ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Кабина. Техническая характеристика кабины

Главная / Справочник / Автомобили семейства МУСТАНГ / Кабина. Техническая характеристика кабины

РАЗДЕЛ 9. КАБИНА

Кабина имеет подрессоренную подвеску, обеспечивающую надежную изоляцию от воздействия дороги. Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства рычажного типа.

Двери кабины оборудованы опускающимися стеклами и поворотными форточками. Стекла ветровых окон - безопасные, типа “триплекс”. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол - с электроприводом, состоит из электродвигателя с редуктором, тяг и щеток, бачка с электрическим насосом, расположенного в кабине под панелью приборов, трубок, жиклеров и клавиш управления.

Естественная вентиляция, осуществляемая через окна и форточки дверей, вентиляционный люк в крыше, а также система отопления, работающая от системы охлаждения двигателя с принудительной подачей воздуха к ногам водителя, пассажиров, на ветровые стекла и окна дверей, позволяют устанавливать оптимальную температуру в кабине в любое время года и предохраняют стекла от замерзания.

Техническая характеристика кабины

Таблица 9-1.

Масса кабины, кг:

- трехместной без спального места;

 

550

- трехместнои со спальным местом

572

Габаритные размеры кабины, мм:

длина (по крыльям)

1890

длина кабины со спальным местом

2210

ширина (по крыльям)

2482

внутренняя ширина на уровне плеч

2040

высота (с крыльями)

2040

Углы опрокидывания кабины, град.:

допустимый ограничителем

41

максимальный при снятии двигателя*

61

Угол поворота стеклоочистителей от горизонтали, град.:

8...98

Скорость движения стеклоочистителей, двойных ходов в минуту

30; 70

Усилие прижатия щетки стеклоочистителя к стеклу, Н (кгс)

3,43...3,92 (0,35...0,4)

Обмыв ветровых стекол

от электрического центробежного насоса, встроенного в бачок

Вместимость бачка омывателя ветровых стекол, л

2

Угол наклона спинки сиденья водителя от вертикали, град.

9...19

Продольный ход перемещения сиденья водителя, мм

135

Угол наклона спинки сиденья правого пассажира от вертикали, град.

12

Ремни безопасности:

водителя

диагонально-поясной РБ 3-44

среднего пассажира

поясной РБ ЗС-45

крайнего пассажира

диагонально-поясной РБ 3-45

Зеркала заднего вида

плоские или сферические, с двумя степенями свободы, крепятся на наружной панели двери

*При наклоне кабины на 61° предварительно снимите буфер (или фары) и поднимите облицовочную панель.

Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией и мягкой обивкой. Сиденье водителя - регулируемое, что обеспечивает оптимальные условия для работы водителя. В кабине установлены ремни безопасности для всех трех мест кабины.

Специальные аэродинамические устройства: боковые обтекатели, обтекатели крыши, установка которых предусмотрена на кабинах, снижают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля, повышают топливную экономичность, снижают загрязнение автомобиля при движении по мокрым дорогам.

Кабина автомобиля состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции и деталей интерьера, оборудования, а также деталей оперения (крыльев, подножек, облицовочной панели и др.) и деталей крепления кабины.

Корпус кабины

Корпус кабины является силовой частью кабины и основой для крепления всех узлов и оборудования.

Корпус кабины цельнометаллический, собран на точечной сварке из штампованных панелей, предварительно собранных в сборочные единицы: пол, передок, две боковины, задок и крыша. Причем, кабины без спального места и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом. У кабин с одним и двумя спальными местами отличаются только крыша и добавляются надставки боковины и средняя панель задка (собственно спальное место). Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, выштампованными в панелях, и каркасами панелей.

В месте сопряжения панелей образуются сложные замкнутые сечения балок каркаса кабины, которые вместе с каркасами самих панелей и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают высокую жесткость и прочность кабины.

Крепление кабины

Кабина крепится к раме в четырех точках с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних подрессоренных опор с запорным механизмом.

Передние шарнирные опоры (рис. 9-1) состоят из нижних кронштейнов 21 и 26, закрепленных болтами к первой поперечине рамы, и верхних кронштейнов 27, которые крепятся к поперечной балке пола. Шарнирное соединение между ними позволяет опрокидывать кабину вперед.

Рис. 9-1. Переднее крепление, механизм уравновешивания кабины и ограничитель подъема кабины: 1 - панель пола; 2 - втулка опоры; 3 - опора торсиона; 4 - ось опоры торсиона; 5 - рычаг торсиона; 6 - шпилька стопорная; 7 - балка усилительная продольная правая; 8 - удлинитель; 9 - стойка верхняя; 10, 20 - палец; 11 - стойка нижняя; 12 - пластина; 13 - скоба верхняя ограничителя подъема кабины; 14 - угольник; 15 - торсионы; 16 - подушка верхняя; 17 - подушка нижняя; 18 - втулка торсиона; 19 - опора переднего крепления; 21 - кронштейн нижний левый; 22 - планка усилительная; 23 - поперечина № 1; 24 - масленка; 25 - лонжерон правый; 26 - кронштейн нижний правый; 27 - кронштейн верхний.

Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки. В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 15 механизма уравновешивания кабины.

Крепление кабины заднее (рис. 9-2) объединено с мягкой подвеской кабины и состоит из продольных листовых рессор 13, которые крепятся к кронштейнам 16, жестко закрепленным на лонжероне 9 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 8, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне 17, а верхней проушиной - в обойме 12 рессоры. К обойме рессоры крепится кронштейн 10 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину. Перемещение кабины вниз ограничивается подушкой 15, которая встроена в амортизатор.

