ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Электрооборудование автомобилей Камаз 6460. Часть 3

Аккумуляторная батарея

Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190А состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в полипропиленовом моноблоке с общей крышкой.

Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5x143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных - 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных - 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.

Техническая характеристика аккумуляторных батарей

Таблица 25

Тип батареи

6СТ-190А

Количество батарей

2

Номинальное напряжение батареи, В

12

Номинальная емкость при температуре электролита 23...27°С в режиме разряда, А.ч:

20-часовом

190

10-часовом

170

Сила тока при режиме разряда, А:

20-часовом

9.5

10-часовом

17

Габаритные размеры, мм:

длина

525

ширина

240

высота

243

Масса, кг:

без электролита

45

с электролитом

60

Сила тока при режиме заряда, А:

20-часовом

10-часовом

19

17

Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).

Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений под общей крышкой, на крышке имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.

Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10.

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и, при необходимости, после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.

Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (табл. 26).

Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1.83...1,84 г/см3 однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15 °С. Количество воды, кислоты плотностью 1.83 г/см3 или ее раствора плотностью 1,40 г/см3 необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 26.

Плотность электролита при приведении етартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Таблица 26.

Климатический район

Время года

Плотность электролита при 15°С, г/см3

Заливаемого

в конце первого заряда

Районы с резко континентальным климатом с зимней температой ниже минус 40°С

Зима

1.290

1.310

Лето

1.250

1.270

Районы с зимней температурой

- до минус 40°С

Круглый год

1.270

1.290

- до минус 30°до минус С до минус -30

То же

1.250

1.270

Южные районы

То же

1.230

1.250

Тропики

То же

1.210

1.230

Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0.01 г/см3

Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты

Таблица 27

Требуемая плотность электролита при 15°С, г/см3

Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15°С, л

Количество воды и кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, л

Воды

Раствора

Воды

Кислоты

1.210

0.522

0.493

0.834

0.204

1.230

0.467

0.542

0.811

0.228

1.250

0.418

0.596

0.796

0.248

1.270

0.364

0.647

0.778

0.269

1.290

0.313

0.698

0,759

0.290

1.310

0.256

0.753

0.736

0.314

1.400

 

0,640

0.416

Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 28.

Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита

Таблица 28.

Температура электролита, °С

-40

-30

-15

0

+ 15

+30

+45

+60

Поправка к показанию денсиметра

-0,04

-0,03

-0,02

-0,01

0

+0.01

0,02

+0,03

Примечание. Если температура электролита выше 15°С, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже - то вычесть.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.

Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.

Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзаряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.

Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2...3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.

Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.

Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2...3 ч, а в конце заряда — через каждый час.

Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.

Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.

В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 26. в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.

Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.

Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три - четыре раза.

Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.

Техническое обслуживание

При сервисе 1 проверьте уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долейте дистиллированную воду. Доливайте воду непосредственно перед выездом автомобиля на линию.

Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки - трещины моноблока.

При сервисе 2 выполняйте следующие операции:

-    очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смажьте техническим вазелином;

-    проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия:

-    смажьте выводы и перемычки аккумуляторных батарей;

-    проверьте состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей):

-    доведите до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует снижению емкости батареи на 5...6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 29, учитывая температурную поправку.

Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см3. Если разность превышает указанную величину, батарею снимите с автомобиля и поставьте на заряд. В конце заряда проведите корректировку плотности.

Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.

Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снимите с автомобиля и зарядите на зарядной станции.

Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому помните, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.

Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15°С)

Таблица 29.

Плотность электролита, приведенная к температуре 15°С, г/см3

Полностью заряженная батарея

батарея разряжена

на 25%

на 50%

1,310

1,270

1,230

1,290

1,250

1,210

1,270

1,230

1,190

1,250

1,210

1,170

1,230

1,190

1,150

Возможные неисправности батарей.

Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.

Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протрите ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протрите насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.

Сульфатация — это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.

Признаками сульфатации пластин являются:

-    быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;

-    плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;

-    газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);

-    при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6...2,7 В у исправных аккумуляторов;

-    при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.

Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.

