ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Оборудование для двигателя

ОБОРУДОВАНИЕ

ГЕНЕРАТОРЫ. На двигателях могут устанавливаться генераторы различной мощности от 1 до 4 кВт в зависимости от назначения изделия и баланса электроэнергии. Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала с помощью ременной передачи.

Генераторы работают в однопроводной схеме электрооборудования изделия с присоединением «минуса» на корпус.

Номинальное напряжение генераторов - 28 В. Регулятор напряжения, как правило, встроенный.

На генераторах имеются следующие выводы:

«+» - для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой;

«Ш» - для соединения с выключателем стартера и приборов;

«W» - вывод фазы для соединения с тахометром и реле блокировки стартера (РБС);

«+D» - вывод от дополнительных диодов для соединения с контрольной лампой.

Применяемые генераторы относятся к необслуживаемым агрегатам двигателя, не требующим регулировок. Обслуживание генератора сводится к контролю состояния крепления и натяжения приводных ремней. Перечень возможных неисправностей и способы их устранения приведены в таблице 9.

Эксплуатационные ограничения

Во избежание выхода из строя генератора при подключении аккумуляторных батарей необходимо строго соблюдать полярность: вывод «-» аккумуляторной батареи подключается к массе автомобиля; вывод «+» подключается к выводу «+» генератора.

При работе без аккумуляторной батареи возможно скачкообразное изменение напряжения при резких сбросах —абросах нагрузки. Во избежание выхода из строя приборов и устройств электрооборудования не рекомендуется при работе без аккумуляторной батареи сброс нагрузки более 50% от номинального значения и резкое увеличение/уменьшение частоты вращения коленчатого вала.

При работе без аккумуляторной батареи возможна неудовлетворительная работа приборов и устройств электрооборудования, чувствительных к качеству электроэнергии.

Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при работе без аккумуляторной батареи запрещается работа генератора при токе нагрузки менее 5А.

Запрещается мыть генератор струей воды под давлением, бензином, дизельным топливом и т.д.

При мойке изделия необходимо защищать генератор от попадания в него воды.

При проведении сварочных работ необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

Проверять качество изоляции статора и обмотки возбуждения повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока и регулятора выводами.

Запрещается проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 26В, при неотключенном генераторе.

Во избежание выхода из строя регулятора напряжения и выпрямительного блока при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети изделия.

Запрещается проверять регулятор напряжения и выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с проверяемой цепью.

Запрещается проверять работоспособность генератора путем замыкания выводов перемычками на массу и между собой.

Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях.

Запрещается запускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

Запрещается отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

СТАРТЕР Для запуска двигателей применяются стартеры моделей СТ142-Б1, СТ142-10 и СТ142-Б2 (рисунок 46) и другие, в зависимости от требований потребителей

Стартер закреплен на картере маховика с левой стороны двигателя и представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, принудительным включением и храповичной муфтой свободного хода.

Для предотвращения попадания масла, воды и грязи корпус электродвигателя и тяговое реле выполнены в герметичном исполнении. С этой целью разъемные соединения корпуса защищены резиновыми уплотнительными прокладками. Электромагнитное тяговое реле со стороны выходного конца штока защищено гофрированным резиновым кожухом. Под выходные болты установлены резиновые шайбы. Корпус электродвигателя со стороны привода защищен резиновым сальником, установленным на промежуточной опоре.

Корпус стартера, имеющий наружный диаметр 130 мм, изготовлен из стали. К внутренней стенке корпуса при помощи винтов с потайными головками закреплены четыре полюса с катушками 18 обмотки возбуждения, намотанными медным проводом прямоугольного сечения. Межвитковая изоляция выполнена из электротехнической бумаги. Дополнительно катушки обмотаны хлопчатобумажной лентой и пропитаны специальным лаком. Сердечник якоря набран из листов электротехнической стали. Для снижения вихревых токов пластины сердечника изолированы лаком. Обмотка якоря выполнена из медных шин прямоугольного сечения и уложена в специальные пазы сердечника. Для предотвращения разрушения обмотки якоря от воздействия центробежных сил при больших оборотах обмотки, предусмотрены специальные бандажи из стальной проволоки. Витки обмотки изолированы электротехническим картоном.