Рис. 9-2. Задняя опора кабины: 1 - скоба запора; 2, 7 - подушка; 3 - прокладка; 4 - втулка рессоры; 5 - ось ушка рессоры; 6 - шайба опорная; 8 - амортизатор; 9 - лонжерон рамы; 10 - кронштейн запора кабины; 11 - скоба предохранительная; 12 - обойма рессоры; 13 - рессора кабины; 14 - прокладка рессоры; 15 - стремянка; 16 - кронштейн амортизатора верхний; 17 - кронштейн амортизатора заднего крепления кабины.

Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля. При скорости поршня 0,25 м/с контрольные данные усилий сопротивления амортизатора при ходе сжатия 94,2...259 Н (9,6...26,4 кгс), при ходе отбоя - 895...1271 Н (91,2...129,6 кгс).

Механизм опрокидывания кабины служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.

Механизм опрокидывания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 15 (рис. 9-1), которые квадратными концами закреплены в нижних кронштейнах 21 и 26 передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках противоположных кронштейнов. На шлицевых концах стяжными болтами закреплены взаимозаменяемые рычаги 5 торсионов, которые верхними концами упираются во втулки 2 опор 3 торсионов.

Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53°.

Кабина опрокидывается на 41° и при необходимости (для снятия двигателя) может опрокидываться на 61°. Для этого освободите удлинитель ограничителя подъема кабины.

Автомобили имеют механизм подъема и опускания кабины (рис. 9-3) с гидроприводом и ручным управлением. Механизм состоит из ручного насоса, цилиндра подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр. В качестве рукоятки приводного вала насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.

Рис. 9-3. Механизм подъема и опускания кабины: 1 - кронштейн насоса; 2 - болты крепления насоса; 3 - насос опрокидывания кабины; 4 - правый лонжерон рамы; 5 - трубка подъема кабины; 6 - трубка опускания кабины; 7 - гидроцилиндр МОК; 8 - кронштейн; 9 - палец подвески цилиндра; 10 - дроссель; 11 - задняя часть правого переднего крыла; 12 - кронштейн трубопроводов; 13 - трубка подъема запасного колеса; 14 - трубка опускания запасного колеса.

Насос подъема и опускания кабины (рис. 9-4) плунжерного типа, крепится четырьмя болтами к кронштейну. Кронштейн в свою очередь болтами крепится к задней части правого переднего крыла автомобиля.

Рис. 9-4. Насос механизма опрокидывания кабины: 1 - корпус насоса; 2 - пружина; 3 - пробка; 4 - втулка нагнетательного плунжера; 5 - грязесъемник; 6 - палец; 7 - рукоятка насоса; 8 - нажимной палец; 9 - нагнетательный плунжер; 10 - пробка со щупом; 11 - пробка с атмосферным клапаном; 12 - бачок; 13 - всасывающий фильтр; 14 - предохранительный клапан; 15 - рукоятка золотника; 16 - реверсивный золотник; 17 - золотник; 18 - жиклер насоса с фильтром.

Технические характеристики насоса

Таблица 9-2.

Тип насоса

ручной, плунжерный, одностороннего действия

Максимальное давление, развиваемое насосом, МПа (кгс/см2)

18+1 (180+10)

Давление срабатывания предохранительного клапана в заливной пробке, МПа (кгс/см2)

2±0,5 (20±5)

Управление насосом осуществляется установкой золотников в одно из положений режимов работы насоса - ПОДЪЕМ-ОПУСКАНИЕ. Установка золотников производится рукоятками (рис. 9-4).

Рукоятка насоса 7 имеет отверстие з20 мм для монтажной лопатки или воротка, входящих в комплект инструмента на автомобиль. Усилие на рукоятке на расстоянии 600 мм от продольной оси рукоятки при давлении 20 МПа (200 кгс/см2) должно быть не более 38 кгс.

Уровень рабочей жидкости в насосе (кабина в транспортном положении) контролируется щупом, расположенном в пробке 10. В качестве рабочей жидкости используется масло согласно химмотологической карте автомобиля.

Рис. 9-5. Цилиндр подъема и опускания кабины: 1 - грязесъемник штока; 2, 7 - манжеты; 3 - пробка; 4 - стакан цилиндра; 5 - шток; 6 - полукольца штока; 8 - шайба; 9 - гайка; 10 - транспортная пробка; 11 - штифт; 12, 14 - уплотнительные кольца; 13 - втулки манжет; 15 - крышка цилиндра; 16 - гайка крышки.

Рис. 9-6. Дроссель: 1 - корпус; 2 - пружина; 3 - шарик; 4 - пробка.

Цилиндр подъема и опускания кабины (рис. 9-5) снабжен клапанами безопасности (рис. 9-6). На цилиндре подъема и опускания кабины клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками.

Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается.

Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открытия клапана рукоятки золотников нужно повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то рукоятки установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).

Подъем кабины. Перед подъемом кабины необходимо затормозить автомобиль стояночной тормозной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем надо повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора.

Для подъема кабины в первое положение (на угол 41 °) следует установить рукоятки золотников (рис. 9-4) на насосе в положение «Подъем» и, качая рукоятку 7 монтажной лопаткой, поднять кабину. Для предотвращения случайного опускания кабины нужно закрепить стойки ограничителя предохранительной шпилькой 6 (рис. 9-1).

