ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Коробка передач модели ЯМЗ-2392

Главная / Справочник / Автомобили семейства МУСТАНГ / Коробка передач модели ЯМЗ-2392


Коробка передач моделей ЯМЗ-2392

Коробка передач ЯМЗ-2392 - механическая, девятиступенчатая, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.

Передаточные числа коробки передач.

Модель

передача

1

2

3

4

5

6

7

8

9

З.Х

ЯМЗ-2392

12,24

6,88

4,86

3,50

2,74

1,97

1,39

1,00

0,78

10,04

Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).

Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 1000 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25-45 км в час.

Заправочная емкость системы смазки коробки передач -11,5+0,5 литра. Маслозаливное отверстие расположено на правой стороне проставки, установленной между картерами основной коробки и демультипликатора. Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия.

Рис. 3-57. Продольный разрез коробки передач: 1 - вал вторичный; 2 - воздухораспределитель; 3 - сухари механизма подачи воздуха в пневмоцилиндр; 4 - муфта включения 1-ой передачи и заднего хода; 5 - проставка; 6 - болт регулировочный; 7 - шестерня коронная; 8 - сателлит; 9 - пневмоцилиндр включения передач демультипликатора; 10 - датчик скорости; 11 - крышка заднего подшипника выходного вала; 12 - фланец крепления карданного вала; 13 - вал выходной с синхронизатором; 14 - червяк привода спидометра; 15 - шестерня солнечная; 16 - муфта зубчатая высшего диапазона: 17 - картер демультипликатора: 18 - вал отбора мощности; 19 - муфта соединительная солнечной шестерни; 20 - синхронизатор: 21 - заборник масляного насоса: 22 - вал промежуточный; 23 - картер коробки передач: 24 - масляный насос: 25 - крышка подшипника; 26 - вал первичный; 27 - подшипник передний; 28 - прокладки регулировочные: 29 -подшипник задний первичного вала; 30 - крышка верхняя с вилками и штоками переключения передач: 31 - крышка заглушка (устанавливается при поставке коробки передач без наконечника с опорой рычага переключения передач).

Эксплуатация коробки передач

Переключение передач с первой по пятую и с шестой по девятую производить, как и на любой коробке передач, перемещением рычага переключения в соответствующее положение. Для включения шестой передачи оставить включенной пятую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона в демультипликаторе. (Расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации на автомобиль). Шестая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение 2 передачи. В момент перехода рычага через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе, при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа сигнализатора переключения демультипликатора (т.е. до включения высшего диапазона)

Для перехода с шестой на пятую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной шестой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 45 км в час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включить пятую передачу в основной коробке.

Рис. 3-58. Схема положений рычага переключения передач

При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме (рис. 3-58) и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.

При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.

Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.

Трогание груженого автомобиля с места производится на первой передаче. Трогание на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.

Масла и смазки

Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла (см. «Химмотологическую карту).

Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается.

Для смазки деталей механизма выключения сцепления следует применять смазки ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95 или Литол 24 ГОСТ 21150.

Техническое обслуживание

- Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить.

- Проверить работу узлов АСБП. Низший диапазон в коробке передач не должен включаться при скорости транспортного средства, соответствующей частоте вращения выходного вала более 1000 мин"1.

- Сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита.

- Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач.

- Произвести очистку и смазку манжет, поршня и стенок цилиндра переключения демул ьтип л и катора.

- Устранить утечки воздуха и все неисправности в работе пневмосистемы механизма управления демультипликатором.

- Каждый раз при отсоединении коробки передач от двигателя передний подшипник первичного вала, установленный в маховике, набить смазкой Литол 24 ГОСТ 21150. При этом проверить осевой люфт валов коробки передач, который должен быть не более 0,1 мм. Если люфты окажутся более указанных величин, то их необходимо отрегулировать согласно приведенным ниже указаниям или заменить подшипники.

Порядок установки валов в картер коробки передач и регулировка конических подшипников

Замеры всех размеров для определения необходимого количества установочных и регулировочных прокладок должны производиться с точностью 0,01 мм не менее чем в трех, равноудаленных друг от друга местах. При расчете суммарной толщины этих прокладок должно быть принято среднее арифметическое значение этих размеров.