К коллектору с помощью пружин прижимаются щетки, размещенные в щеткодержателях 20 на специальной траверсе 3. В каждом щеткодержателе установлено по две меднографитные щетки. Траверса крепится четырьмя болтами к крышке.

Вал якоря 19 вращается в бронзо-графитных подшипниках 2, 14, 17, запрессованных в крышках и промежуточной опоре. В обеих крышках стартера и промежуточной опоре имеются масляные резервуары, в которых находятся фильцы, пропитанные турбинным маслом Т 22 и закрытые герметичными заглушками. Обе крышки и промежуточная опора крепятся стяжными болтами к корпусу стартера.

Для введения в зацепление шестерни привода 13 с венцом маховика применяется электромагнитное тяговое реле, состоящее из корпуса реле 9, крышки 6, втягивающей и удерживающей обмоток, штока 8 с возвратной пружиной и контактного диска 7. Тяговое реле размещается в верхней части стартера и крепится винтами к крышке корпуса со стороны привода. Обмотки реле намотаны на латунную втулку, причем, вначале намотана втягивающая, а затем - удерживающая. Сопротивление удерживающей обмотки больше, чем сопротивление втягивающей. Начала обеих обмоток соединены с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке. Конец втягивающей обмотки соединен с выводным болтом, а конец удерживающей обмотки - с корпусом. В начале включения стартера необходимо большое усилие для втягивания якоря, поэтому работают обе обмотки. В конце хода перемещения якоря, когда шестерня привода стартера войдет в зацепление с венцом маховика не менее чем на 2/3 длины зуба шестерни, диск замкнет между собой контактные болты и включит электродвигатель стартера. Одновременно контактный диск зашунтирует втягивающую обмотку тягового реле. При этом якорь удерживается во втянутом состоянии за счет удерживающей обмотки.

Перемещение штока тягового реле передается на механизм привода через рычаг, поворачивающийся вокруг эксцентриковой оси 11, при помощи которой регулируется зазор между приводом 12 и упорной шайбой 15.

Рисунок 46 - Стартер СТ142-10:

1 - крышка со стороны коллектора; 2, 14, 17 - подшипники; 3 - траверса; 4 - перемычка; 5 - болт контактный; 6 - крышка реле; 7 - диск контактный; 8 - шток; 9 - корпус реле с катушкой; 10 - крышка со стороны привода; 11 — ось рычага; 12 - привод; 13 - колесо зубчатое привода; 15 - шайба упорная; 16 - шайба замковая; 18 - катушки; 19 - якорь; 20 - щеткодержатель.

Перечень возможных неисправностей и способы их устранения приведены в таблице 9.

Эксплуатационные ограничения

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Повторный запуск можно производить не ранее чем через 30 секунд перерыва. Допускаемое общее количество попыток запуска двигателя не более трех. Если двигатель при этом не заводится, найдите неисправность и устраните ее.

Максимальная продолжительность непрерывной работы стартера при отрицательной температуре 20 секунд.

Запрещается запуск двигателя с помощью постороннего источника электрической энергии с характеристиками, превышающими 24 В и суммарной емкостью аккумуляторных батарей, выходящей за пределы (190±20) Ач.

Категорически запрещается использовать стартер для приведения транспортного средства в движение.

КОМПРЕССОР модели 53205-3509015 (рисунок 47) поршневого типа, непрямоточный, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Диаметр цилиндра и ход поршня компресссора 92 х 46 мм, производительность - не менее 373 л/мин при избыточном давлении 0,7 Мпа и частоте вращения коленчатого вала компрессора 2000 мин-1.

