ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Техническое обслуживание

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧНИ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Техническое обслуживание двигателей (силовых агрегатов) подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.

В начальный период эксплуатации проводятся:

- ежедневное обслуживание (ЕО);

- техническое обслуживание ТО-1000, выполняемое один раз после первых 500...1000 км пробега;

- техническое обслуживание ТО-5500, выполняемое один раз в интервале 4500...5500 км пробега;

- техническое обслуживание (ТО-1) первый раз выполняется в интервале 10000...11000 км пробега;

- техническое обслуживание (ТО-2) первый раз выполняется в интервале 15500...16500 км пробега.

Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от категорий условий эксплуатации.

В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей двигателя, поэтому, при проведении технического обслуживания, профилактические, крепежные, смазочно-очисгительные и регулировочные работы должны выполняться тщательно, что обеспечит надежность и экономичность работы двигателя, а также длительный срок его службы.

В основной период эксплуатации проводятся:

- ежедневное техническое обслуживание;

- техническое обслуживание (ТО-1);

- техническое обслуживание (ТО-2);

- сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняемое два раза в год - весной и осенью. Работы по подготовке к зимнему сезону входят в дополнительные осенние работы.

Величина пробега между очередным техническим обслуживанием в основной период эксплуатации зависит от категории условий эксплуатации.

Каждый вид технического обслуживания в основной период эксплуатации имеет индивидуальный перечень операций, т. е. ни одна операция ТО-1 не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь, операции ТО-2 не входят в СТО. Допускается выполнять несколько видов технического обслуживания одновременно, например, ТО-1 и ТО-2, ТО-1 и СТО, ТО-2 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО.

Ниже приведены перечни работ, необходимые для проведения технического обслуживания двигателей в начальный (таблица 4) и основной (таблица 5) периоды эксплуатации.

Дополнительные данные необходимые при техническом обслуживании приведены в приложениях Г и Д.

Периодичность смены масла и охлаждающей жидкости приведена в химмотологической карте (приложение Е).

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

Таблица 4

Содержание работ

Аналогичные работы основного периода

Номер по таблице 5

Вид ТО

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Провести работы по ЕО согласно таблице 5

1-4

ЕО

Техническое обслуживание ТО-1000

Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от пыли и грязи.

Проверить:

- состояние ремня привода генератора и водяного насоса;

2

ТО-2

- состояние и герметичность газовой аппаратуры и трубок системы питания газом;

7

ТО-2

- герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров;

3

ЕО

- состояние жгута проводов, соединении и разъемов.

7

ТО-2

Закрепить:

- элементы соединений воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздушного фильтра к двигателю;

1

ТО-2

- выпускные коллекторы;

1

ТО-1

- турбокомпрессоры;

1

ТО-1

- корпуса турбины и компрессора.

1

ТО-1

Отрегулировать:

- тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел

3

ТО-2

- натяжение приводных ремней

2

ТО-2

Техническое обслуживание Т0-5500

Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от грязи и пыли.

Сменить:

- масло в смазочной системе двигателя

4

ТО-2

- фильтрующие элементы фильтра очистки масла

5

ТО-2

- фильтрующие элементы фильтра очистки газа

6

ТО-2

Проверить герметичность газовой системы двигателя опрессовкой контрольным газом.

7

ТО-2

Проверить работу электромагнитных клапанов на четкость и плавность срабатывания.

Запустиь двигатель и проверить работу двигателя на холостом ходу на разных режимах.

Проверить по показывающим приборам работу всех систем двигателя.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

Таблица 5

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Очистить двигатель от грязи и пыли

1 Довести до нормы уровень масла в масляном картере двигателя

Уровень масла проверять через 4...5 мин. после останова двигателя, установив изделие на ровной горизонтальной площадке. Уровень должен быть около метки "В", что соответствует требуемому количеству масла в двигателе.

Емкость для масла, ветошь

2 Довести до нормы уровень жидкости в системе охлаждения

Проверка уровня производится на холодном двигателе. Уровень должен находиться между отметками “MIN” и “МАХ” на боковой поверхности расширительного бачка.

Емкость для охлаждающей жидкости

3 Проверить

Состояние ремня привода генератора и водяного насоса.

Состояние и герметичность газовой аппаратуры и трубок системы питания газом.

Герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров.

Состояние жгута проводов, соединений и разъемов

Ключ S= 17х19, отвертка

4 Слить отстой из фильтра очистки газа

Слив отстоя из фильтра проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе «Система обеспечения газом».