1 Подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения взаимного положения первичного и вторичного валов с монтажным размером Д=0,3 мм (рис. 3-59), для чего:

1.1 При запрессованном до упора внутреннем кольце переднего подшипника вторичного вала замерить размер Б (от торца ступицы синхронизатора до широкого торца наружного кольца подшипника). Перед замерами кольцо подшипника плотно прижать к роликам и провернуть его не менее пяти оборотов.

1.2 При прижатом до упора к торцу первичного вала зубчатом кольце поз. 2 замерить размер А (от торца зубчатого кольца до торца выточки под подшипник в первичном вале).

1.3 Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Snp=S+(0...0,05), где Snp - суммарная толщина прокладок, a S=A+0,3-B. Подобранные прокладки установить в расточку к торцу первичного вала.

2 Завести в картер коробки передач собранные в сборе промежуточный и вторичный валы и зафиксировать их взаимное положение друг относительно друга с помощью технологического приспособления (рис. 3-60) таким образом, чтобы обеспечивался монтажный размер А (от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы шестерни привода промежуточного вала) равный 48±0,025 мм и монтажный размер Б (от переднего торца картера коробки передач до переднего торца ступицы синхронизатора 4-5 передач) равный 90,3±0,025 мм. При этом блокировочное кольцо поз. 4 и муфта поз. 5 синхронизатора должны быть зафиксированы на ступице вторичного вала, а наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала должно быть снято.

Рис. 3-59: 1 - вал первичный; 2 - кольцо зубчатое первичного вала; 3 - ступица синхронизатора; 4 - вал вторичный; 5 - подшипник; 6 - установочные прокладки.

Рис. 3-60: 1 - вал промежуточный в сборе; 2 - вал вторичный в сборе; 3 - технологическое приспособление; 4 - кольцо блокировочное; 5 - муфта.

3 После выполнения» работ по п. 2 подобрать необходимое количество установочных прокладок для обеспечения беззазорного торцового упора заднего подшипника промежуточного вала с проставкой и гнезда заднего подшипника вторичного вала с зубчатой муфтой демультипликатора.

Рис. 3-61: 1 - картер; 2 - подшипник; 3 - вал промежуточный; 4 - прокладка уплотнительная; 5 - прокладки установочные; 6 - проставка демультипликатора.

Подбор установочных прокладок производить следующим образом;

3.1 Замерить абсолютные величины размеров А (между торцами уплотнительной прокладки и проставки) и Б (между торцами картера и подшипника) рис. 3-61. При этом торец ступицы шестерни привода промежуточного вала должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника - к роликам.

3.2 Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия; Snp=S±0,05, где Snp - суммарная толщина прокладок, a S=A-E>-0,12; 0,12 - деформация уплотнительной прокладки.

Подобранные прокладки установить в расточку к торцу проставки демультипликатора.

3.3 Замерить абсолютные величины размеров А (между торцами зубчатой муфты и уплотнительной прокладки) и Б (между торцами картера и гнезда подшипника) рис. 3-62.

При этом торец ступицы синхронизатора 4-5 передач должен быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижат к торцу технологического приспособления, а наружное кольцо заднего подшипника с гнездом - к роликам.

Рис. 3-62: 1 - картер коробки передач; 2 - гнездо подшипника; 3 - подшипник; 4 - вал вторичный; 5 - прокладка уплотнительная; 6 - прокладки установочные; 7 - зубчатая муфта демультипликатора.

3.4 Подобрать необходимое количество установочных прокладок исходя из условия: Snp=S±0,05, где Snp - суммарная толщина прокладок, a S=A-B-0,12; 0,12 - деформация уплотнительной прокладки. Подобранные прокладки установить в расточку к торцу зубчатой муфты демультипликатора.

4 Демультипликатор с установочными прокладками, подобранными по п. 3, пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления демультипликатора к коробке передач с Мкр=215,74...274,5 Нм (22...28 кгс.м). Перед установкой демультипликатора на уплотнительную прокладку 5 (рис. 3-62) с обеих сторон нанести герметик УГ-9 ТУ 6-01-1326-86 или УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 непрерывной полосой шириной 2...3 мм по контуру.