Компрессор установлен на переднем торце картера маховика двигателя в развале блока цилиндров. Привод компрессора от коленчатого вала двигателя осуществляется шестернями привода агрегатов. Поршень 3 алюминиевый, с плавающим пальцем 11. От осевого перемещения палец в бобышках поршня зафиксирован стопорными кольцами 1. Воздух из впускного коллектора двигателя поступает в цилиндр компрессора через самодействующий пластинчатый впускной клапан. Сжатый поршнем воздух вытесняется в пневмосистему через расположенный в головке цилиндра 4 самодействующий пластинчатый нагнетательный клапан. Отбор воздуха в компрессор должен осуществляться из трассы подвода воздуха к двигателю после воздушного фильтра.

Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Масло к трущимся поверхностям компрессора подается из масляной магистрали двигателя к картеру компрессора и по каналу коленчатого вала поступает к шатуну. Поршневой палец и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием.

Температура нагнетаемого воздуха на выходе из компрессора при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и противодавлении в системе 0,7 МПа составляет 200°С.

На двигателях могут устанавливаться компрессоры других моделей.

Рисунок 47 - Компрессор 53205-3509015:

1 - стопорное кольцо; 2 - маслосъемное кольцо; 3 - поршень; 4 - головка цилиндра; 5, 8 - пробки; 6, 15 - болты; 7 - крышка верхняя; 9 - компрессионное кольцо; 10 - цилиндр; 11 - поршневой палец; 12, 16 - уплотнительные кольца; 13 - крышка задняя; 14 - коренной вкладыш; 17 - картер; 18 - шатун; 19 - коленчатый вал; 20 - шестерня привода; 21 - гайка.

НАСОС РУЛЕВОГО УСИЛИТЕЛЯ модели 6520-3407200 (рисунок 48) с бачком для масла установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя шестернями привода агрегатов. Насос пластинчатого типа, двойного действия.

Положение статора 36 относительно корпуса 39 и распределительного диска 33 зафиксировано штифтами. Стрелка на наружной поверхности статора указывает направление вращения вала насоса.

При вращении валика 5 насоса пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости «Г» в крышке 28 насоса по каналам в распределительном диске.

Между пластинами и торцевыми поверхностями корпуса насоса и распределительного диска образуются полости переменного объема, которые заполняются маслом около зон всасывания.

При уменьшении объема между пластинами масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через дросселирующее отверстие «В» с линией нагнетания.

В крышке насоса расположен комбинированный клапан 32, совмещающий в себе предохранительный и перепускной клапаны. Предохранительный клапан является дополнительным (резервным) в гидросистеме. Клапан отрегулирован на давление 16,6... 17,6 Мпа (170... 180 кгс/см2). Перепускной клапан ограничивает количество масла, поступающего в систему.

Перепускной клапан работает следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 29 к распределительному диску. Масло из полости в крышке насоса через отверстие «В» поступает в канал, соединяющийся с линией нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 29, сообщается с этим каналом отверстием «А» малого диаметра.


Рисунок 48 - Насос рулевого усилителя 6520-34*07200:

1 - шестерня привода насоса; 2 - гайка крепления шестерни; 3 - разводной шплинт; 4, 17 - шайбы; 5 - валик насоса; 6 - сегментная шпонка; 7, 10 - упорные кольца; 8 - шариковый радиальный однорядный подшипник; 9 - маслоотгонное кольцо; 11 - манжета; 12 - роликовый игольчатый подшипник; 13 - коллектор насоса; 14 - бачок насоса; 15 - заливной фильтр; 16 - пробка заливной горловины; 18 - гайка-барашек; 19, 35, 38 - уплотнительные кольца; 20 - предохранительный клапан; 21 - крышка бачка; 22, 27 - уплотнительные прокладки; 23 - фильтр насоса; 24 - трубка бачка; 25 - штуцер; 26 - прокладка коллектора; 28 - крышка насоса; 29 - пружина перепускного клапана; 30 - седло предохранительного клапана; 31 - регулировочная прокладка; 32 - комбинированный клапан; 33 - распределительный диск; 34 - пластина насоса; 36 - статор насоса; 37 - ротор насоса; 39 - корпус насоса; А, В - дросселирующие отверстия; Б - радиальное отверстие; Г - полость нагнетания.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя под действием сопротивления в отверстии «В» образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) в канале нагнетания насоса (за клапаном). Перепад давлений тем больше, чем большее количество масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от давления.

