ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Система управления двигателем

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Транспортные газовые двигатели (ТГД) оборудованы электронной системой управления двигателем (ЭСУД) рисунок 34, которая выполняет следующие функции:

- управление запуском и остановом двигателя;

- управление подачей газа на всех режимах работы двигателя;

- управление временем накопления энергии и моментом зажигания;

- поддержание стабильной частоты вращения двигателя на режимах холостого хода;

- ограничение максимальной частоты вращения двигателя;

- поддержание состава рабочей смеси, удовлетворяющего требованиям к экономичности и токсичности отработавших газов;

- защита двигателя при аварийных режимах работы;

- управление двигателем в аварийных режимах;

- централизованная диагностика элементов системы;

- сигнализация об аварийных и критических режимах работы двигателя и системы.

Состав ЭСУД

Система управления транспортного газового двигателя (СУ ТГД) состоит из следующих узлов:

- микропроцессорного блока управления «М 20»;

- жгута проводов СУТГДРВ 03.01;

- датчика углового положения коленчатого вала 23.3847;

- датчика фазы 25.3855;

- датчика температуры воздуха во впускном коллекторе 233.3828;

- датчика температуры охлаждающей жидкости 233.3828;

- датчика давления воздуха во впускном коллекторе (40...250 кПа), 45.3829 М;

- датчика температуры газа 233.3828;

- датчика давления газа (40...400 кПа), 59.3829;

- привода дроссельной заслонки;

- модуля педального КДБА 453621.001;

- электромагнитного дозатора газа ИВУА.407212.024;

- катушек зажигания Bosch 0221503001;

- проводов высоковольтных.

Рисунок 34 - Принципиальная схема системы управления газового двигателя:

1,2 - турбокомпрессоры; 3 - охладитель наддувочного воздуха; 4 - дроссельная заслонка; 5 - электромагнитный дозатор газа; 6 - фильтр очистки газа; 7 - свеча зажигания; 8 - электропривод дроссельной заслонки; 9 - модуль педальный; 10 - разъем диагностический; 11 - электронный блок управления газовым двигателем (М 20); 12 - катушка зажигания; 13 - колесо датчика фазы; 14 - зубчатый венец противовеса коленчатого вала переднего; 15 - коленчатый вал; 16 - питание 24 В.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Микропроцессорный блок управления «М 20» предназначен для выработки сигналов управления катушками зажигания, приводом дроссельной заслонки, электромагнитными дозаторами газа и электромагнитным клапаном высокого давления на основе информации, получаемой от датчиков ЭСУД, а также определяет неисправности в системе управления и предупреждает о них водителя включением диагностической лампы «Check Engine» (проверь двигатель) в комбинации приборов.

При включении зажигания лампа должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно, в системе управления двигателем возникла неисправность, в этом случае, водителю необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для определения и устранения неисправности в работе двигателя.

В качестве прибора системы диагностики работы ЭСУД используется сканер-тестер, который подключается к диагностическому разъему системы управления. Коды неисправностей ЭСУД даны в руководстве по эксплуатации сканер-тестера.

Датчики системы управления служат для получения информации, необходимой для выработки сигналов управления двигателя.

Привод дроссельной заслонки предназначен для управления положением дроссельной заслонки по сигналам от электронной педали.

Электромагнитный дозатор газа ИВУА.407212.024 осуществляет фазированную подачу необходимого количества газа по сигналам блока управления.

Электромагнитный клапан 113.4412010-20 осуществляет отключение подачи газа при выключении системы управления и при аварийных ситуациях.

Жгут проводов соединяет элементы системы управления с электронным блоком, шиной питания и шиной заземления. Применяемые электрические соединители обеспечивают надежность соединений и их защиту от влияния внешних условий. Расположение жгута проводов на установках должно исключать опасность его перелома при вибрации или повреждения острыми или нагретыми частями.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) 23.3847 - индуктивного типа. Установлен на передней крышке двигателя. Датчик представляет собой катушку с магнитным сердечником. Для нормальной работы системы управления необходимо, чтобы зазор между датчиком и зубьями диска составлял 0,5-1,2 мм. Наличие посторонних частиц (загрязнений) в зазоре не допускается. Соединительный кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя. При неисправном датчике положения коленчатого вала, повреждениях соединительного жгута эксплуатация двигателя невозможна.

Датчик фазы 25.3855 установлен на картере маховика. На валу 13 (рисунок 6) находится колесо датчика фаз 18 с выступом. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Он выдает контроллеру информацию об угловом положении распределительного вала. Наличие посторонних частиц (загрязнений) в зазоре не допускается. Соединительный кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя.

Датчик давления 59.3829 и 45.3829 М (газа в системе питания и абсолютного давления во впускном трубопроводе).

Датчик давления газа в системе питания установлен на корпусе фильтра очистки газа, датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе - за дроссельным пространством впускного трубопровода. По измеренным значениям давлений блок управления определяет количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя и количество газа, необходимое для обеспечения режимов работы двигателя.

Датчик питается стабилизированным напряжением 5В и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от величины измеряемого давления. Датчик подключается к жгуту проводов посредством трехконтактной вилки. В системе управления применяются датчики модели 45.3829 М (датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе) и датчик 59.5829 абсолютного давления газа. Нарушение электрических соединений, работоспособности датчиков приводит к сбоям в работе системы управления.

Не допускается повреждение корпусов датчиков давления и повреждения соединительных шлангов (растрескивание, нарушение герметичности, отсутствие хомутов).

Датчики температуры полупроводникового типа и предназначены для определения температурного состояния систем двигателя (система охлаждения, система питания воздухом, система питания газом). В соответствии с измеренным значением температуры электронный блок корректирует значения угла опережения зажигания, положения дросселя и топливоподачи. Датчик температуры охлаждающей жидкости 233.3828 установлен на корпусе термостатов двигателя, датчик температуры воздуха 233.3828 - на передней стенке впускного трубопровода, датчик температуры газа 233.3828 - на корпусе газового фильтра с электромагнитным клапаном. Датчики подключаются к жгуту проводов посредством двухконтактного соединителя.

Неисправность датчиков приводит к нарушениям работы системы управления и снижению мощности двигателя.

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

СУ ТГД относится к необслуживаемым в эксплуатации изделиям группы II вида I по ГОСТ 27.003 - 90 и не требует подстроек, регулировок и технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Срок службы СУ ТГД не менее срока службы изделия.

Ремонт блока управления и блока коммутации должен производиться на предприятии-изготовителе или на специализированных предприятиях по согласованию с предприятием-изготовителем.

ВНИМАНИЕ!

Не допускается короткое замыкание выводов контактного разъема блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.

Не допускается изменение полярности источника питания на время более 1 минуты.

Яндекс.Метрика