Рис.3-63: 1 - картер коробки передач; 2 - подшипник; 3 - вал промежуточный; 4 - прокладка уплотнительная; 5 - прокладки регулировочные; 6 - проставка демультипликатора.

5.1 Установить в расточку картера коробки передач наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала, после чего замерить абсолютную величину размера А (между торцами картера и наружным кольцом подшипника) рис. 3-63. При этом, наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вала) прижато к торцу проставки демультипликатора, а наружное кольцо переднего подшипника - к роликам. Перед замером промежуточный вал провернуть не менее пяти оборотов.

5.2 Замерить абсолютную величину размера Б (между торцами корпуса масляного насоса).

5.3 Подобрать необходимое количество регулировочных прокладок исходя из условия: Snp=S+(0...0,05), где Snp - суммарная толщина прокладок, a S=A-B. Подобранные прокладки установить в расточку картера коробки передач к торцу наружного кольца подшипника.

5.4 Пристыковать к картеру коробки передач масляный насос, обеспечив затяжку болтов крепления масляного насоса к картеру коробки передач с Мкр=23,53...35,30 Н.м (2,4...3,6 кгс.м).

5.5 Проверить правильность регулировки подшипников промежуточного вала путем его осевого перемещения.

Осевое перемещение должно отсутствовать.

Установить в расточку картера коробки передач первичный вал в сборе с прокладками подобранными по п. 1. рис. 3-64.

Убедиться, что подшипники промежуточного вала "не перетянуты" и вал имеет возможность свободно проворачиваться, для чего провернуть несколько оборотов первичный вал от руки за шлицевой конец. При неудовлетворительных результатах проверки регулировки подшипников снять масляный насос и произвести повторную регулировку.

Рис. 3-64: 1 - вал первичный; 2 - подшипник; 3 - картер; 4 - крышка подшипника; 5 - прокладки регулировочные; 6 - кольцо зубчатое.

5.6 Замерить размер Б (рис. 3-64), (между торцами картера коробки передач и наружного кольца подшипника) при этом, гнездо заднего подшипника вторичного вала должно быть плотно (под усилием собственного веса вторичного вала) прижато через установочные прокладки к торцу зубчатой муфты демультипликатора; первичный вал должен быть плотно (под усилием собственного веса) прижат через установочные прокладки к торцу наружного кольца переднего подшипника вторичного вала, а наружное кольцо заднего подшипника первичного вала - к роликам.

5.7 Замерить абсолютную величину размера А (между торцами крышки подшипника первичного вала).

5.8 Подобрать необходимое количество регулировочных прокладок исходя из условия: Snp=S+(0...0,05).

5.9 Крышку подшипника первичного вала пристыковать к картеру коробки передач, обеспечив затяжку болтов крепления крышки к картеру с Мкр (23,53-26,30) Нм [(2,4-3,6) кгс.м].

5.10 Проверить правильность регулировки подшипников первичного и вторичного валов путем осевого перемещения одного из валов, а также проворачиванием первичного вала с частотой вращения - 10... 15 мин-1, при этом муфты синхронизаторов и муфта включения первой передачи и заднего хода должны быть в нейтральном положении, блокирующие кольца должны быть отжаты от конусов зубчатых муфт.

Осевое перемещение валов должно отсутствовать, а момент прокрутки первичного вала должен быть не более 2-3 Нм (0,2-0,3 кгс.м).

При неудовлетворительных результатах проверки регулировки подшипников снять крышку подшипника первичного вала и произвести повторную регулировку.

Требования к сборке коробки передач и ее составных частей

Детали и узлы коробки передач, поступающие на сборку, должны быть чистыми, следы коррозии и окалины не допускаются. Масляные и воздушные каналы в деталях должны быть промыты и продуты. Освобождение узлов и деталей от упаковки, транспортных заглушек производить только перед установкой на коробку передач. При сборке обеспечить сохранение узлов и деталей от повреждений. Использование стальных выколоток не допускается. При установке подшипников на валы нагрузку прилагать на внутренние кольца. Ударная нагрузка при установке и демонтаже подшипников не допускается. При установке уплотнительных прокладок не допускаются морщины, надрывы, перекрытие прокладками соединительных каналов.

