ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Коробка передач модели 154

Главная / Справочник / Автомобили семейства МУСТАНГ / Коробка передач модели 154

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Коробка передач - это агрегат трансмиссии автомобиля, предназначенный для изменения передаточного отношения трансмиссии.

Коробки передач служат для передачи крутящего момента, изменения крутящего момента по величине и направлению, длительного отсоединения двигателя от трансмиссии и отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов.

Коробка передач модели 154 - механическая, трехходовая, десятиступенчатая, состоит из основного редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Коробка передач модели 142 - механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.

Коробка передач модели 144 - механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.

Коробка передач модели ЯМЗ-2392 - механическая, состоит из основного пятиступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Коробка передач модели ZF-16S151 - механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящая из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Коробка передач модели 154

Техническая характеристика коробки передач модели 154

Передаточные числа

1Н - 7,82 4Н - 1,53

1В - 6,38 4В - 1,25

2Н - 4,03 5Н - 1,00

2В - 3,29 5В - 0,815

3Н - 2,5 ЗХН - 7,38

3В - 2,04 ЗХВ - 6,02

Подшипники валов

шариковые, роликовые конические однорядные

Подшипники шестерен

роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа, пальчиковые, с латунными конусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления

Система смазывания

комбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства

Отбор мощности

от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323; с правой стороны - от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой - от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала; специальная комплектация с отбором мощности от промежуточного вала.

Управление коробкой передач

механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневмомеханическое преселекторное для делителя

Десятиступенчатая коробка передач модели 154 (рис. 3-10) состоит из основной пятиступенчатой коробки 43 передач и переднего двухступенчатого делителя 46 передач.

Основная пятиступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера делителя. Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.

Рис. 3-10. Коробка передач десятиступенчатая модели 154: 1 - вал ведущий делителя; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала делителя, а) вариант с одной манжетой; 3, 9, 30 - прокладки регулировочные; 4 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 - вал ведущий; 6 - гайка кольцевая; 7 - шайба; 8 - муфта синхронизатора; 10 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 11 - роликовый подшипник; 18 - опора рычага переключения передач; 19 - ось блока шестерен заднего хода; 20 -шайбы упорные; 21 - блок шестерен заднего хода; 22 - роликоподшипник; 23 - болт со штифтом; 24 - шайба стопорная; 25 - крышка верхняя; 26 - прокладки уплотнительные; 27 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 - роликоподшипник задний ведомого вала; 31 - червяк привода спидометра; 32, 47 - манжеты уплотнительные; 33 - гайка крепления фланца; 34 - фланец крепления карданного вала; 36 - крышка подшипника; 37 - роликоподшипник; 40 - вал промежуточный; 41 - картер коробки передач; 42 - вал ведомый; 43 - коробка передач основная пятиступенчатая; 45 - прокладка уплотнительная; 46 - делитель передач; 48 - вилка выключения сцепления; 49 - вал вилки выключения сцепления.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 19 (рис. 3-10) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л.с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.

Ведущий вал коробки передач (рис. 3-11) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является игольчатый подшипник.

Детали 7, 8, 11 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала (рис. 3-10).

Рис. 3-11. Ведущий вал в сборе: 1 - вал первичный; 2 - кольцо; 3 - кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника; 4 - кольцо наружное подшипника.

Промежуточный вал 1 (рис. 3-12) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 третьей и четвертой передач и шестерня 4 привода промежуточного вала.

Рис. 3-12. Промежуточный вал в сборе: 1 - вал промежуточный; 2 - шестерня третьей передачи; 3 - шестерня четвертой передачи; 4 -шестерня привода промежуточного вала; 5 - втулка распорная; 6 - кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника.

Ведомый вал 16 (рис. 3-13) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом.

На переднем конце вала установлен подшипник 2, наружная обойма которого установлена в ведущий вал (поз. 4 на рис.3-11). Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.

Рис. 3-13. Ведомый вал в сборе: 1 - кольцо упорное; 2 - подшипник передний роликовый;3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5 - ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи;7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 - пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

Делитель передач (рис. 3-14) - механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой шарикоподшипника 4. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. Шестерня 8 ведущего вала вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике12.

Рис. 3-14. Делитель передач: 1 - прокладки регулировочные; 2 - вал ведущий; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 - шарикоподшипник; 5 - крышка задняя подшипника ведущего вала; 6 - крышка люка; 7 - синхронизатор делителя в сборе; 8 - шестерня ведущего вала; 10 - подшипник задний; 9 - подшипники шестерни ведущего вала; 11 - вал промежуточный; 12 - подшипник; 13 - вал вилки; 14 - вилка; 15 - сухарь вилки; 16 - рычаг вилки; а) вариант с одной манжетой.

Механизм (рис. 3-15) переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.

Рис. 3-15. Механизм переключения делителя передач: 1,5- винты установочные; 2 - корпус механизма переключения; 3 - крышка смотрового люка; 4 - контргайка; 6, 17 - кольца уплотнительные; 7 - крышка цилиндра; 10 - прокладки уплотнительные.

Рис. 3-16. Воздухораспределитель В2111-4: 1,2- крышка цилиндра; 3 - прокладка; 4 - золотник; 5 - упор; 6 - поршень; 7, 8, 9 - пружина; 10 - транспортная пластина; 11 - пробка; 12 - втулка воздухораспределителя; 14 - винт; 15 - корпус; 21, 22, 23, 25- кольцо; 24 -табличка.

Рис. 3-17. Пневматическая схема системы управления делителем передач: 1 - воздухораспределитель; 7, 38 (цвет синий), 40 (цвет белый), В (цвет синий), П (цвет белый) - трубка; 9 - болт; 12 - втулка трубки; 13 - лента спиральная; 15 - болт; 16, 17, 36 - гайка; 19, 22 - шайба; 24 - хомут; 34 - кран пневматический; Г - хомут.

Рис. 3-18. Редукционный клапан: 1 - корпус пружины; 2 - пружина впускного клапана; 3 - прокладка; 4 - клапан впускной; 5 - шток впускного клапана; 6 - корпус; 7 - гайка накидная; 8 - мембрана; 9 - шайба; 10 - крышка корпуса; 11 -пружина уравновешивающая; 12 - пробка; 13 - шайба регулировочная.

Яндекс.Метрика