Сульфатация возникает вследствие:

-    длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;

-    систематического недозаряда батарей;

-    снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;

-    применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.

Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжайте до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5...6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядите аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слейте из батареи электролит, промойте аккумуляторы дистиллированной водой и проверьте, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разберите. Затем залейте в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядите батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжайте до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5...6 часов, затем доведите плотность до нормальной и проведите контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторите указанные операции.

Отстающий аккумулятор — это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.

Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.

Отстающие аккумуляторы дозаряжайте отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоедините провода через дополнительный реостат и заряжайте тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем проведите контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядите его отдельно, как указано выше.

Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:

-    из предварительного полного заряда;

-    контрольного разряда;

-    окончательного полного заряда.

Предварительный полный заряд проводите зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.

Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20...30°С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживайте в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.

Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замеряйте при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проведите через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролируйте непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, отключите батарею от разрядной цепи.

При контрольном разряде записывайте время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах приведите к температуре 30°С по формуле:

где С30 - емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, А.ч; Ср - емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А.ч; t° - средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 - температурный коэффициент емкости.

Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.

Окончательный полный заряд проводите нормальным зарядным током с соблюдением всех правил и доводкой плотности электролита в конце заряда.

Не допускайте перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.

Аккумуляторная батарея 6СТ-190А ремонту не подлежит, при отказе подлежит замене.

Хранение

Хранение сухозаряженных батарей. Новые, не залитые электролитом батареи храните в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 50°С.

При постановке батарей на хранение плотно вверните герметизирующие пробки в заливные горловины крышек. Батареи устанавливайте в один ряд и защищайте от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.

Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.

Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.

Батареи устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.

Перед постановкой батарей на хранение осмотрите их, убедитесь в исправности и очистите от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализуйте 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо.

Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей").

Батареи, поставленные на хранение при температуре 0°С и не ниже минус 30°С, проверяйте ежемесячно по плотности электролита и подзаряжайте в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15°С, ниже 1,230 г/см3.

Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.

Система освещения

К системе внешнего и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние указатели поворотов, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа, фары-прожекторы, боковые повторители указателей поворота, передние и боковые габаритные фонари, фонари освещения номерного знака, рабочая фара.

Технические характеристики световых приборов

Таблица 30.

Световые приборы

Применяемые лампы по ГОСТ 2023.1-88

Мощность, Вт

Тип цоколя по ГОСТ17101-79

Фары головного света 342.3711 - 2шт.

- ближний и дальний свет

АКГ24-75-70-1(Н4)

75-70

Р 43t-38

- габаритный свет

АМН24-4

4

BA9s/14

Противотуманная фара ФГ 152А - 2шт.

АКГ24-70(Н1)

70

Р 14,5s

Фара-прожектор 2012.3711 - 2шт.

АКГ24-70(Н1)

70

Р 14,5s

Передний габаритный фонарь 26.3712 - 2шт.

А24-5-1

5

BA15s/19

Плафон освещения кабины П1-3714 - 2 шт.

А24-21-3, А24-5-1

21,5

BA15s/19

Плафон вещевого ящика ПК142-Б - 1 шт.

АС24-5-1

5

SV8,5/8

Передние указатели поворота УП1-3712 - 2шт.

А24-21-3

21

BA15s/19

Боковой повторитель указателей поворота

А24-21-3

21

BA 15s/19

56.3726 - 2 шт.

Боковой габаритный фонарь 431.3731 - 6 шт.

Светодиоды

Задние фонари 7442.3716-08 - 2шт.

- габаритные огни

А24-10

10

BA15s/19

- указатели поворота

А24-21-3

21

BA15s/19

- сигналы торможения

А24-21-3

21

BA15 s/19

- фонарь заднего хода

А24-21-3

21

BA15s/19

- задний контурный фонарь

А24-10

10

BA15 s/19

- противотуманный фонарь

А24-21-3

21

BA15s/19

Фонари освещения номерного знака

А24-5-1

5

BA15s/19

ФП 131АБ - 2шт.

Фара рабочая 2012.3711 - 1шт.