Для опускания кабины следует вынуть стопорную (предохранительную) шпильку, установить рукоятку 6 (рис. 9-4) на насосе в положение «Опускание» и, качая рукоятку 7 монтажной лопаткой, опустить кабину.

Для подъема кабины во второе положение (на угол 61°) надо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и поднять кабину в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец удлинителя 8 (рис. 9-1). Затем, качая рукоятку 7 (рис. 9-4) монтажной лопаткой, поднять кабину во второе положение.

Возможные неисправности системы подъема и опускания кабины и запасного колеса и способы их устранения

Таблица 9-2.

Причина неисправности

Способ устранения

Тугое качание рукоятки насоса или полное заклинивание нагнетательного плунжера. Действие системы не соответствует положению рычагов управления

Неправильное подсоединение наконечников шлангов или неверная установка золотников насоса в своих гнездах

Осмотреть систему, переставить правильно наконечники шлангов. Проверить и при необходимости перебрать золотниковые узлы

Засорение жиклера или фильтра

Очистить и промыть фильтр и жиклер

Попадание воды в рабочую жидкость и образование ледяных пробок, применение в системе не рекомендуемого масла

При наличии льда отогреть и очистить насос, промыть свежим маслом, сменить масло в насосе. Удалить масло из всей системы, заправить систему рекомендуемым маслом

Во время подъема или опускания кабины или запасного колеса систему заклинило (обычно после резкого качания рукоятки насосом)

Закрылся и не открывается клапан безопасности

Повернуть рукоятку реверсивного золотника в положение, противоположное проводимой операции, а затем в нужное положение и продолжать операцию

Насос работает (подача есть), но кабина не поднимается (не опускается)

Неисправность предохранительного клапана насоса (не обеспечивает требуемого давления)

Снять клапан, не допуская выливания масла из цилиндра или шланга, разобрать, очистить, промыть, отрегулировать на требуемое давление 15-17 МПа (150-170 кгс/см2). Допускается удалять фильтры клапана без их замены

Насос не работает (нет подачи), детали насоса передвигаются без заеданий

Неисправность всасывающего клапана насоса (не закрывается совсем или закрывается неплотно)

Вывернуть пробку 3 (рис.8-4), вынуть пружину 2 и шарик всасывающего клапана. Осмотреть детали и седло клапана (внутри корпуса). Устранить причину неисправности

Подтекание масла в местах соединений топливных трубок, из-под угольников и пробки всасывающего клапана

Неплотности, износ или повреждение уплотнительных деталей, износ резьбы

Подтянуть подтекающее соединение, проверить уплотнительные детали, при необходимости заменить

Ограничитель подъема кабины расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 11 (рис. 9-1) ограничителя вращается в нижнем угольнике 14, закрепленном на пластине 12 на правом лонжероне рамы. Верхняя стойка 9 через удлинитель крепится в верхней скобе 13, закрепленной на продольной балке 7 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная шпилька 6 между нижней и верхней стойками.

Механизм запорный кабины (рис. 9-7) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.

Корпус 6 запора крепится к балке задка и продольной балке пола кабины. На оси 4 запора вращается рукоятка 5 запора. Крюк 3 вращается на пальце оси. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 1 (рис. 9-2), приваренную к кронштейну 10, закрепленному на обойме рессоры, а крюк 3 (рис. 9-1) входит зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса 6 запора к резиновой подушке 2 (рис. 9-2) на кронштейне скобы. Предохранительный крюк 8 с помощью пружины 7 защелкивается автоматически за скобу.

Для открывания запора перед опрокидыванием кабины поверните рукоятки обоих запоров из нижнего положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления предохранительный крюк.

Рис. 9-7. Запорное устройство кабины 1 - упор рукоятки; 2 - скоба; 3 - крюк запора кабины; 4 - ось крюка запора; 5 - рукоятка запора; 6 - корпус запора; 7 - пружина; 8 - предохранительный крюк.

Двери кабины

Двери кабины открываются вперед, подвешены к передней стойке, и в задней части запираются замком. Дверь состоит из наружной и внутренней панелей, которые по периметру и по контуру окна сварены точечной сваркой.

В нижней части внутренней панели имеется лючок для слива воды из двери, закрытый полиэтиленовой заглушкой. В средней части внутренней панели имеются два люка, предназначенные для монтажа и демонтажа стеклоподъемника, стекла и замка двери, закрытые пластмассовой панелью. К нижней части внутренней панели двери прикреплен пластмассовый карман для мелких вещей.

Уплотнение двери состоит из двух уплотнителей. Первый - это уплотнитель двери из губчатой резины, приклеенный к внутренней панели двери по всему периметру. Второй - это уплотнитель проема двери, выполненный из упругого резиново-металлического профиля, надевающегося на фланец двери, который своей губчатой частью, выполненной в форме трубки, прижимается к внутренней панели двери.

Дверь подвешена к передней стойке кабины на двух навесках. Каждая навеска состоит из двухушковой и трехушковой петель, соединенных осью. Двухушковая петля приварена к внутренней панели двери, а трехушковая крепится четырьмя болтами к передней стойке кабины, внутри которой имеются специальные плавающие пластины, позволяющие осуществлять регулировку навески двери. Ограничивает дверь при открывании и фиксирует ее в открытом положении ограничитель двери, который представляет собой дугообразный рычаг, шарнирно закрепленный на внутренней панели двери, с резиновым буфером и пластинчатыми пружинами на втором конце, которые входят в зацепление с фиксатором при полном открывании двери.