Избыточное давление в полости «Г» крышки, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины 29. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход маслу из полости «Г» крышки в бачок. Чем большее количество масла подает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Перепускной клапан при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана работает аналогично.

При открывании предохранительного клапана небольшой поток масла проходит в бачок через радиальные отверстия «Б» в перепускном клапане. В этом случае давление на правый торец перепускного клапана падает, так как поток масла, идущий к предохранительному клапану, ограничен отверстием «А». Клапан, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок основной части перепускаемого масла.

Регулировать предохранительный клапан следует только регулировочными прокладками 31, подкладываемыми под седло клапана.

Для предотвращения шума и износа деталей насоса при работе его с большой частотой вращения коленчатого вала двигателя предусмотрен коллектор 13, который принудительно направляет сливаемое перепускным клапаном масло во внутреннюю полость корпуса насоса и обеспечивает избыточное давление в зонах всасывания.

Бачок 14 насоса прикреплен непосредственно к корпусу и крышке насоса четырьмя болтами через промежуточные резиновые прокладки 26 и 27. В бачке расположен фильтр 23. Фильтр выполнен в виде неразборной конструкции, состоящей из бумажной шторы, размещенной между двумя металлическими обечайками, которые приклеены к верхней и нижней крышкам фильтра. Кроме того, в бачке имеются заливной фильтр 15 и предохранительный клапан 20, препятствующий повышению давления воздуха в полости бачка под маслом больше чем на 19,8...29,4 кПа (0,2...0,3 кгс/см2).

На двигателях (в зависимости от требования заказчика) вместо насоса рулевого усилителя 6520-3407200 могут устанавливаться насосы 4674117 фирмы «РРТ» или 4310-3407200 или 6540-3407200 аналогичной конструкции.

Рабочее давление в гидравлической системе руля изделия и производительность насоса рулевого механизма на режиме номинальной мощности двигателя, а также максимальное давление срабатывания предохранительного клапана насоса, в зависимости от установленной модели насоса, приведены в таблице 7.

Таблица 7

Вид насоса

4310-3407200

6520-3407200

6540-3407200

фирмы «РРТ»

фирмы «RBL»

Рабочее давление, Мпа (кгс/см2)

5,4 (55)

7,0 (71)

5,4 (55)

4,9 (50)

6,9 (70)

Производительность насоса, м3/мин

0,023

0,023

0,026

0,016

0,016

Максимальное давление, Мпа (кгс/см2)

9,3±0,5

(95±5)

15,2±0,5

(155±5)

10,3±0,5

(105±5)

12,7±0,5

(130±5)

16,7+0,5

(170+5)

ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСОСА

Обслуживание насоса заключается в своевременной проверке, доливке и смене масла в системе.

Уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя следует проверять только указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, уровень должен находиться между метками на указателе.

При проверке уровня масла в бачке насоса, передние колеса изделия должны быть установлены прямо, двигатель должен работать на режиме холостого хода.

Замену масла производить в следующей последовательности:

-    слить масло;

-    тщательно очистить крышку заливной горловины от грязи и снять ее;

-    протереть заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом;

-    заливать масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

-    пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала доливать масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня. Уровень масла должен находиться между метками указателя

Для смены фильтрующего элемента насоса необходимо:

-    слить масло из системы;

-    отвернуть гайку-барашек, снять крышку бачка насоса, расшплинтовать фиксирующую пружину, снять шайбу, пружину и загрязненный фильтрующий элемент;

-    установить новый фильтрующий элемент, пружину, шайбу, зашплинтовать фиксирующую пружину, установить крышку бачка насоса и завернуть гайку-барашек;

-    заполнить систему маслом и прокачать.

Яндекс.Метрика