АКГ24-70(Н1)

70

Р14.5s

Подкапотная лампа ПД 308Б - 1шт.

А24-21-3

21

ВА15 s/19

Переносная лампа НСТ 39-21 - 1шт.

А24-21-3

21

BA15 s/19

Лампа аварийной сигнализации

АМН-24-3

3

ВA7s/11

Лампа подсветки приборов

А24-2

2

BA9s/14

Лампы подсветки блоков контрольных ламп, выключателей

А24-1.2

1,2

W2х4,6d

Электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 - 1шт.

Техническое обслуживание

Исправное состояние системы освещения и световой сигнализации является необходимым условием безопасности автомобильного движения. Это указывает на важность своевременного и регулярного профилактического обслуживания осветительных приборов.

При ежедневном техническом обслуживании перед выездом проверьте состояние приборов освещения при различных положениях переключателей и выключателей:

-    комбинированного переключателя фар головного света, передних и задних фонарей;

-    кнопочных выключателей противотуманных фар, заднего противотуманного фонаря, фар-прожекторов;

-    протрите загрязненные рассеиватели приборов внешнего освещения и сигнализации.

При сервисе 2 отрегулируйте направление светового потока фар.

Световой поток фар регулируйте на ровной площацке (рис. 124) с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон и т.д.). Автомобиль должен быть в снаряженном состоянии, но без груза. Присутствие водителя в кабине не имеет значения. Давление в шинах автомобиля доведите до нормы. Рассеиватели и отражатели фар должны быть чистыми.

Плоский экран с матовой поверхностью шириной не менее 3 м установите перпендикулярно поверхности площадки. Отклонение экрана от перпендикулярности должно быть не более 1°. Линии разметки, нанесенные на экран с допуском ± 0,5см, должны быть хорошо видны.

Автомобиль установить так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, а линия III совпадала с продольной плоскостью симметрии автомобиля. Допустимое отклонение продольной симметрии относительно линии III не более ± 5 см. Линии II и IV должны совпадать с проекцией центров фар автомобиля на плоскость экрана. Линия I должна находиться на уровне высоты центра фар.

Расстояние от экрана до центров наружной поверхности рассеивателей фар (10±0,05)м. Допускается уменьшение величины данного расстояния до (7,5±0,03) м и (5±0,025) м, значение регулировки указано в таблице 31.

Таблица 31.

L (м)

Н (мм)

10±0,05

150

7.5±0,03

112,5

5±0,025

75

Рис. 125. Фара головного света:

1 - винт вертикального регулирования света; 2 - винт горизонтального регулирования света.

Свет фар можно регулировать с помощью реглоскопа.

Для дополнительной регулировки наклона луча ближнего света фар при загрузке автомобиля применяется электромеханический корректор фар ЭМКФ 28 (рис. 126).

Рис. 126. Корректор фар головного свега:

1 - шкала; 2 - ручка управления корректора.

Регулировка осуществляется ручкой управления, установленной на панели выключателей. При повороте ручки управления против часовой стрелки световые пучки каждой фары опускаются вниз. Корректор фар функционирует только при включенном ближнем свете. Положение ручки менять в зависимости от нагрузки в соответствии с рис. 126 и таблицей 32.

Таблица 32.

Состояние загрузки автомобиля

Метка положения ручки корректора

Снаряженный автомобиль с водителем

Наполовину груженый автомобиль

••

Полностью груженый автомобиль

•••

Рис. 127. Установка противотуманных фар:

1 - гайка для регулирования света противотуманных фар.

Регулирование света противотуманных фар. Установите экран на расстоянии 5 м от автомобиля и проведите на нем горизонтальную линию, которая должна быть ниже линии высоты центров фар на 100 мм. Отверните гайку 1 (рис. 127) крепления противотуманной фары к буферу и установите фару так, чтобы верхняя граница светового пятна совпадала на экране с горизонтальной линией.