Устройство запорное двери состоит из замка двери, фиксатора замка, внутреннего привода с ручкой и наружной ручки с кнопкой замка ручки. Замок двери роторного типа (рис. 9-8) с предохранителем и с кнопочным приводом крепится к торцу двери тремя винтами. При нажатии на кнопку наружной ручки двери шток кнопки нажимает на флажок 4 защелки, которая, поворачиваясь, выходит из зацепления с храповиком 2, что приводит к повороту ротора 5 и открытию двери.

Рис. 9-9. Стеклоподъемник тросовый: 1 - барабан; 2 - валик привода; 3 - трос.

Внутренняя ручка двери связана с замком при помощи привода и тяги 7. Корпус привода тремя винтами крепится к внутренней панели двери. При повороте на себя (вверх) внутренней ручки, сидящей на шлицах оси поводка привода, последний, поворачиваясь и сжимая пружины 1, через тягу 7 привода поворачивает рычаг 6 тяги замка, который, в свою очередь, поворачивает защелку 3, храповик 2, ротор 5 замка.

При повороте внутренней ручки двери от себя (вниз) пружина-фиксатор входит в углубление рычага тяги замка и фиксирует данное положение защелки.

Теперь при нажатии на кнопку наружной ручки замок не откроется. При открывании дверей изнутри замок снимается с предохранителя поворотом внутренней ручки на себя.

Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку наружной ручки двери. При повороте ключа (запирании) пластина-запор кнопки своими выступами входит в пазы ручки и не дает возможности перемещаться кнопке. Изнутри при этом дверь открыть можно.

При закрывании двери ротор замка, поворачиваясь, входит в фиксатор, который четырьмя винтами крепится к задней стойке боковины. Плотное прилегание двери к проему обеспечивается двумя положениями храповика: в промежуточном и в положении полного закрытия.

Окна дверей включают опускающиеся стекла и поворотные форточки, которые разделены между собой неподвижными стойками. Стекла дверей - закаленные, полированные. Термообработка обеспечивает прочность стекол, а при ударе стекло разбивается на мелкие тупые осколки. Опускающиеся стекла дверей перемещаются вверх и вниз по направляющим, в которые установлены резиновые уплотнители.

Нижний торец стекла, являясь опорным, впрессован в обойму с резиновой прокладкой. К обойме в середине приварена кулиса стеклоподъёмника.

Поворотная форточка в проеме поворачивается на двух осях. Оси форточки и ручка запора крепятся винтами через отверстия в стекле. Форточка открывается поворотом ручки на 90°, при этом язычок ручки выходит из зацепления с личинкой запора.

Стеклоподъемник окна двери (рис. 9-9) с тросовым приводом, крепится к внутренней панели двери шестью винтами. Механизмы правого и левого стеклоподъемников взаимозаменяемы.

При вращении рукоятки стеклоподъемника усилие через валик привода 2 передается на шестерню ведущую, которая вращает барабан 1 с намотанным на него тросом 3. Перемещение троса вызывает перемещение обоймы опускного стекла, закрепленной на вертикальной ветви троса.

Привод имеет большое передаточное число (девять-десять оборотов ручки для перемещения стекла в одну сторону), поэтому обеспечена легкость перемещения стекла. Усилие на ручке стеклоподъемника примерно в три раза меньше веса стекла.

Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, установленном на приводном валике. Тормозной механизм выдерживает нагрузку до 75 кг, приложенную к стеклу в вертикальном направлении.

Ветровое и задние окна кабины

Стекло ветрового окна кабины - панорамное, гнутое.

Стекло ветрового окна укреплено по проему окна специальным резиновым уплотнителем. Сечение и твердость уплотнителя подобраны таким образом, что обеспечивается надежное крепление стекла и герметичность соединения. Уплотнитель плотно прилегает к стеклу и проему по всему контуру и не пропускает воду. Кроме того, для лучшей герметизации, места уплотнения со стеклом и с проемом ветрового окна по всему контуру (или в нижней половине контура) промазаны герметизирующей пастой.

От выпадания из уплотнителя стекла предохраняют замок и окантовка уплотнителя.

Два задних окна кабины имеют закаленные полированные стекла.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рис. 9-10) включает в себя электрический стеклоочиститель и омыватель. Управление стеклоочистителем и омывателем осуществляется правым рычагом комбинированного переключателя (рис. 1-24, поз. 2) и реле стеклоочистителя. Для приведения в действие насоса 2 стеклоомывателя поднять рычаг переключателя стеклоочистителя вверх и удерживать его в этом положении не более 10 с. При этом жидкость из бачка 4 подается к жиклерам 2, через которые разбрызгивается на ветровые стекла. После опускания рычаг возвращается в исходное положение.

Рис. 9-10. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол: 1 - моторедуктор; 2 - жиклер; 3 - насос; 4 - бачок омывателя; 5 - рычаг щетки; 6 - узел передачи.

Для включения стеклоочистителя перевести рычаг переключателя стеклоочистителя в одно из фиксированных положений. При первом положении рычага переключателя моторедуктор 1 обеспечивает 20...45 двойных ходов рычагов со щетками в минуту, при втором положении - не менее 45 с разностью между первой и второй скоростями не менее 15 двойных ходов в минуту, в третьем - прерывистый режим работы стеклоочистителя.

В выключенном положении переключателя происходит автоматическая укладка щеток в исходное положение.

