ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Лебедка

ЛЕБЕДКА

Лебедка, как специальное оборудование, может устанавливаться по заказу потребителей на полноприводные автомобили КамАЗ 43114, 43118, 53228, 4326 и их модификации.

Лебедка предназначена для преодоления особо труднопроходимых участков дорог, когда колесным движителем это сделать не представляется возможным. Лебедка может применяться как для самовытаскивания, так и для вытаскивания других застрявших автомобилей и различных транспортных средств.

Для увеличения тягового усилия на крюке троса и для расширения функциональных возможностей использования лебёдки, к автомобилю прикладывается переносной блок полиспаст.

Некоторые из вариантов применения блока приведены на Рис. 416.

Рис. 416 Примеры использования блока полиспаста 1 - предмет для закрепления троса; 2 - блок полиспаст

Лебедка по основному варианту расположена в задней части автомобиля с выдачей троса назад, однако по специальному требованию, трос может быть выдан и вперёд. При этом по правому лонжерону с наружной стороны устанавливаются направляющие и поддерживающие ролики, в этом случае для прокладки троса на автомобилях с двигателями, имеющими турбонаддув, требуется доработка воздуховодов нагнетателя.

На автомобилях специального назначения, в частности, на лесовозах КамАЗ-6426 лебедка устанавливается в средней части рамы, и трос по специальным направляющим роликам подаётся для зачаливания тележки лесовоза. Лебедка, при определённой доработке, может применяться и для других целей, например, как подъёмное средство.

Привод лебёдки осуществляется от заднего конца первичного вала раздаточной коробки коробкой отбора мощности, установленной на задний торец картера раздаточной коробки, карданной передачей, состоящей из трёх карданных валов.

1 Техническая характеристика

2 Установка на автомобиле

Лебедка в сборе (Рис. 417) устанавливается в задней части рамы. Передняя балка лебедки 4 опирается на два привёрнутых к раме кронштейна правый 6 и левый 11. Задняя балка 9 крепится болтами непосредственно к лонжеронам рамы. После установки лебедки трос пропускается назад между двумя задними направляющими роликами 10, затем трос заделывается в коуш троса 36 с помощью клина коуша 37, к коушу с помощью пальца 34 крепится крюк 35. Палец стопорится разводным шплинтом 33.

При выдаче троса назад крюк заводится за задний бампер.

При выдаче троса вперёд он протягивается по правому лонжерону через систему направляющих и поддерживающих роликов в переднюю часть автомобиля, затем к тросу с помощью клиновой заделки в коуш крепится крюк, который в транспортном положении заводится за буксирный палец. После этого трос необходимо натянуть лебедкой, чтобы он не провисал на роликах. Натяжение не должно быть чрезмерным, чтобы не повредить детали крепления.

С левой стороны к лонжерону крепится механизм отключения барабана лебедки, который состоит из кронштейна 23 с рычагом включения 22 . Рычаг в кронштейне установлен на эксцентриковой оси 24. Детали защищены защитной крышкой 21с основанием. Крышка может поворачиваться на оси 20, вставленной в петлю основания. В транспортном положении крышка закрыта и зафиксирована защёлкой. При повороте рычага она кулачком воздействует на упорный палец 25, который перемещается и отключает барабан лебёдки от редуктора, при этом появляется возможность разматывать трос вручную, чем можно ускорить процесс размотки. Трос можно разматывать принудительно с помощью редуктора, в этом случае необходимо включить передачу заднего хода в коробке передач.

После установки на раму рычага 22 необходимо отрегулировать полноту включения и выключения муфты отключения барабана лебёдки. Регулируется перемещением рычага управления лебёдкой 22 при помощи эксцентриковой оси 24. Для этого необходимо ослабить гайку крепления эксцентриковой оси, затем вращением оси переместить рычаг до соприкосновения его боковой поверхности с утопленным до упора пальцем 25 и далее утопить его дополнительно на 0,5 мм.