Проверку величины падения напряжения на изделиях светотехники проводите с помощью вольтметра при включенном дальнем свете фар. Для этого замерьте напряжение между выводом амперметра и массой и напряжение между штекерным выводом нити дальнего света фар и массой. Падение напряжения, равное разности этих напряжений, не должно превышать 6,5% от номинального напряжения.

Падение напряжения можно проверить непосредственно милливольтметром, обеспечив подачу напряжения к плюсовому выводу амперметра и штекерному выводу нити дальнего света.

Возможные неисправности приборов освещения, способы их устранения

Таблица 33

Причина неисправности

Метод устранения

Частое перегорание ламп

Повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля

Проверьте величину напряжения, при необходимости замените регулятор напряжения

Лампа не горит

Стряхивание или перегорание нити накала

Замените лампу

Обрыв цепи питания:

-    сгорела плавкая вставка в блоке предохранителей;

-    отсутствует контакт в штекерных соединениях;

-    поломка переключателей

устраните короткое замыкание в цепи, замените плавкую вставку

восстановите контакт;

устраните неисправность или замените переключатель

Лампа горит тускло

Окислились или загрязнились контактные соединения

Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры

Загрязнился рассеиватель или отражатель

Протрите рассеиватель, промойте отражатель

Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накаливания

Замените лампу

Разрядилась аккумуляторная батарея

Зарядите аккумуляторную батарею

Повышенное падение напряжения в цепи

Проверьте падение напряжения. Устраните причины повышенного падения напряжения

Мигает свет в лампе

Периодическая потеря контакта

Восстановите контакт

На внутренней поверхности колб ламп иногда появляется налет испаряемого вольфрама, который резко уменьшает силу света. Такие лампы замените.

После замены ламп фар регулирование направления светового потока обязательно.

Замену ламп производите в помещении, где нет пыли. Нельзя длительное время оставлять оптический элемент открытым после того, как вынут патрон с отказавшей лампой.

Не дотрагивайтесь пальцами до поверхности отражателя.

При загрязнении отражателя промойте его чистой теплой водой, очищая ватой его поверхность. Очистку ведите круговыми движениями с небольшим усилием. После промывки оптический элемент просушите, положив его для сушки зеркальной поверхностью отражателя вниз.

При замене галогенных ламп АКГ 24-75+70 и АКГ 24-70 лампу держать за цоколь, исключая контакт со стеклом колбы. Загрязнения на колбе лампы приводят к помутнению стекла. При возникшем загрязнении колбы, стеклянную поверхность тщательно протереть

Хранение

Приборы освещения и лампы храните в сухих, хорошо проветриваемых и отапливаемых помещениях. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже 5°С. При неблагоприятных условиях хранения наружные и хромированные части изделий, а также цоколи ламп покройте тонким слоем вазелинового масла или другой нейтральной смазкой.

Не допускается хранить в одном помещении приборы освещения с аккумуляторными батареями, кислотами, электролитом.

Контрольно-измерительные приборы

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем автомобиля и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все указатели объединены в комбинацию приборов (КП), установленную на щитке приборов в кабине водителя. Датчики установлены на агрегатах шасси и двигателя.

Техническая характеристика контрольно-измерительных приборов

Таблица 34

Указатель спидометра *)

121.3802, магнитоиндукционный, с электрическим приводом

Указатель тахометра

251.3813, электронный

Датчик спидометра *)

МЭ 307 или 20.3843, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирующий ток переменной частоты

Указатель давления в системе смазывания двигателя

магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой падения давления, в составе КП

Датчик указателя давления масла

ММ 370, мембранного типа с реостатом

Указатель уровня топлива

магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива, в составе КП

Датчик указателя уровня топлива

БМ 158-Б, рычажного типа с реостатом и сигнальным устройством контрольной лампы расхода топлива

Указатель температуры охлаждающей жидкости

магнитоэлектрический, логометрического типа с контрольной лампой перегрева, в составе КП

Датчик указателя температуры

ТМ 100-А, с терморезистором

*) На автомобилях, укомплектованных коробками передач по импорту (ZF и др.) для измерения скорости и пройденного пути устанавливается тахограф 1318.27, работающий от датчика импульсов 2159.30. Ремонт и обслуживание тахографа производится только в специализированных мастерских.