Установка и эксплуатация светозащитных штор

В кабинах автомобилей КАМАЗ предусмотрена возможность установки светозащитных штор.

Светозащитные шторы устанавливаются на ветровое, боковые и задние стекла. Регулируемые светозащитные шторы ветрового стекла обеспечивают в опущенном положении видимость дороги не более 50 м от передней оси автомобиля.

Шторы ветрового стекла.

Перед установкой светозащитных штор на ветровое стекло просверлить два отверстия I диаметром 3,6 мм на каркасе кабины (усилителе проема окна) и закрепить шторы с помощью шайбы 6 и винта 5 (рис. 9-11). Затем по отверстиям штор просверлить еще шесть отверстий II диаметром 3,6 мм и закрепить шторы. В развернутом виде шторы крепить с помощью лент 3 и 4, с которых перед установкой удалить пленку с липкого слоя.

Регулировку шторы 2 в опущенном положении осуществлять путем закрепления лент текстильных застежек, находящихся на лицевой и изнаночной сторонах шторы, на лентах 3. В верхнем положении шторки фиксировать ремнями 7.

Рис. 9-11. Установка штор светозащитных ветрового окна: 1 - штора правая; 2 - штора левая регулируемая; 3 -лента; 4 - лента; 5 - винт; 6 - шайба; 7 - ремень; I и II - отверстия для крепления штор

Шторы окон боковины.

В точках крепления обивок крыши и боковины установлены фиксаторы 3 и кнопки 4 (рис. 9-12). Закрепить шторы (в них предусмотрены отверстия) в точках крепления обивок крыши и боковины с помощью фиксаторов и кнопок, предварительно сняв их с места установки.

Рис. 9-12. Установка штор светозащитных окон боковины: 1 - штора правая; 2 - лента; 3 - фиксатор; 4 - кнопка; 5 - ремень

В развернутом виде шторы крепить с помощью расположенных на них лент текстильных застежек и лент 2. Перед свертыванием штор в верхнее положение согнуть их по линии Г (произвольно). В верхнем положении шторы фиксировать ремнями 5.

Шторы задних окон

На задние окна шторы устанавливать в такой же последовательности, как на боковые. Для того, чтобы шторы в крайних левых и правых углах не отгибались, при монтаже вовнутрь штор необходимо заложить пластины 3 (рис. 9-13).

Перед установкой лент 2 удалить защитную пленку с липкого слоя.

В развернутом виде шторы крепить с помощью расположенных на них лент текстильных застежек и лент 2. В верхнем положении шторы фиксировать ремнями 6.

Вентиляция и отопление кабины

Вентиляция кабины естественная, осуществляется за счет использования встречного потока воздуха при движении автомобиля. Для вентиляции можно пользоваться поворотными форточками и опускающимися стеклами дверей кабины, а также имеется специальный вентиляционный люк в крыше.

На автомобилях КАМАЗ семейства МУСТАНГ применяется круглый люк кабины с откидывающейся крышкой (рис. 9-14), предназначенный для эвакуации водителей и пассажиров.

Для открытия крышки люка необходимо надавить вверх ручку 3 люка, соединенную с тягой 8, которая откроет замок 4; открыть люк.

В открытом состоянии люк фиксируется в защелке 9 при помощи фиксатора 11, защелка расположена на крыше кабины.

Рис. 9-14. Круглый вентиляционный люк крыши: 1 - крыша автомобиля; 2 - крышка люка; 3 - ручка; 4 - замок крышки люка; 5 - палец; 6 - шайба; 7 - шплинт; 8 - тяга; 9 - корпус защелки; 10 - буфер фиксатора; 11 - фиксатор люка; 12 - винт; 13 - гайка. I - закрытое положение крышки люка; II - открытое положение крышки люка.

Отопление кабины (рис. 9-15) - водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха к ветровым стеклам, стеклам дверей, ногам и лицу водителя и пассажиров. Радиатор 8 отопителя помещен в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два вентилятора с воздухораспределителями размещены на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом.

Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя по подводящим патрубкам и шлангам 11, 16, 17 через кран 10 отопителя, расположенный на передней панели рядом с радиатором. По подводящему шлангу 11 жидкость поступает в нижнюю часть радиатора отопителя, а по сливному шлангу 12 из верхней части радиатора отопителя поступает во всасывающую полость водяного насоса. Кран 10 отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибким тросиком от верхнего рычажка на щитке привода под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычажка - кран полностью перекрыт. Жидкость из системы охлаждения двигателя не поступает в радиатор отопителя - отопление выключено. Перемещая рычажок в крайнее правое положение, плавно увеличиваем количество подаваемой в радиатор жидкости, тем самым увеличиваем интенсивность отопления.

Нельзя полностью перекрывать кран отопителя при отрицательных температурах окружающего воздуха зимой во избежание замерзания радиатора, а при более низких температурах кран отопителя рекомендуется полностью открыть.

Рис. 9-15. Система отопления и вентиляции кабины: 1 - распределитель горячего воздуха; 2 - привод управления отоплением; 3 - сопло обдува ветрового стекла;4 - шланг обдува бокового стекла; 5 - шланг обдува ветрового стекла; 6 - трос управления левой заслонкой распределителя; 7 - трос управления правой заслонкой распределителя; 8 - радиатор отопителя; 9 - трос крана отопителя; 10 - кран отопителя; 11 - шланг передний подводящий отопителя; 12 - шланг отводящий отопителя; 13 - шланг сливной; 14 - радиатор двигателя; 15 - кран сливной; 16 - труба подводящая отопителя; 17 - шланг средний подводящий отопителя; 18 - патрубок отбора воды; 19 - электродвигатели; 20 - люк вентиляционный.