С правой или с левой стороны рамы, в зависимости от модификации автомобиля прикреплено устройство клиновой заделки троса, которое состоит из кронштейна 18, прикреплённого к раме и клина 17, установленного внутри кронштейна. В транспортном положении клин необходимо притянуть болтом 19 и законтрить гайкой с тем, чтобы клин не выпал при движении. Клиновая заделка служит для закрепления конца троса при использовании блока полиспаста.

Для прокладки троса вперёд на правом лонжероне установлены три опорных ролика 2, 3, 7 на кронштейнах, а впереди установлены сдвоенные направляющие ролики 1, расположенные в корпусе из штампованных деталей.

Привод редуктора лебёдки осуществляется тремя карданными валами: передним телескопическим валом 15 с изменяемой длиной, подсоединённым к фланцу коробки отбора мощности, промежуточным валом 13, вращающимся на двух подшипниках установленных в кронштейнах 27, прикрепленных болтами к лонжерону рамы и задним карданным валом 12. Задний вал не раздвижной, с предохранительным устройством от перегрузок в виде срезного штифта. Этот вал прикрепляется к фланцу привода редуктора лебёдки.

2.1 Лебёдка в сборе с редуктором

Лебёдка в сборе с редуктором (Рис. 418), предназначенная для установки на автомобиль, содержит следующие узлы и детали: редуктор 1, барабан 5, трос 21, нажимной ролик 8 с пружиной 10, поперечная балка 13, траверса 14, тросоукладчик 29, цепь привода тросоукладчика 24, звёздочка ведущая тросоукладчика 25, закреплённая гайкой 26.

На внутреннем диаметре барабана с левой стороны имеются шлицы, которые соединяются с зубчатой муфтой 6, муфта напрессована на вал редуктора и зафиксирована от проворота двумя шпонками 7; с правой стороны внутреннего диаметра барабана запрессована втулка 16, которая также опирается на вал редуктора. Барабан с втулкой фиксируются относительно вала редуктора штифтом 15, запрессованным в отверстие втулки.

Правый конец вала редуктора вращается во втулке 17, запрессованной в отверстие траверсы 14. для смазки втулки предусмотрена прессмаслёнка 18.

Редуктор, с установленным на валу барабаном и траверса соединяются спереди поперечиной 13, прикреплённой болтами 2 к корпусу редуктора и к траверсе, а в задней части к редуктору болтами 23 крепится тросоукладчик 22. Тросоукладчик с траверсой соединяются направляющей 19. Направляющая вставляется в отверстия проушин корпуса тросоукладчика и траверсы и стягиваются гайками 20. Момент заворачивания гаек 245...313 Н-м (25..32 кгс-м). Привод тросоукладчика осуществляется цепью 24, соединяющей ведущую звёздочку 25 с ведомой звёздочкой тросоукладчика. Ведущая и ведомая звёздочки должны располагаться в одной плоскости, с тем, чтобы не было боковых перегибов цепи. Это достигается перемещением ведущей звёздочки с помощью набора определённого количества прокладок 28, устанавливаемых между торцем вала и звёздочкой. После регулировки звёздочка крепится гайкой 26. Момент заворачивания гайки 245...313 Н-м (25..32 кгс-м). После заворачивания гайка контрится отгибкой пояска гайки в паз вала.

Передаточное число привода к тросоукладчику подобрано таким образом, чтобы при повороте барабана на один оборот подвижный корпус тросоукладчика перемещался на расстояние равное диаметру троса или, что то же самое на один шаг навивки, тем самым достигается равномерная укладка троса на барабане.