Все трущиеся поверхности деталей коробки передач, включая поверхности трения деталей механизма переключения, беговые дорожки подшипников шестерен смазать при сбор-

ке тонким слоем масла, применяемого для обкатки коробки передач. Подшипник муфты и втулки вала выключения сцепления прошприцевать через пресс-масленки смазкой Литол-24 ГОСТ 21150 до появления ее из-под отражательной шайбы подшипника муфты и из зазоров втулок. Направляющую крышки под муфту и рабочую кромку манжеты первичного вала смазать тонким слоем вышеуказанной смазки.

Шестерни коробки передач должны быть скомплектованы в соответствии с требованиями. Установка шестерен на валы должна производиться в соответствии с требованиями документации. При напрессовке шестерен на промежуточный вал скрежет и надиры на поверхностях отверстий шестерен и вала не допускаются. Усилие напрессовки шестерен в начальной стадии 25-35 кН (2550-3570 кгс).

Перед установкой в коробку передач температура промежуточного вала с напрессованными на него шестернями не должна превышать 35 °С. Охладить при необходимости на воздухе.

Особенности сборки коробки передач

Затяжку гаек крепления картера демультипликатора производить в два приема. Последовательность затяжки согласно рис. 3-65.

При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки при высшем диапазоне, для чего;

- включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте поз. 6 (рис. 3-57), подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8...8,5 кгс/см2) в пневмоцилиндр;

- убедиться в том, что зубчатые муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.

Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня, довернуть на 5/6 оборота. Повторить эту операцию несколько раз, и если при доворачива-нии болта положение его граней остается неизменным, застопорить болт контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137 до 157 Н-м (от 14 до 16 кгс.м).

Рис. 3-65. Последовательность затяжки болтов крепления картера демультипликатора и размещение узлов: 1 - электромагнит; 2 - пневмоцилиндр; 3 - выходной фланец; 4 - демультипликатор; 5 - заливная пробка; 6 - гайка крепления.

При правильной регулировке фланец выходного вала должен проворачиваться без заеданий от усилия руки.

Неправильная регулировка приводит к ускоренному износу подшипников вилки переключения.

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения

Затруднённое переключение передач

Неполное выключение сцепления (сцепление "ведет")

Отрегулировать свободный ход педали сцепления или, если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, заменить повреждённые детали

Износ или повреждение синхронизатора

Заменить неисправный синхронизатор

Повреждены зубья зубчатых муфт

Заменить поврежденные детали

Повышенный шум при работе коробки передач

Недостаточно масла в коробке передач

Залить масло до уровня контрольного отверстия

Износ подшипников валов коробки передач

Заменить неисправные подшипники

Повышенный износ зубьев шестерен

Заменить изношенные шестерни

Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля

Неравномерный износ зубьев зубчатых муфт

Заменить неисправные детали

Повышенный износ подшипников валов коробки передач

Заменить неисправные подшипники

Неисправности фиксаторов штоков механизма переключения передач

Заменить неисправные детали

Самопроизвольное выключение диапазонов в демультипликаторе

Поступление сжатого воздуха в полость цилиндра, противоположную включенной передаче

Заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускного клапана воздухораспределителя

Выход из строя подшипников вилки переключения диапазонов

Заменить подшипники

Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага основной коробки. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя

Износ резины впускного клапана

Заменить изношенный клапан

Поломка пружины впускного клапана

Заменить неисправную пружину

Износ уплотнительного кольца впускного клапана

Заменить уплотнительное кольцо

Неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу

Заменить неисправные детали

Заедание впускного клапана в отжатом положении

Очистить и смазать стержень впускного клапана, при необходимости отполируйте

Износ или (затвердение манжет поршня рабочего цилиндра

Заменить манжеты поршня

Невключение или замедленное включение диапазонов в демультипликаторе при нейтральном положении рычага. Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки

Повреждение мембраны воздухораспределителя

Заменить поврежденную мембрану

Износ или затвердение уплотнительных колец рабочего цилиндра в отверстии под шток вилки переключения

Заменить уплотнительное кольцо

Пропуск воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в основной коробке

Износ резины впускного клапана

Заменить клапан

Неплотное прилегание толкателя к впускному клапану

Заменить неисправные детали

Яндекс.Метрика