ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Молекулярный накопитель энергии (МНЭ)

Главная / Справочник / Автомобили семейства МУСТАНГ / Молекулярный накопитель энергии (МНЭ)


Молекулярный накопитель энергии (МНЭ)

Молекулярный накопитель энергии используется в качестве дополнительного к аккумуляторным батареям мощного источника стартерного тока в системах электрического пуска с номинальным напряжением 24 В для двигателей автомобилей.

Совместное применение МНЭ и АКБ обеспечивает раскрутку коленвала двигателя до пусковых оборотов и тем самым обеспечивает надежный пуск двигателя при экстремальных температурах окружающей среды и/или снижении емкости АБ; одновременно увеличивается срок службы АКБ. Возможен пуск двигателя и временная эксплуатация средства без стартерной АКБ.

МНЭ буферной серии «Б», является конденсатором большой емкости, выполняет также функцию фильтра высоких и низких частот, эффективно подавляет импульсные перенапряжения, улучшает качество напряжения в бортовой сети, значительно увеличивает срок службы бортовой электроники.

МНЭ буферной серии «Б» допускают не только кратковременное подключение к АКБ на период пуска двигателя, но и длительное подключение к бортовой сети во время активной ежедневной эксплуатации транспортного средства как при движении (действует максимальное напряжение подзаряда МНЭ от генератора), так и остановках. На время длительного простоя транспортного средства рекомендуется отключение МНЭ от АКБ. Технические характеристики МНЭ представлены в таблице 7-3.

Технические характеристики МНЭ

Таблица 7-3.

Тип МНЭ

100/28БМ

Напряжение заряда. В

- номинальное

24,0

- максимальное

30,0

Номинальная электрическая ёмкость, Ф

100

Динамическая емкость при стартерном разряде не менее, Ф

75

Внутреннее сопротивление, Ом

0,005

Ток утечки не более, мА

6,0

Сопротивление изоляции между корпусом и токовыводами, не менее, МОм

20,0

Масса, кг

34

Длина по обечайке (при диаметре 230 мм), мм

420

Назначенный срок службы, лет

15

или пробег, тыс. км

220

Гарантийный срок эксплуатации, лет

7

Гарантийный срок хранения, лет

10

На автомобиле КАМАЗ установлены две аккумуляторные батареи 6ТСТС-100А, соединенные последовательно (рис. 7-5). Плюсовый вывод батареи соединяется с выводом стартера, а минусовый - с выключателем батарей, а через него - с корпусом автомобиля. Аккумуляторные батареи располагаются в ящике-гнезде, который крепится к раме автомобиля

сзади кабины с левой стороны. МНЭ подключается параллельно к АКБ. Выключатель аккумуляторных батарей установлен с боковой стороны ящика-гнезда ближе к кабине, а кнопка дистанционного управления расположена в кабине на панели щитка приборов.

Рис. 7-5. Схема подключения МНЭ.

Состав, устройство и работа МНЭ

Молекулярный накопитель энергии представляет собой конденсатор большой емкости, накопление заряда в котором осуществляется в двойном электрическом слое в объеме сверхпористого углерода.

Корпус МНЭ, представляющий из себя герметичный цилиндр диаметром 230 мм, изготавливается из нержавеющей стали или стали с антикоррозийным покрытием и состоит из обечайки и крышек, сваренных друг с другом аргонодуговой сваркой. Токовыводы расположены на торцевых сторонах цилиндра (по центру крышек).

Внутри корпуса находятся блоки накопительных элементов, представляющих собой многослойную тонкоплёночную конструкцию, состоящую из пористых углеродных электродов, сепаратора и токосъемных пластин.

Подсоединение МНЭ к электрической цепи осуществляется при помощи медных шин или многожильных проводов с поперечным сечением 50 - 90 мм2, которые крепятся к токовыводам при помощи болта М10 с установкой плоской и пружинной шайб, поставляемых совместно с изделием.

Плюсовой токовывод МНЭ находится со стороны крышки, имеющей шильдик с условным обозначением изделия и маркировку «+».

МНЭ устойчив к токам короткого замыкания.

МНЭ не содержит токсичных материалов.

Рабочее положение МНЭ при хранении и эксплуатации произвольное.

МНЭ в составе системы электростартерного пуска (СЭП) транспортного средства во время работы может находиться в следующих состояниях:

- заряд (подзаряд) накопителя до номинального напряжения от АБ при заглушенном двигателе;

- стартерный разряд совместно с АБ при пуске двигателя;

- подзаряд до напряжения бортовой сети (генератора) во время работы двигателя;

- саморазряд после отключения МНЭ от АБ на период длительного простоя транспортной машины.