Рис. 417 Установка лебёдки

1 - ролики направляющие передние; 2,3,7 - ролики направляющие; 4,5,14,16,19,31 - болты крепления; 6,11 - кронштейны; 8 - лебёдка; 9 - поперечина; 10 - ролики направляющие задние; 12 - вал карданный задний; 13 - вал карданный промежуточный; 17 - клин коуша; 18 - кронштейн заделки троса; 20 - ось крышки; 21 - крышка; 22 - рычаг; 23 - кронштейн; 24 - ось эксцентриковая; 25 - палец упорный; 26 - чехол уплотнительный; 27 - кронштейн; 28,33 - шплинт разводной; 29 - шайба; 30 - фланец; 32 - гайка; 34 - ось крюка; 35 - крюк; 36 - коуш; 37 -клин коуша

Корпус тросоуклодчика при работе совершает возвратно-поступательное движение, обусловленное соответствующей правой и левой винтовой нарезкой пазов на ведущем валу тросоукладчика.

Для плотной намотки витков троса на барабане при наматывании его необходимо натягивать усилием 1000... 1200 кг.

Для того, чтобы не было вспучивания витков троса на барабане предусмотрен ролик 8, установленный на оси в рамке 12. Рамка в свою очередь установлена на оси 9, на эту же ось установлена спиральная пружина 10, которая с определённым усилием прижимает рамку с роликом к виткам троса.

Перед намоткой троса на барабан его концы оплавляются, с тем, чтобы предотвратить разматывание витков троса.

Рис. 418 Лебёдка с редуктором и тросоукладчиком

1 - редуктор лебёдки; 2 - болт; 3 - стремянка; 4 - гайка; 5 - барабан троса; 6 - муфта шлицевая; 7 - шпонка:; 8 - ролик нажимной; 9 - ось; 10 - пружина: 11 - рамка; 12 - шплинт; 13 - поперечина; 14 - траверса; 15 -штифт; 16 - втулка барабана; 17 - втулка траверсы; 18 - прессмаслёнка; 19 - направляющая корпуса тросоукладчика; 20 - гайка; 21 - трос; 22 - тросоукладчик; 23 - болт; 24 - цепь привода; 25 - звёздочка ведущая; 26 - гайка; 27 - шпонка; 28 - шайбы регулировочные

2.2 Редуктор лебёдки

Для привода лебёдки применён редуктор с модифицированным глобоидным червячным зацеплением (Рис. 419).

Назначение редуктора обеспечить нормативные требования к лебедкам, устанавливаемым на автомобили данного класса, а именно обеспечить необходимое тяговое усилие на тросе 8000 кгс. и скорость перемещения троса в пределах 10 м. в мин.

Редуктор обеспечивает принудительную намотку троса, принудительную его размотку, а также, при необходимости, ручную размотку. Для этого имеется механизм отключения барабана.

Червячное зацепление обладает значительным эффектом самоторможения, однако в некоторых случаях, например, при подтягивании на уклонах в случае выключения сцепления или срезания предохранительного болта на карданном валу, требуется дополнительное притормаживание вала редуктора дли исключения сползания автомобиля. Для этого предусмотрен автоматический ленточный тормоз на валу червяка.

Редуктор состоит из картера редуктора 44, в котором смонтирована червячная пара: червяк редуктора и червячное колесо 14. Червяк вращается на двух конических роликовых подшипниках 37, установленных в расточках картера. Подшипники с одной стороны закрыты глухой крышкой 32, с другой стороны крышкой переднего подшипника 38. Под крышками установлены пакеты регулировочных прокладок 35, с помощью которых создаётся определённый предварительный натяг в конических подшипниках и, кроме того, корректируется пятно контакта в червячном зацеплении перемещением червяка вправо или влево за счёт перекладывания прокладок из под одной крышки под другую.

На конец вала червяка на шпонке установлен фланец 40, являющийся одновременно барабаном тормоза. Барабан крепится гайкой 42, момент заворачивания гайки 245...313 Нм (25..32.кгс-м).

На торцевой поверхности барабана крепится отражатель 39 и к этой же поверхности крепится фланец карданного вала привода редуктора.

Полость картера уплотнена манжетой, запрессованной в крышку 38.

Крышка одновременно является защитным кожухом и местом крепления ленточного тормоза. К ленте тормоза прикреплены фрикционные накладки, которые охватывают барабан тормоза 40. Один резьбовой конец стержня ленты закреплён неподвижно в нижнем отверстии прилива крышки,38, другой конец подвижно через пружину закреплен в отверстии верхнего прилива крышки.

Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебёдки. Лента увлекается силой трения, вращающимся барабаном и перемещает верхний конец в сторону вращения барабана, сжимает пружину, а это приводит к ослаблению натяжения ленты на барабан, т. е. тормоз практически не препятствует вращению. При обратном вращении вала червяка под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, что вызывает притормаживание барабана и препятствует его вращению вследствие жесткого крепления второго конца тормозной ленты. При малой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозным механизмом, незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза предохранительного болта при повышенной частоте вращения барабана действие тормозного механизма становится значительным и служит дополнением к самоторможению червячной передачи. Натяжение тормозной ленты регулируется пружиной. При затягивании гайки 6 тормозной момент увеличивается.

Рис. 419 Редуктор лебёдки

1 - шлицевая втулка; 2,43 - шпонки; 3 - муфта; 4, 23, 24 - пружины; 5 - крышка пружины; 6,7,41 - гайки; 8 - лента тормозного механизма; 9,42 - упорные шайбы; 10 - вал барабана; 11 - стакан; 12,18,27.35 - прокладки; 13 - крышка картера; 14 - червячное колесо; 15 - упорный палец штока; 16 - сальник; 17 - крышка штока; 19 - шток вилки; 20 - вилка включения; 21 - установочный винт; 22 - заглушка; 25 - стакан штока; 26 - крышка; 28 - манжета; 29 - предохранительный клапан; 30 - переходник; 31 - болт; 32 - крышка заднего подшипника; 33,37 - подшипники; 34 - червяк редуктора; 36 - пробка; 38 - крышка переднего подшипника; 39 - отражатель барабана; 40 - барабан тормозного механизма; 44 - картер редуктора лебедки.

Вал барабана 10 в корпусе редуктора вращается на двух подшипниках скольжения -втулках из бронзы, запрессованных в стаканы 11. Стаканы устанавливаются в корпус и крепятся болтами. Между буртами стаканов и корпусом установлены наборы регулировочных прокладок 12 и 27 с помощью которых устанавливается зазор между ступицей червячного колеса и упорной шайбой 9 в пределах 0,05...0,1 мм., а также с помощью прокладок производится перемещение вала 10 для получения необходимого пятна контакта. Перемещение вала осуществляется после регулировки осевого зазора перекладыванием прокладок из под одного фланца стакана под другой фланец стакана.

На вал барабана на двух шпонках 1 напрессована шлицевая втулка 2, которая своими шлицами соединена со шлицами барабана лебёдки.

Отключение вала барабана 10 от червячного колеса осуществляется перемещением зубчатой муфты 3 влево. Для отключения имеется специальный механизм, состоящий из вилки 20, штока 19, стакана25, двух пружин 23 и 24, упорного кольца 15.

В исходном состоянии под действием пружин зубчатая муфта соединяет вал барабана с червячным колесом. Для отключения барабана при разматывании троса вручную необходимо, сжимая пружины, переместить упорный палец штока 15 вправо, при этом вилка 20 перемещает зубчатую муфту 3 и отключает барабан.

Перемещение штока осуществляется рычагом 12, расположенным с внешней стороны рамы (Рис. 417).

2.3 Тросоукладчик

Предназначен для равномерной и плотной укладки троса на барабане. Корпус привода тросоукладчика 10 (Рис. 420) прикреплен к картеру редуктора лебедки. В верхнюю проушину картера вставлен и притянут гайкой направляющий стержень 14; своим другим концом стержень вставлен и закреплен в кронштейне траверсы 17, закрепленной, в свою очередь, на передней и задней поперечинах лебедки. Таким образом, образована жесткая неподвижная система, на которой смонтированы движущиеся части тросоукладчика. В расточках корпуса 10 и траверсы 17 установлена подвижная труба 15. К этой трубе приварен подвижный корпус тросоукладчика 2. В нем на осях 5 на двух бронзовых втулках установлены два ролика тросоукладчика 1, между которыми проходит трос лебедки.

