animateMainmenucolor
activeMenucolor
Ремкам - ремонт автомобилей камаз
Набережные Челны

Введение

1. Нормативная база.

Установка АБС на автомобили КАМАЗ, МАЗ и другие грузовые автомобили была подкреплена законодательно разработкой и введением в действие соответствующих государственных стандартов (ГОСТ). Например, ГОСТ Р 50905-96 «Автотранспортные средства. Электронное оснащение», разработанный Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-производственным объединением (НПО) «Автоэлектроника» и Государственным научным центром Российской Федерации Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Комитета Российской Федерации по машиностроению. В частности, уже существуют требования к АБС (приложение 13 к Правилам №13 ЕЭК ООН), а также соглашение об обязательном оснащении этой системой некоторых категорий ТС.

Вышеуказанный ГОСТ Р 50905-96 регламентирует:

-термины и определения (п.3 ГОСТа);

-требования к составу и функциональным возможностям электронного оснащения (п.4.1. ГОСТа);

-требования к эргономичности электронного оснащения (п.4.2. ГОСТа);

-требования к безопасности эксплуатации электронного оснащения, (п.4.3. ГОСТа);

-требования по взаимозаменяемости составных частей электронного оснащения (п.4.4. ГОСТа);

-требования по ремонтопригодности электронного оснащения (п.4.5. ГОСТа);

-требования по приспособленности электронного оснащения к контролю работоспособности и диагностированию (п.4.6. ГОСТа);

-требования по стойкости к воздействиям условий эксплуатации (п.4.9. ГОСТа).

К основным терминам и определениям относятся:

-антиблокировочное управление торможением - процесс управления предотвращением блокировки колес автотранспортного средства (далее АТС) при торможении путем циклического регулирования давления рабочей жидкости (воздуха) в приводе тормозов, включая, в общем случае, фазы увеличения, выдержки, сброса давления, в зависимости от параметров вращения колес;

-электронный блок (в т.ч. электронный блок управления, вычислительный блок, центральный электронный блок) - конструктивно обособленная законченная часть электронного оснащения, содержащую электронную схему любой сложности дл обработки информации, представляемой электрическими сигналами установленной формы;

-управление движением АТС - общее название процессов управления узлами (подвеска, рулевое управление, тормозная система и т.п.), от функционирования которых зависит движение транспортного средства.

К основным требованиям относятся:

-рекомендуется включать антиблокировочную/противобуксовочную систему (АБС/ПБС) в состав электронного оснащение автобусов большого и особо большого класса М3 (по ГОСТ 22895), грузовых автомобилей класса N3 (по ГОСТ 22895), прицепов и полуприцепов классов 03 и 04 выпуска после 1998г за исключением прицепов и полуприцепов-тяжеловозов;

-отказы блоков и узлов электронного оснащения не должны приводить к угрожающим безопасности движения отказам систем управления или потере управляемости АТС;

-для информационного обмена электронных блоков управления с периферийными устройствами следует использовать типовые интерфейса RS-232C; стык С2 (ГОСТ 23675), токовая петля HP-IL, ИРПС; IEC-265-1 (ГОСТ 26.003);

-для информационного обмена внутри блоков управления должен использоваться интерфейс применяемой элементной базы (микро ЭВМ, микропроцессоров, БИС и СБИС и пр.);

-различные модели и модификации, конструктивно обособленных блоков и узлов электронного оснащения АТС. предназначенные для выполнения совпадающих функций контроля и управления агрегатами и узлами одних и тех же моделей на АТС разных моделей и модификаций, должны быть взаимозаменяемыми;

-элементы и детали крепления и подсоединения взаимозаменяемых блоков и узлов электронного оснащения должны быть унифицированы;

-конструкции электронного оснащения должны быть модульными, обеспечивающими возможности восстановления их работоспособности при неисправностях методом блочной замены неисправных модулей;

-электронное устройство не должно требовать настроек и переналадок после блочной замены неисправных узлов и блоков;

-переключение режимов работы универсальных блоков электронного оснащения при их установке на разных моделях и модификациях АТС должно производиться автоматически, путем определения самим блоком управления конфигурации установленной на АТС электронной системы без использования дополнительных внешних устройств;

-конструкция разъема должна исключать их ошибочные соединения персоналом и самопроизвольное разобщение вследствие вибрации;