Эффективность отопителя зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При температуре жидкости ниже плюс 75 °С эффективность отопителя резко падает.

Наружный воздух через решетку облицовочной панели поступает к радиатору 8 отопителя, нагревается и вентиляторами через воздухораспределители подается по шлангам 4, 5 к соплам 3 обдува ветрового стекла, к поворотным воздухораспределителям 1 на панели приборов и при поднятой заслонке распределителя к ногам водителя и пассажиров. Воздухонаправляющие воздухораспределители на панели приборов могут поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 360°, что позволяет направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя и пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.

Заслонки воздухораспределителей приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычажков на щитке привода слева от водителя. Нижний рычажок управляет левым воздухораспределителем, верхний - правым. При крайнем левом положении рычажков заслонки воздухораспределителей подняты, воздух подается к ветровым стеклам, дефлекторам и к ногам водителя и пассажиров. При крайнем правом положении рычажков заслонка закрывает отверстие в нижней части воздухораспределителей и воздух поступает только к соплам обдува ветрового стекла и к вращающимся дефлекторам на панели приборов. Промежуточными положениями рычажков можно добиться оптимального распределения воздушных потоков по кабине. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор в кабину, можно регулировать, изменяя частоту вращения электродвигателей 19 вентиляторов отопителя. Электродвигатели 19 управляются левой верхней кнопкой на щитке выключателей панели приборов. Кнопка имеет три фиксированных положения: вентиляторы выключены, первая скорость и вторая скорость вращения вентиляторов. При температуре наружного воздуха до минус 10 °С достаточно для отопления кабины встречного напора воздуха, и лишь при очень низких температурах необходимо включать электродвигатели вентиляторов на максимальную частоту (это обеспечивает нормальный температурный режим в кабине и увеличивает срок службы электродвигателей). При эксплуатации автомобиля летом, когда перекрыт кран отопителя, следует перекрыть доступ воздуха через радиатор отопителя в кабину крышкой радиатора.

Сиденья кабины

Сиденье водителя (рис. 9-16) одноместное, с механизмом подрессоривания торсионного типа и гидроамортизатором, с регулировками жесткости подвески, продольного перемещения и угла наклона спинки. Подрессоривание сиденья водителя осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе 7. Один конец торсиона закреплен наглухо, другой соединен с рычагом механизма регулировки жесткости подвески.

Рис. 9-17. Сиденье пассажирское: 1 - спинка; 2 - боковина сиденья; 3 - подушка; 4 - инструментальный ящик.

16 15 14 13 12

Рис. 9-16. Сиденье водителя: 1 - подушка; 2 - рукоятка механизма регулировки жесткости подвески сиденья; 3 - спинка; 4 - боковина сиденья; 5 - рычаг гребенки; 6 - амортизатор; 7 - труба торсиона; 8 - остов сиденья; 9, 10 - рычаги шарниров подвески; 11 - направляющие нижние; 12 - гребенка; 13 - пружина возвратная; 14 - тяга; 15 - стопор; 16 - рычаг стопора; 17 - направляющие верхние; 18, 20 - поперечины рычагов; 19 - основание.

При качании рукоятки 2 регулировки происходит или закручивание торсиона для увеличения жесткости подвески, или, наоборот, уменьшение закручивания торсиона. Для этого, сев на сиденье, надо оттянуть рукоятку 2 и повернуть ее вокруг оси так, чтобы виден был знак “+” или “-” соответственно. При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор 6, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим - в поперечине остова сиденья. Амортизатор однотрубной конструкции, газонаполненный, неразборный. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Ход подвески сиденья - 88 мм. Подвеска рассчитана на вес водителя 491-1275 Н (50-130 кгс).

Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих 17 вместе с механизмом подрессоривания и сиденьем по нижним направляющим 11, прикрепленным к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором 15, удерживающим сиденье в одном из десяти фиксированных положений. При нажатии на рычаг 16 стопора он выходит из соответствующего паза гребенки 12 и освобождает сиденье. Пружина возвращает стопор в обратное положение. Величина хода сиденья -135 мм.

Угол наклона спинки сиденья водителя можно регулировать, выбирая одно из трех фиксированных положений спинки: 9, 14 и 19° от вертикали. Фиксируется положение спинки язычками кронштейнов спинки, которые входят в пазы гребенок на обеих боковинах спинки. При нажатии на рычаг 5 гребенки спинка освобождается и фиксируется в новом положении. Подушка 1 и спинка 8 сиденья водителя выполнены из латексной резины или формованного пенополиуретана толщиной 50...70 мм, на чашеобразном основании из листовой стали. Обивка подушки и спинки выполнена в двух вариантах: из тисненой искусственной кожи или из ткани с поперечной прострочкой батонов. Крепится обивка к фланцу основания пружинными скрепками.

Сиденье водителя установлено в отверстия пола кабины и закреплено болтами, приваренными к нижним направляющим 11, и самоконтрящимися гайками с наружной стороны кабины.

Среднее пассажирское сиденье не имеет подвески и не регулируется. Подушка среднего сиденья (унифицированная с сиденьем водителя) крепится к жесткой подставке, а спинка, также унифицированная с сиденьем водителя, откидывается вперед, чтобы обеспечить доступ на спальное место. В верхнем положении спинку удерживают две цилиндрические пружины. Сиденье закреплено к полу четырьмя болтами, приваренными к основанию подставки сиденья.