Ключ S=19, посуда для слива отстоя

Техническое обслуживание ТО-1

Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от грязи и пыли.

1 Проверить (устранение негерметичности при наличии давления не допускается)

Герметичность трубопроводов системы питания двигателя опрессовкой контрольным газом.

Крепление гаек турбокомпрессоров, болтов и гаек крепления коллекторов и патрубков системы впуска и выпуска.

Запустить и проверить работу двигателя на холостом ходу.

Работу турбокомпрессоров (на слух) при работающем двигателе.

Сжатый воздух по ГОСТ 17433 -80 или азот по ГОСТ 9293-74

Емкость, ветошь

Ключ S=10, 13, 17, 19

Техническое обслуживание ТО-2

Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от грязи и пыли.

1 Проверить герметичность систем впуска и выпуска двигателя

Во избежание срыва и раздутия шлангов давление подаваемое во впускной тракт воздуха не должно превышать 20 кПа (0,2 кгс/см2). Места неплотностей определять по выходящему дыму. Если дым не выходит течение 3 минут, то впускной тракт герметичен.

Приспособление И 801.49.000

Продолжение таблицы 5

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

2 Отрегулировать натяжение приводного ремня генератора и водяного насоса

Регулировку натяжения ремня проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе «Система охлаждения»

Ключи S=13, 14, 17, прибор для проверки натяжения ремня.

3 Отрегулировать тепловые зазоры механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел

Величина зазора на холодном двигателе:

- для впускного клапана - 0,25-0,30 мм;

- для выпускного клапана - 0,35-0,40 мм.

Для 1, 2, 3 и 4 цилиндров передний клапан впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров - выпускной.

Регулировку зазоров следует производить на холодном двигателе или после остановки двигателя, не ранее, чем через 30 мин. При этом, подача газа должна быть выключена. Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты.

При регулировке коленчатый вал устанавливается последовательно в положения 1...4, которые определяются его поворотом относительно положения начала впрыскивания топлива в первом цилиндре на угол, указанный ниже:

- положение коленчатого вала 1-2-3-4;

- угол поворота, град - 60-240-420-600;

- номера цилиндров регулируемых клапанов 1; 5, 4; 2, 6; 3, 7; 8.

Схема нумерации цилиндров двигателя приведена на рисунке 38.

Последовательность операций при регулировке зазоров следующая:

- снять крышки головок цилиндров;

- проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров и стоек коромысел;

- оттянуть фиксатор смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в нижнее положение;

Приспособление И 801.14.000 для регулирования клапанов, набор щупов N 2, головки S= 17, 19, ломик для проворачивания коленчатого вала, динамометрический ключ.

Продолжение таблицы 5

Содержание

работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

-

- снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком двигателей автомобильной комплектации), проворот коленчатого вала двигателей автобусной комплектации в соответствии с рисунком 16;

Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями по периферии маховика, соответствует повороту коленчатого вала на 30 град,

- проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком, положение фиксатора маховика см. рисунок 12;

оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, повернуть его на 90 град, и установить в верхнее положение.

- повернуть коленчатый вал по ходу вращения на 60 град, установив его тем самым в положение 1; - в этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).

Если в этом положении клапаны первого и пятого цилиндров не закрыты, провернуть коленчатый вал на 360 градусов, фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком.

- повернуть коленчатый вал по ходу вращения на 60 град, установив его тем самым в положение 1;

Проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, отрегулировать зазоры:

- для регулировки зазора необходимо ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор;

- придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора -щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного с усилием.

Зазоры в клапанах остальных цилиндров регулировать аналогично, устанавливая коленчатый вал в положения 2, 3 и 4 проворотом его на 180 градусов.

-

Продолжение таблицы 5

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

-

- установить крышки головок цилиндров, пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть;

- установить крышку люка картера сцепления.

-

4 Сменить масло в смазочной системе двигателя

Для смены масла необходимо:

- прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70...90 °С, остановить его, слить масло из картера масляного, вывернув из картера сливную пробку. Сливая масло из двигателя нужно обратить внимание, нет ли в масле воды и металлических частиц. Наличие их указывает на необходимость ремонта двигателя. Заливать масло в картер двигателя надо в следующем порядке:

- открыть горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи;

- залить масло до отметки "В" на указателе уровня масла;

- пустить двигатель и дать ему поработать 5 мин на малой частоте вращения коленчатого вала для заполнения масляных полостей в двигателе;

- остановить двигатель и по истечении 4-5 мин, долить масло до отметки "В" на указателе уровня масла. Между метками «Н» «В» объем масла в картере составляет 4 л.