Рис. 128. Указатель спидометра:

1 - колодка штекерная; 2 - плата печатная с полупроводниковыми элементами; 3 - корпус указателя; 4 - устройство счетное; 5 - механизм магнитоиндукционный; 6 - гнездо сигнальной лампы; 7 - электродвигатель.

Электрический спидометр состоит из преобразователя (датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приемник; приемника (трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов) и магнитоиндуктивного механизма спидометра со счетным устройством.

Приемник конструктивно объединен с магнитоиндуктивным механизмом в один прибор-указатель спидометра. Конструкция спидометра показана на рис. 128. Принципиальные схемы спидометра и тахометра показаны на рис. 129, 130.

Техническое обслуживание

При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверьте работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя и счетчика пройденного пути.

При сервисе 2 проверьте состояние и надежность датчиков включения блокировки мостов и стоп-сигнала.

Для контрольной проверки спидометра и тахометра необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и контрольного.

При проверке датчиков контрольный приемник спидометра подключайте поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух полученных показаний оцените погрешность проверяемого прибора.

При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик. Проверку проводите также методом сравнения.

Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключите от источника питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле.

Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную проверку, является КТУ 1.

Рис. 129. Принципиальная схема спидометра


Рис. 130. Принципиальная электрическая схема электронного тахометра:

I - к выключателю освещения контрольных приборов; II, IV - к корпусу автомобиля; III - к фазе генератора; C1, С2, СЗ, С4 - конденсаторы; R1... R13 - резисторы; VI, V8 - стабилитроны; V2, V5, V7 - транзисторы; V3, V4, V6 - диоды; Е1 - лампа А24-1.

Указатели давления в системе смазывания двигателя проверяйте совместно с датчиком сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично схеме включения на автомобиле.

Допустимая погрешность указателя ± 7%: от верхнего предела измерений в диапазоне рабочих давлений 0...686,5 кПа (0...7 кгс/см2) и ±10% - в диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см2) (при температуре окружающего воздуха (20±5)°С).

При проверке указателя с помощью реостата показания должны соответствовать данным табл. 34.

Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным количеством топлива в баке. Допустимая погрешность указателя совместно с датчиком 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха (20±5)°С. Если погрешность превышает допустимую, определите, какой из приборов неисправен, заменяя датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую и направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях, отрегулируйте, по возможности, датчик, подгибая рычаг поплавка.

Данные для проверки указателя давления масла

Таблица 34.

Контролируемые отметки шкалы

Сопротивление реостата

0

165

2

132

4

98

6

70

8

42

10

20

Данные для проверки указателя уровня топлива

Таблица 35.

Проверяемые отметки

Значения сопротивлении реостата,

0

0...8

1/2

36,5...43,5

П

78...95

Для проверки точности показаний указателя с реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь величинами сопротивлений, указанными в табл. 48.

Проверку указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости проводите сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с термометром поместите в резервуар с водой, температуру которой постепенно увеличивайте. Подсоедините указатель к датчику в соответствии со схемой подключения, корпус датчика соедините с минусовым выводом батареи. Оцените точность показаний проверяемого прибора.

Величины сопротивлений реостата, включенного в цепь вместо датчика, должны соответствовать значениям, указанным в табл. 36, при определенных показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний: ± 8°С при температуре воды 40°С и ± 5°С при температуре воды 80...100°С.

Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на контрольной установке типа Э204 и аналогичных.

Для проверки обрыва в цепи "указатель - датчик” отсоедините провод от датчика и подключите его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт на “массу” автомобиля. Если провод оборван, то положение стрелки не изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка указателя отклонится, а лампочка загорится.

Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и указатель, отсоедините провод от датчика при включенном питании, и если стрелка не изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, в противном случае отсоедините провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае стрелка отклонится

Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости

Таблица 36.