При использовании в составе СЭП двух и более МНЭ они могут соединятся параллельно.

Внимание! Подсоединение не заряженного МНЭ к СЭП не допускается, так как это может привести к перегрузке АКБ и выходу её из строя.

Рис. 7-6. Установка батарей и МНЭ на автомобиле: 1 - гнездо аккумуляторных батарей; 2 - рамка крепления АКБ; 3 - крышка гнезда АКБ; 4 - стенка торцевая; 5 - провод-перемычка между аккумуляторными батареями; 6 - провод стартер - рама; 8 - палец 6x45; 9 - хомут; 10 - прокладка хомута; 11 - ручка запасного зажима; 12 - колпачок защитный наконечника проводов; 13 - аккумуляторные батареи 6TCTC-I00A; 14 - молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/28БМ.

Перед подсоединением к СЭП автомобиля МНЭ следует зарядить. Предварительный заряд МНЭ может быть произведен через ограничивающий ток заряда резистор непосредственно от АКБ автомобиля. В качестве токоограничивающего резистора рекомендуется использовать штатную электролампу-переноску накаливания на 20/24 В мощностью порядка 100 Вт. Прекращение свечения лампы свидетельствует о завершении заряда МНЭ. Только после этого следует провести подключение МНЭ параллельно АКБ автомобиля.

Техническое обслуживание молекулярного накопителя энергии

Специального обслуживания МНЭ не требует. В процессе эксплуатации проводится проверка резьбовых соединений:

- надежности креплений;

- подтяжка ослабленных соединений;

- очистка от пыли и грязи;

- восстановление защитного слоя консистентной смазки на резьбовых соединениях.

Ремонт

МНЭ является неремонтируемым изделием.

Рис. 7-7. Выключатель «массы» 1400.3737

Выключатель аккумуляторных батарей («массы»)

Выключатель (рис. 7-7) предназначен для отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля при длительной стоянке, снятии и установке аппаратов и приборов электрооборудования.

Выключатель имеет следующее устройство. В корпусе 12 в пластмассовых втулках установлены зажимы 14, к которым крепятся провода от аккумуляторной батареи и корпуса автомобиля. К корпусу тремя винтами крепится электромагнит 4. Обмотка электромагнита с помощью кнопки, расположенной в кабине водителя, подключается к аккумуляторной батарее. В сердечник 8 ввернут толкатель 9, который упирается в шток 3 запорного устройства. Изменением длины толкателя регулируют четкое срабатывание запорного устройства. На штоке 3 закреплены подпружиненные контактные пластины 1 и 2. Шариковый фиксатор 10 и собачка 11 служат для удержания контактов в замкнутом положении. Кнопка 6, закрытая резиновым чехлом 5, служит для механического управления выключателем.

Работает выключатель аккумуляторных батарей следующим образом. При подключении обмотки электромагнита 4 к батарее сердечник 8, преодолевая усилие возвратной пружины 7, втягивается внутрь электромагнитом и толкателем 9 перемещает шток 3. Контактная пластина 1, а затем и 2 соединяют зажимы 14 между собой. Шариковый фиксатор 10 входит в углубление собачки 11, что обеспечивает удержание контактов в замкнутом состоянии. Когда водитель отпускает кнопку, то под действием возвратной пружины 7 сердечник и толкатель возвращаются в исходное положение. Для отключения батареи водителю необходимо вновь нажать кнопку дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей. При этом сердечник втягивается и толкателем нажимает на верхний рычаг собачки 11. Шариковый фиксатор 10 освобождается, и под действием двух пружин 13 контактные пластины 1 и 2 размыкают цепь батареи. Применение контактной пластины 1 значительно уменьшает эрозию основных контактных пластин 2.

Для недопущения отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля при работающем двигателе с помощью дистанционного выключателя «массы», на автомобилях КАМАЗ существует блокировка выключателя «массы». Работает она следующим образом: после поворота ключа выключателя приборов и стартера (ВПС) в первое положение электрический ток от клеммы "КЗ" ВПС через предохранитель на 8 А блока F3 поступает на обмотку реле К3, что приводит к размыканию контактов реле между его выводами "30" и "88", а следовательно, к невозможности подключения обмотки электромагнита выключателя «массы» К17 к аккумуляторным батареям.

Яндекс.Метрика