Сиденье крайнего пассажира (рис. 9-17) установлено на инструментальном ящике. Для доступа к инструментальному ящику спинка имеет возможность складываться вперед. Далее спинка с подушкой откидывается на шарнирах в сторону водителя.

Термошумоизоляция и обивка кабины

Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией. Для поглощения вибрации и шума от работающего двигателя и дороги с внутренней стороны панелей кабины приклеена листовая виброизолирующая мастика.

Для изоляции кабины от высоких температур двигателя снизу к полу крепится термоизоляция из стекловолокна с блестящей теплоотражающей нижней поверхностью из алюминиевой фольги. Термоизоляция прижата к полу проволочным каркасом. Для снятия термоизоляции необходимо отогнуть усики, прижимающие каркас к полу.

Сверху на полу в качестве термоизоляции уложена слоистая текстильно-битумная плита. Нижний битумный слой приварен к поверхности пола. Сверху к ней приклеена текстильно-битумная плита битумным слоем вверх.

Поверх термошумоизоляции пола уложены коврики: в задней части - из искусственной “кожи с искусственным войлоком, в передней части, под ногами - резиновые. Коврики прижаты к полу сиденьями, порожками.

Термошумоизоляция передней части кабины состоит из многослойного гофрированного картона, обшитого водонепроницаемым картоном, и крепится к передку резиновыми кнопками.

Термошумоизоляция боковин, задней части и крыши представляет собой плиты из супертонкого стекловолокна, приклеенные к панелям в один-два слоя. Поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи, дублированной пятимиллиметровым слоем пенополиуретана с внутренней стороны, приклеенная к каркасу обивки из перфорированной древесноволокнистой плиты. Обивка крепится к усилителям панелей или специальным держателям полиэтиленовыми скрепками.

Принадлежности кабины

Ремни безопасности (рис. 9-18). Кабины имеют места крепления ремней безопасности и могут быть оборудованы ремнями безопасности для всех трех сидений.

Рис. 9-18. Ремни безопасности: 1 - ремень диагонально-поясной безопасности водителя; 2 - ремень поясной безопасности среднего пассажира; 3 - ремень диагонально-поясной безопасности крайнего пассажира; 4, 12, 15, 21 - ушки ремней; 5, 9, 14 - кронштейны крепления ремня; 6, 8 - усилители пола; 7, 10, 13 - тяги ремней; 11 - пол кабины; 16 - боковина кабины; 17 - болт крепления диагонального ремня; 18 - усилитель боковины; 19 - втулка; 20 - обивка боковины; 22 -болт крепления кронштейнов.

Сиденье водителя и крайнее правое пассажирское сиденье оборудованы диагонально-поясными ремнями безопасности 1, 3, а среднее пассажирское сиденье - поясным ремнем безопасности 2.

Диагонально-поясной ремень безопасности водителя крепится в трех точках: сзади в верхнем углу боковины и к полу справа и слева от сиденья. Диагонально-поясной ремень крайнего пассажира крепится одним концом к боковине в заднем верхнем углу и другими концами к полу справа и слева от сиденья. Поясной ремень безопасности среднего пассажира крепится справа и слева от сиденья к полу.

Все места крепления ремней безопасности снабжены усилителями 18, 6 и 8, приваренными к панелям облицовки боковины и пола. К усилителям приварены гайки (M10XU5), к которым изнутри кабины на полу приворачиваются кронштейны 5, 9, 14 крепления ремней безопасности. К кронштейнам болтами (с дюймовой резьбой) крепятся тяги 7, 10, 13, замок ремней и ушки 4, 12, 15 ремней. Ушки 21 диагональных ремней водителя и крайнего пассажира притягиваются болтами 17 непосредственно к боковинам через специальную втулку 19, компенсирующую толщину обивки.

Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжелых последствий при дорожно-транспортных происшествиях.

На всех моделях автомобилей КАМАЗ (кроме автомобилей для МО) заводом-изготовителем устанавливаются ремни безопасности, поставляемые ф. «Мораван» (Чехия) и СКМ (г. Алатырь).

Чтобы пристегнуться ремнями, вставить язычок ремня в замок до щелчка, не допуская при этом скручивания лямок, для отстегивания ремня нажать кнопку замка.

Ремни безопасности должны использоваться при всех поездках, при этом не допускается пристегивание ремнем ребенка, сидящего на коленях пассажира. Каждый ремень безопасности используется только одним человеком.

Разборка частей ремня безопасности не допускается.

В случае загрязнения лямок очищать их мягким мыльным раствором. Гладить ленты утюгом не допускается.

При наличии существенных повреждений ремня (потертость лямки, порезы, неисправность втягивающего устройства), а так же, если ремень подвергся критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии, его необходимо заменить ремнем той же модели. Замену ремня безопасности допускается производить эксплуатирующей автомобиль организацией, либо одним из предприятий сервиса или гарантийного обслуживания автомобилей КАМАЗ, адреса которых указаны в приложении. В случае установки потребителем ремня безопасности других фирм или моделей, ОАО «КАМАЗ» не несет ответственности за причиненные травмы при ДТП или другой ущерб, в т.ч. по судебным искам.