При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения

Неисправен предохранитель

Замените предохранитель

Обрыв в цепи питания

Восстановите цепь

Отклонение стрелки влево или вниз от нуля

Обрыв провода от указателя к датчику давления масла или температуры охлаждающей жидкости

Восстановите цепь

Перепутаны выводы В и Д указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости

Подсоедините провода в соответствии со схемой

Замыкание провода или датчика уровня топлива на массу автомобиля

Устраните замыкание

Отклонение стрелки вправо или вверх от крайней отметки

Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости с массой автомобиля

Устраните замыкание. Восстановите контакт

Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с массой автомобиля

Восстановите цепь; восстановите контакт

Перепутаны выводы В и Д указателя уровня топлива

Подсоедините провода в соответствии со схемой

Резкие колебания стрелки

Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с массой автомобиля

Восстановите контакт

Исчезает контакт в штекерных соединениях

Обеспечьте плотность и чистоту штекерных соединений

Не работают скоростной и счетный узлы спидометра

Нарушение контактных соединений в цепях питания

Восстановите контакт

Отсутствие “массы" на приемнике

Проверьте наличие “массы”

Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узлы спидометра

Сработал предохранитель

Найдите причину, вызвавшую срабатывание. Устраните неисправность

Оборвался провод питания

Устраните неисправность

Колебания стрелки спидометра на малых оборотах, стрелка не отклоняется

Обрыв фазного провода внутри указателя

Вскройте указатель и припаяйте оборванный провод

Обрыв фазного провода внутри датчика

Вскройте датчик и припаяйте оборванный провод

Отказ транзистора

Вскройте указатель и замените транзистор

Система звуковой сигнализации

На автомобиле установлены:

-    комплект электрических звуковых сигналов С306-Д-01 и С307-Д-01 (низкого и высокого тона), расположенный под кабиной на передней поперечине рамы. Электрические сигналы включаются при перемещении рукоятки переключателя указателей поворотов вверх, питание к ним подается через промежуточное реле 901.3747, установленное на нижней панели приборов;

-    реле-сигнализатор 733.3747-10, предназначенный для внутренней сигнализации в кабине, включен в цепь сигнализации: падения давления в контурах пневматического тормозного привода; падения давления масла; перегрева охлаждающей жидкости; звучит одновременно с включением любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров; реле-сигнализатор установлен в кабине под панелью приборов.

Возможные неисправности электрических сигналов и способы их устранения

Таблица 37.

Причина неисправности

Метод устранения

При включении сигнал не звучит

Обрыв провода

Проверьте электрическую цепь

Нет контакта в цепи питания или нет массы сигналов

Восстановите контакт

Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания

Определите место короткого замыкания и устраните его

Не работает реле звуковых сигналов

Реле замените

Неисправен сигнал

Замените сигнал

Сигналы издают слабый, хриплый звук

Нарушена регулировка сигналов

Отрегулируйте сигналы

При включении сигнал дребезжит

Подгорели контакты сигналов

Снимите сигналы, зачистите контакты, отрегулируйте звучание

Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря

Устраните перекос якоря и отрегулируйте сигнал

Поломка мембраны

Замените сигнал

Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать

Попадание в рупоры воды и грязи

Очистите рупоры

Ремонт

Техническое состояние электрических сигналов оценивается по качеству и громкости звучания сигналов, качество звучания определяется на слух. Звук сигналов должен быть чистым, без дребезжаний и хрипов. Чистоту и громкость звучания при необходимости отрегулируйте.

Регулирование электрических сигналов проводите в такой последовательности:

-    выверните винт 6 и снимите крышку 3 (рис. 131);

-    проверьте магнитный зазор А между якорем 10 и сердечником 8. Зазор не должен выходить за пределы величины, установленной при регулировке. Для сигнала С306-Д-01 зазор должен быть 1,15...1,25 мм, а для сигнала С307-Д-01 - 0,85...0,95 мм. С изменением величины зазора меняется тональность звука;

-    проверьте состояние и положение контактов 5 и 7 прерывателя. Несовпадение осей контактов не должно выходить за пределы 0,2 мм;

Рис. 131. Звуковой электрический сигнал:

1 - основание; 2, 4 - гайки регулировочные; 3 - крышка; 5 - пластина нижнего контакта; 6 - винт; 7 - пружина верхнего контакта; 8 - сердечник; 9 - стойка; 10 - якорь; 11 - прокладка; 12 - мембрана; 13 - резонатор.