Доливать масло в картер двигателя после длительной стоянки нужно в последовательности операций, изложенных выше. При смене масла надо менять фильтрующие элементы фильтра очистки масла. Сорта масел, допускаемые к применению, приведены в приложении Е.

Периодичность замены масла проводить в соответствии с химмотологической картой с учетом условий эксплуатации.

Несвоевременная смена масла или фильтрующих элементов, применение нерекомендуемых сортов масел и фильтроэлементов, а также загрязненных масел приводит к разрушению вкладышей и аварии двигателя.

Ключ S=27, маслораздаточная колонка 367-M3, ветошь, воронка для слива масла.

Продолжение таблицы 5

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

5 Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра

СМЕНУ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ необходимо осуществлять в следующем порядке:

- вывернуть сливные пробки на обоих колпаках и слить масло в емкость;

- отвернуть колпаки ключом на 27 за бобышку;

- вынуть элементы из колпаков;

- промыть дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;

- установить новые фильтроэлементы полнопоточный - в большой колпак (ближе к вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые);

- залить в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла;

- смазать резьбу на колпаках, уплотнительные кольца и прокладки моторным маслом;

- завернуть колпаки в корпус ключом моментом 49...68,6 Н-м (5,0...7,0 кгс-м);

- на работающем двигателе проверить нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении течи произвести подтяжку или заменить уплотнительные элементы.

При обслуживании использовать фильтроэлементы изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части:

- 7405.1012 040 (полнопоточный);

- 7405.1017 040-02 (частично-поточный).

Ветошь, накидные ключи S=19, 27

6 Сменить фильтрующий элемент фильтра очистки газа

Смену фильтрующего элемента проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе « Система обеспечения газом».

Накидные ключи S=19, 27

7 Проверить систему обеспечения газом.

Проверить герметичность газовой системы двигателя опрессовкой контрольным газом.

Проверить работу электромагнитных клапанов на четкость и плавность срабатывания.

Запустиь двигатель и проверить работу двигателя на холостом ходу на разных режимах.

Проверить по показывающим приборам работу всех систем двигателя.

Сжатый воздух по ГОСТ 17433-80 или азот по ГОСТ 9293-74

Продолжение таблицы 5

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ (СТО)

Перед проведением ТО выработать газ из системы питания двигателя до остановки (см. раздел «Меры безопасности»). Очистить двигатель от пыли и грязи

1 Сменить охлаждающую жидкость

Требования к охлаждающей жидкости приведены в приложении Е

Воронка, посуда для слива, ветошь

2 Снять турбокомпрессоры для очистки (выполняется один раз в два года)

Промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, удалить отложения с поверхностей лопаток колеса компрессора. (Последовательность проведения работ см. раздел «Обслуживание системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха»).

Сменные головки S=17, 13, динамометрический ключ, посуда для мойки, ветошь.

3 Снять ОНВ для удаления накопившего конденсата и очистки ОНВ от загрязнений (выполняется при необходимости один раз в год, весной).

Перевернуть ОНВ патрубками вниз и слить накопившийся конденсат из внутренней полости.

Осторожно промыть струей горячей воды пластины между трубками, не допуская деформации кромок с последующим удалением остатков воды продувкой струей сжатого воздуха или просушкой.

ВНИМАНИЕ !

Категорически запрещается применение моющих средств, содержащих щелочи (мыло, сода каустическая) во избежание коррозионного разрушения зон пайки.

Отвертка, Ключ-S=10, 13, 17, посуда для слива конденсата, ванна для мойки.

4 Сменить фильтрующий элемент воздушного фильтра и предочиститель (при срабатывании индикатора засоренности фильтра обслуживание провести не дожидаясь ТО)

Снять фильтроэлемент, очистить бункер от пыли. Перед установкой элемента осмотреть уплотнительные прокладки, внутреннюю поверхность корпуса фильтра. Наличие пыли и грязи не допускается.

Гайку крепления затянуть моментом 7...10 Н-м (0,7...1,0 кгс-м).

При обслуживании использовать фильтроэлементы 7405.1109560 изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку запасных частей (см. раздел «Система питания двигателя воздухом»).

Ветошь.

5 Проверить

Запустить и проверить работу двигателя на холостом ходу. Проверить по показывающим приборам работу всех систем двигателя.

-
Яндекс.Метрика