Комплект зеркал заднего вида (рис. 9-19) состоит из четырех зеркал: двух зеркал заднего вида, зеркала широкоугольного и зеркала бокового обзора. Зеркала расположены снаружи и крепятся к наружной панели двери. Слева на держателе-дуге устанавливается одно зеркало заднего вида. Справа на дуге - одно зеркало заднего вида и зеркало широкоугольное. Справа над опускным стеклом двери на отдельном кронштейне крепится зеркало бокового обзора, обеспечивающее водителю обзорность дороги у правого переднего колеса.

Рис. 9-19. Зеркала заднего вида 1 - зеркало бокового обзора; 2 - держатель дуги; 3 - широкоугольное зеркало заднего вида; 4 - зеркало заднего вида.

Рис. 9-20. Противосолнечный козырек: 1 - козырек; 2 - держатель козырька; 3 - винт регулировочный; 4 - прижим; 5 - накладка зажима; 6 - вкладыш; 7 - корпус зажима.

Зеркала заднего вида и широкоугольное зеркало могут поворачиваться относительно держателя вокруг вертикальной и горизонтальной осей. В рабочем положении держатель -дуга удерживается с помощью специального пружинного фиксирующего устройства кронштейна. На оси кронштейна держатель можно смещать вплотную к двери.

Зеркало бокового обзора устанавливается на шаровом шарнире и имеет широкий диапазон регулирования.

Стекла зеркал - сферические, полированные, с алюминиевым покрытием.

Козырьки противосолнечные (рис. 9-20) крепятся с помощью специальных накладок 5 зажимов с фрикционными вкладышами 6 над ветровым окном. Держатели 2 козырьков приворачиваются в корпусах этих зажимов, а козырек поворачивается относительно держателя, позволяя тем самым установить нужное положение козырька. Усилие поворачивания козырька должно быть около 49 Н (5 кгс). Для регулирования этого усилия необходимо отверткой подтянуть регулировочный винт на накладке зажима держателя и в местах крепления козырька к держателю.

Козырек выполнен травмобезопасным, из проволочного каркаса с мягкой обивкой.

Панель приборов - цельнометаллическая, сварная. Передняя часть панели имеет сверху и снизу специальные окантовки для травмобезопасности. Плоскость панели разделена как бы на три части: левая часть - щиток приборов, крепящийся двумя винтами сверху и на петлях снизу. В средней части стоит щиток выключателей с пепельницей. Щиток выключателей также откидывается вперед на петлях и в верхнем положении удерживается пружинным фиксатором. Правая часть панели приборов занята вещевым ящиком. С боков панели приборов крепятся входные поручни и декоративные пластмассовые накладки.

Ящик вещевой пластмассовый крепится на панели приборов с помощью специальных металлических стоек винтами. Снаружи ящик закрывается металлической крышкой, которая с помощью пружинного механизма ограничителя дверцы ящика постоянно притянута в верхнее закрытое положение. В нижнем открытом положении крышка удерживается этим же пружинным механизмом.

Оперение автомобиля

К оперению относятся следующие сборочные единицы: облицовочная панель, передние и задние крылья и брызговики, подножки, грязевой настил рамы, различные аэродинамические устройства.

Панель облицовочная передней части кабины выполнена подъемной для обеспечения доступа к расположенным на передке отопителю кабины, устройствам очистки и обмыва стекол, к приборам электрооборудования, пневмосистемам, передним опорам кабины и т.п.

Облицовочная панель состоит из двух панелей (верхней и нижней), соединенных между собой болтами. Нижняя панель имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя. Для большей жесткости обе панели имеют усилители. Вверху облицовочная панель крепится винтами на двух петлях к передку кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки, обоймы и собачки, фиксирующей упоры при поднятой облицовке.

В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками, которые крепятся в нижней панели облицовки. Замки срабатывают при нажатии на облицовочную панель и открываются при вытягивании облицовочной панели на себя. При плохом фиксировании запоров в нижнем положении облицовочной панели необходимо замок и личинки на передке передвинуть в нужное положение в пределах отверстий, а при необходимости и подогнуть личинки.

Плохое фиксирование упора в поднятом положении облицовочной панели может быть при деформации упорного уголка собачки, приклепанного внутри стойки упора. Для ликвидации этого дефекта необходимо выправить этот уголок и лучше расклепать его на стойке. Упоры должны фиксироваться автоматически при поднятии облицовочной панели и расфиксироваться при поднятии облицовочной панели еще выше и последующем опускании вниз.

Крылья передние состоят из двух частей (передней и задней) и переднего грязевого щитка, крепящихся к кабине болтами с резьбой М8. К задней части крыла, а также к брызговику, отделяющему двигатель от колеса, крепятся резиновые фартуки, а к задней части правого крыла крепится дюралевая ручка для подъема кабины. Внутренняя поверхность крыльев для предохранения от абразивной коррозии напылена пластизолью Д11А слоем 1...2 мм.

Подножки кабины крепятся: верхняя к щитку подножки и к передней части крыла, нижняя крепится через опору к балке буксирных проушин и задней опорой к первой поперечине.

Устройства аэродинамические применяются для улучшения обтекаемости автомобиля, снижения сопротивления воздуха и уменьшения забрызгиваемое™ кабины при движении по грязной дороге.

Боковые обтекатели крепятся к панели передка в четырех местах.

На крыше автомобиля-тягача могут устанавливаться обтекатель крыши и боковые обтекатели, которые существенно уменьшают аэродинамическое сопротивление воздуха. Параболическая поверхность стеклопластикового обтекателя создает переход от поверхности передней части кабины и крыши к верхней части поверхности тента платформы.

Яндекс.Метрика