- подключите поочередно сигналы к аккумуляторной батарее и отрегулируйте их по тону и по силе звучания.

Тон звука регулируйте при помощи гаек 2 и 4. При слишком низком или слишком высоком тоне ослабьте верхнюю гайку 4, а нижнюю гайку 2 вращайте в ту или иную сторону до получения необходимого тона звучания сигнала. После регулировки гайку 4 затяните и проверьте звучание сигнала.

Если этой регулировкой тон звука отрегулировать не удается, отрегулируйте зазор между якорем 10 и сердечником 8.

Зазор регулируйте с помощью прокладок 11 толщиной 0,5 мм, устанавливаемых между резонаторами 13 и мембраной 12, а также между основанием 1 и мембраной. Приуменьшении зазора тон звука повышается, при увеличении - понижается

Силу звука регулируйте изменением силы сжатия контактов прерывателя, что приводит к изменению величины тока в цепи сигнала. Регулировку производите также гайками 2 и 4.

Сигналы прослушивайте с закрытыми крышками, подвешивая их за кронштейн на подставке, свободной от дребезжания. Сигналы должны нормально звучать при напряжении не ниже 22 В. Сила тока, потребляемого комплектом сигналов, не должна превышать 5 А при напряжении 24 В.

Коммутационная аппаратура

Коммутационная аппаратура обеспечивает включение системы световой сигнализации и системы наружного и внутреннего освещения автомобиля.

Выключатель аккумуляторной батареи с дистанционным управлением («массы») 14.3737 установлен на переднем кронштейне ящика аккумуляторных батарей и состоит из электромагнита, корпуса с контактной частью и устройства ручного включения с защитным чехлом (рис. 132).

Комбинированный переключатель поворотов и указателей света П145 установлен на рулевой колонке и состоит из механизмов включения указателей поворотов, а также включения и переключения системы внешнего освещения. Кроме того, переключатель обеспечивает включение электрических звуковых сигналов через реле сигналов и включение электрического сигнала через электропневмоклапан.

Автоматическое отключение указателей поворотов при окончании маневрирования автомобиля обеспечивается специальной втулкой срабатывателя, установленной на рулевом колесе.

Рис. 132. Выключатель аккумуляторной батареи 14.3737:

1 - прокладка уплотнительная; 2 - система контактная; 3- устройство ручного включения с защитным чехлом; 4 - электромагнит; 5 - якорь; 6 - шток; 7 - штекерный разъем;- 8 - корпус; 9 - клеммы.

При установке рулевого колеса на шлицах вала колонки следите за тем, чтобы спицы рулевого колеса были расположены симметрично оси колонки, колеса автомобиля при этом должны быть направлены по оси автомобиля.

Реле различного назначения широко применяются в системах электрооборудования, это:

-    прерыватели светового сигнала при маневрировании автомобиля и для сигнализации аварийного состояния PC 951А2 или 3402.3777-22;

-    реле прерывистого сигнала включения стояночного тормоза PC 493;

-    реле стартера 738.3747-20;

-    реле с переключающимися контактами 901.3747.010 (рис. 133).

Рис. 133. Электрическая схема реле 901.3747

При монтаже реле на автомобиле подключайте штекеры электропроводов к выводам реле строго в соответствии с их назначением.

Специального технического обслуживания реле не требуют. При отказе в работе они подлежат замене.

Техническое обслуживание

При сервисе 2 проверьте состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя массы, наличие и исправность защитных чехлов.

При сервисе С разберите выключатель массы аккумуляторных батарей, прочистите и смажьте.

Порядок разборки и сборки. Выверните винты крепления корпуса к электромагниту. Снимите уплотнительную прокладку. При разборке корпуса с контактной системой отогните стопорные шайбы, снимите опорную плиту. Особое внимание обратите на целостность пружины фиксатора.