-в электронном оснащении должен быть предусмотрен самоконтроль. В микропроцессорных компонентах электронного оснащения должен быть предусмотрен совместный алгоритмический и внешний по отношению к микропроцессорным блокам схемный самоконтроль;

-самоконтроль должен выявлять нарушения функционирования и должна быть предусмотрена индикация водителю результатов самоконтроля при прекращении функционирования или неработоспособности электронного оснащения;

-электронное оснащение должно быть приспособлено к диагностированию внешними средствами технического диагностирования в тестовых и имитирующих реальные условия эксплуатации стендовых режимах проверки;

-в составе электронного оснащения должен быть предусмотрен диагностический электрический соединитель для подключения к внешним средствам технического диагностирования, нахождение которых должно быть в доступных для подключения местах, исключающих необходимость предварительных монтажно-демонтажных работ;

-электронное оснащение должно сохранять работоспособность, а блоки цифровой обработки сигналов не должны иметь сбоев при наводках от электромагнитных полей в соответствии с требованиями ГОСТа 50607;

-перенапряжения во внутренних цепях электронного оснащения. Обусловленные спецификой протекающих в них рабочих процессов, не должны давать наводок недопустимого уровня в бортовой сети АТС, как это оговорено в ГОСТе 28751.

ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», разработанный Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России). В этом ГОСТе четко регламентирует требования по сохранению устойчивости при торможении автотранспортного средства и условия эксплуатации автомобиля укомплектованного системой АБС. ГОСТ был внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств» и ТК 278 «Безопасность дорожного движения», принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. № 47-ст.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

Указанный ГОСТ регламентирует:

-термины и определения (п.3 ГОСТа);

-требования к техническому состоянию транспортного средства (п.4.1. ГОСТа);

-требования к прочим элементам конструкции (п.4.7.ГОСТа);

-методы проверки тормозного управления (п.5.1. ГОСТа).

К основным терминам и определениям относятся:

-тормозной путь - расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения; -устойчивость АТС при торможении - способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения;

-экстренное торможение - торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС;

-эффективность торможения - мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС;

-антиблокировочная тормозная система - тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения;

-коридор движения: часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала границы ни в одной точке;

-вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2 - для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен;

-АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения без видимых следов увода и заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию;

-видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов не допускаются;

-устойчивость АТС при торможении в дорожных условиях проверяют путем выполнения торможений в пределах нормативного коридора движения. Ось, правую и левую границы коридора движения предварительно обозначают параллельной разметкой на дорожном покрытии. АТС перед торможением должно двигаться прямолинейно с установленной начальной скоростью по оси коридора. Выход АТС какой-либо его частью за пределы нормативного коридора движения устанавливают визуально по положению проекции АТС на опорную поверхность или по прибору для проверки тормозных систем в дорожных условиях при превышении измеренной величиной смещения АТС в поперечном направлении половины разности ширины нормативного коридора движения и максимальной ширины АТС;

-требования п.4.1.16 ГОСТ Р 51709 проверяют в дорожных условиях посредством предварительного разгона АТС, контроля скорости движения, выполнения экстренных торможений и наблюдения следов торможения колес, а также визуального контроля функционирования сигнализаторов АБС на всех режимах ее работы.

При пересчетах нормативов тормозного пути ST - следует использовать значения коэффициента А и установившегося замедления jycm для различных категорий АТС, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Значения коэффициентов торможения и замедления

АТС

Категория АТС (тягач в составе автопоезда)

Исходные данные для расчета норматива тормозного пути ST АТС в снаряженном состоянии:

А

jycm м/с2

Пассажирские и грузопассажирские автомобили

M1

0,10

5,8

М2, М3

0,10

5,0

Легковые автомобили с прицепом

M1

0,10

5,8

Грузовые автомобили

N1, N2, N3

0,15

5,0

Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)

N1, N2, N3

0,18

5,0

Приложение ГОСТ Р 51709-2001.

Методика пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения АТС.

Нормативы тормозного пути (в метрах) для торможений АТС с начальной скоростью V0, отличной от указанной в ГОСТ Р 50905-96 нормативной скорости, допускается рассчитывать по формуле:

где V0 - начальная скорость торможения АТС, км/ч; jycm - установившееся замедление, м/с ; А - коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.

Яндекс.Метрика