А.

Рабочая температура:    от -40°С до +80°С.

Температура хранения:   от -30°С до +60°С.

Внимание: при проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения тестера и приборов в положение «выключено» и отключение выключателя «массы». Категорически запрещается проводить сварочные работы на шасси (тягач/автобус/прицеп) при подключенном электронном блоке. Необходимо отключить все разъемы от блока управления непосредственно перед проведением сварочных работ.

Обслуживание.

Если диагностическая лампа не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определенной по мигающему коду (см.раздел Диагностика АБС), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Блок управления ремонту не подлежит и при выходе из строя подлежит замене.

Все электрические входы и выходы защищены от возможности короткого замыкания на корпус.

Подключение разъемов.

Блок управления АБС использует два разъема для электрических соединений. На рисунке 47 и в таблице 8 показаны общий вид блока управления, правильность подключения и назначения контактов для конфигураций 4S/3K и 4S/4K.

Рисунок 47. Разъемы блока управления

Перед соединением или разъединением штекерных разъемов блока управления необходимо ключ «в замке» повернуть в положение «О» и отключить «массу».

Контрольная лампа системы АБС сигнализирует о неисправности системы, а так же служит средством вывода информации о виде неисправности системы в режиме диагностирования. Режим диагностирования с помощью кнопки диагностирования АБС. Контрольная проверка функционирования системы проводиться следующим образом: -включить «массу». Включить питание приборов (повернуть ключ в «замке» в положение «I»). При этом обязательно должна загореться контрольная лампа АБС. Лампа должна погаснуть через 2 секунды. Если лампа погасла, система исправна и проверка считается законченной;

-если лампа не погасла, пустить двигатель и начать движение, при скорости 6-12 км/ч контрольная лампа должна погаснуть;

-проверить действие тормозов в режиме разгон-движение-торможение. Если сигнальная лампа не включается, это так же свидетельствует об исправности системы, и проверка считается законченной.

Отсутствие свечения сигнальной лампы сразу после включения приборов свидетельствует об отсутствии подачи питания на блок управления АБС, о неисправности блока управления, либо о неисправности самой лампы. В этом случае следует убедиться в надежности подключения устройств коммуникации (кабелей, разъемов) электронного блока управления. Напряжение бортовой сети, замеренное на клеммах Х2-7 и Х2-8 «плюс», Х2-9 «минус» подачи питания к блоку управления должно быть в пределах 22-29В.

В случае постоянного горения сигнальной лампы АБС следует выполнить диагностирование системы с использованием световых мигающих сигналов (блинк-кодов).

Назначение колодок: X1 - передняя и задняя ось; Х2 - питание и внешние связи.

Назначение контактов:

Таблица 8. Назначение контактов

Обозначение

разъема

Обозна -чение

Тип

Описание

Х1-1

EV

Выход

Впускной клапан модулятора переднего правого

Х1-2

EV

Выход

Впускной клапан модулятора переднего левого

Х1-3

EV

Выход

Впускной клапан модулятора переднего левого

X1-4

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора переднего правого

Х1-5

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора заднего левого

Х1-6

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора переднего левого

Х1-7

-

-

Не используется

Х1-8

EV

Выход

Впускной клапан модулятора заднего правого

Х1-9

AV

Выход

Выпускной клапан модулятора заднего правого

Х1-10

IGM

Вход

Датчик скорости передний правый

Х1-11

IGM

Вход

Датчик скорости задний левый

Х1-12

IGM

Вход

Датчик скорости передний левый

Х1-13

IG

Вход

Датчик скорости передний правый

Х1-14

IG

Вход

Датчик скорости задний левый

Х1-15

IG

Вход

Датчик скорости передний левый

Х1-16

-

-

Не используется

Х1-17

IGM

Вход

Датчик скорости задний правый

Продолжение табл.8. Назначение контактов

Х1-18

IG

Вход

Датчик скорости задний правый

Х2-1

В

Вход/выход

АБС: контроль замедлителя

Х2-2

-

-

Не используется

Х2-3

А

Вход

АБС: контроль замедлителя

Х2-4

ECU-

Питание «масса»

Масса

Х2-5

АБС

Вход

Переключатель режима «бездорожье»

Х2-6

-

-

Не используется

Х2-7

ECU+

Питание

Напряжение «зажигания»

Х2-8

Ub

Питание

Постоянное электропитание

Х2-9

OV

Питание «масса»

Масса

Х2-10

B/K

Вход/выход

Диагностическая линия

Х2-11

A/L

Вход

Диагностическая линия

Х2-12

-

-

Не используется

Х2-13

nc

Выход

Аварийная лампа

Х2-14

DBR

Выход

Тормоз замедлитель

Вход лампы стоп-сигнала

Этот вход, представленный на рисунке 48, используется для того, чтобы проверить активизацию тормоза для корректной работы АБС и ПБС. На входе проверяется положение педали тормоза по сигналам, приходящим от стоп-сигналов, то есть, если педаль тормоза нажата, лампы стоп-сигналов включены, сигнал от стоп-сигналов так же поступает на блок управления АБС/ПБС. Если цепь разомкнута, считается, что тормоз не работает. В машинах с контроллером бортовой сети сигнал мог быть передан на шину другим БУ. Другим способом работа АБС/ПБС осуществляется по датчикам, то есть если нажата педаль тормоза, автомобиль начинает замедлять движение, при заклинивании/пробуксовывании одного из колес, блок управления за счет датчиков скорости об этом узнает, и, после соответствующего обрабатывания пришедшего с датчика сигнала, выдает соответствующий импульс на исполнительный элемент (модулятор).

Внимание! При всех конфигурациях с ПБС для БУ требуется вход от стоп сигналов. Только при АБС конфигурации вход от стоп сигналов не требуется, хотя в обычных, конструкционных жгутах проводов он может присутствовать. Главная цель входа информации от стоп сигналов состоит в том, чтобы заблокировать функцию ПБС, если нажата педаль тормоза.

Для конфигурации АБС/ПБС при включенном питании правильное функционирование включения стоп сигналов проверяется их включением и выключением при нажатии и отпускании педали тормоза. Если при подаче питания стоп сигналы не работают, то ПБС отключается и лампа ПБС остается гореть. Соответствующая информация доступна через блинк-коды или канал диагностики.

Если есть неисправность включателя стоп сигналов или проводки (обрыв провода, короткое замыкание), то БУ не может определить факт нажатия педали тормоза. Если ПБС лампа не гаснет даже при нажатой педали тормоза и отображается код неисправности включателя стоп сигналов, то неисправность во включателе стоп сигналов или проводке. ПБС остается отключенной до устранения неисправности.

Световой индикатор ПБС включается в следующих ситуациях (режимы могут изменяться в конфигурациях):

-при включенном зажигании световой индикатор горит, пока водитель не нажмёт на педаль тормоза;

-если выбран режим "глубокий снег", то световой индикатор медленно мигает;

-при работе ПБС световой индикатор мигает быстро;

-световой индикатор горит, если стоп сигналы не работают с момента включения зажигания, или включатель стоп сигналов и интерфейс двигателя не обнаружен;

-при динамическом тесте ПБС отключена и световой индикатор горит.

Рисунок 48. Входная цепь переключателя стоп-сигнала

Световой индикатор ПБС должен быть проверен водителем. Лампа горит при включении зажигания. Если она неисправна, то должна быть заменена немедленно. Если лампа остается включенной после нажатия на педаль тормоза, то это указывает на проблему входа от включателя стоп сигналов, проводки лампы или интерфейса EDC. ПБС в этом случае не активна.

Яндекс.Метрика