Снимите со шпилек контактную часть, устраните подгар контактных соединений зачисткой стеклянной шкуркой, продуйте сжатым воздухом внутреннюю полость корпу са. Трущиеся поверхности штока и шпилек контактной системы смажьте смазкой ЦИАТИМ-201.

Сборку выключателя производите в обратной последовательности.

При сборке шток электромагнита заверните в якоре так, чтобы при ходе якоря до упора сердечника шток выступал над опорной поверхностью фланца на 1,5..2,5 мм.

Электропровода, предохранители

На автомобилях КамАЗ применяется однопроводная схема подключения потребителей. Отрицательный вывод источников питания и части потребителей выведен на массу автомобиля, которая выполняет функцию второго провода.

Применяемые провода низкого напряжения марки ПГВА и ПВА имеют различные сечения (от 1 мм2 до 50 мм2), выбор которых определяется мощностью потребителей, механической прочностью и допустимыми падениями напряжения в цепи.

Для соединения массы кабины с рамой автомобиля используется плетеный автомобильный провод марки АМГ16.

Для соединения проводов между собой, а также для подсоединения к приборам системы электрооборудования провода армированы штекерами. Штекеры в соединениях пучков проводов установлены в колодках и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми защитными чехлами. При монтаже электропроводки на штекеры наносится антикоррозийная смазка.

Внимательно проверяйте надежность штекерных соединений, не допускайте излома фиксирующего язычка колодочных штекеров. При установке штекеров в колодки соблюдайте соответствие расцветок соединяемых друг с другом проводов.

Техническое обслуживание

При сервисе 2 проверьте состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей).

Допустимые падения напряжения

Таблица 38.

Потребитель

Максимально допустимое падение напряжения, % от номинального напряжения

Фара (дальний свет)

6,5

Фара (ближний свет)

3,2

Задние указатели поворота

2,5

Задние габаритные огни

2,5

Передний фонарь

1,0

Стоп-сигнал

3,5

Стартер (измеряется по перемычке)

0,2 В на 100 А силы тока стартера

Допустимые падения напряжения в штекерных соединениях

Таблица 39.

Сечение провода, мм

Допустимое падение напряжения, мВ

При величине тока, А

1

20

10

1,5

30

15

2,5

20

30

4,0

30

50

6,0

20

50

Ремонт

При отказе в работе потребителей проверьте падение напряжения в цепях питания, замеряя вольтметром величину напряжения на "+" амперметра, а также у потребителя. Разность напряжения является величиной падения напряжения в проверяемой цепи. Падение напряжения сравните с допустимым, указанным в табл. 38

Падение напряжения в штекерном соединении измеряется непосредственно в месте обжимки провода милливольтметром класса точности не ниже 1,0. Полу ченные значения должны соответствовать значениям, указанным в табл. 39.

Возможные неисправности электропроводки и способы их устранения

Основные неисправности электропроводки — нарушение контакта в штекерных соединениях.

Прежде чем приступить к определению места обрыва в цепи, убедитесь в исправности предохранителя, включенного в эту цепь.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием. Для этого дополнительный провод подсоедините к плюсовому выводу неработающего потребителя, а его второй конец подсоединяйте к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать.

Если при шунтировании всего участка цепи потребитель работает, проверьте надежность соединения его с массой.

Место обрыва можно также определить с помощью контрольной лампы таким же образом. Только вместо потребителя в шунтирующую цепь включена лампочка 24 В.

В местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов возможно короткое замыкание на массу. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяйте в цепи от предохранителя к потребителю.

При обрыве проводов сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей спайкой, или замените их новыми соответствующего сечения и длины. Затем изолируйте провода с помощью изоляционных трубок или защищая их намоткой изоляционной ленты.

Для защиты проводов и потребителей от чрезмерно больших токов, возникающих при коротких замыканиях, на автомобилях КамАЗ применяются два типа блоков предохранителей с плавкими вставками:

-    111.3722 (60А; 30А);

-    ПР112 (8А; 16А).

Яндекс.Метрика