Подвижный корпус имеет проушину, в отверстие которой проходит направляющий стержень 14. К нижней части подвижного корпуса прикреплена крышка сухаря 3, в расточке которой вставлена ось сухаря 4 с возможностью вращения. Верхняя, специально спрофилированная головка сухаря входит в паз ходового винта 13. Сухарь изготовлен из высоколегированной стали и термообработан для повышения его износостойкости.

Ходовой винт 13 установлен на подшипнике 9 в корпусе 10 и двух опорах скольжения внутри трубы 15. Винт приводится во вращение цепной передачей от вала барабана лебедки через ведущую и ведомую звездочки 7. На рабочей поверхности ходового винта выполняются винтовые пазы с правой и левой нарезкой, которые соединяются между собой специально спрофилированным переходным пазом. В паз винта вставлена верхняя часть сухаря. При вращении ходового винта сухарь перемещается в пазу винта и вместе с собой перемещает подвижный корпус тросоукладчика 2. В крайних положениях сухарь переходит по переходному пазу с правой нарезки на левую и обратно. Таким образом, обеспечивается возвратно-поступательное движение подвижного корпуса тросоукладчика. Ход корпуса согласован с вращением барабана так, что за каждый оборот барабана корпус тросоукладчика перемещается на расстояние, равное одному шагу витка троса.

Винт изолирован от внешней среды трубой 15, заглушкой 16 и манжетой, вставленной в крышку 8. При сборке винт обильно смазывается.

Рис. 420 Тросоукладчик лебёдки

1 - ролики; 2 - корпус тросоукладчика; 3 - крышка сухаря; 4 - сухарь; 5 - ось ролика; 6 - гайка; 7 - звездочка; 8 - крышка корпуса; 9 - шариковый подшипник; 10 - корпус привода; 11 - масленка; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - ходовой винт; 14 - направляющая; 15 - труба; 16 - заглушка; 17 - траверса

2.4 Карданные валы привода лебедки

Передний карданный вал телескопический двухшарнирный состоит из: фланцев 8, крестовин 6, подшипников крестовин 5, вилки скользящей 3, переднего вала 1, сваренного из трех деталей: шлицевого вала, трубы и приварной вилки. Шлицевое соединение изолировано от внешней среды резиновым чехлом 2.

Подшипники крестовин закреплены стопорными кольцами и уплотнены сальниками.

При сборке карданных шарниров в отверстие каждого шипа крестовины закладывается по 0,6...0,7 г, а в каждый игольчатый подшипник 1,8...2,0 г, смазки №158 , заменитель - Литол-24.

Шлицевой вал при сборке смазывается тонким слоем названной смазки, а во внутреннюю полость скользящей вилки закладывается 20 г этой смазки. Вилки крестовин должны лежать в одной плоскости.

Рис. 421 Вал карданный передний

1 - вал карданный передний; 2 - муфта защитная; 3 - вилка скользящая; 4 - сальник; 5 - подшипник игольчатый; 6 - крестовина; 7 - кольцо упорное; 8 - фланец

Вал карданный промежуточный состоит из вала 1, который вращается на двух подшипниках 2 с двусторонними уплотнениями 7, подшипники установлены в корпусах 3 и от осевого перемещения зафиксированы шплинтами 8.

На шлицевых концах вала установлены фланцы 5 и закреплены гайками 6. Гайки заворачиваются моментом 245...313 Н-м (25..32кгсм) и контрятся отгибанием пояска гайки в паз вала.

При установке карданного вала на автомобиль сначала собираются детали на одном конце вала, затем, после установки его на место, устанавливаются детали с другого конца.

Рис. 422 Вал карданный промежуточный

1 - вал промежуточный; 2 - подшипник; 3 - кронштейн опоры; 4 - шайба плоская; 5 - фланец; 6 - гайка; 7 - подушка опоры; 8 - шплинт

Карданный вал лебедки задний - двухшарнирный, не раздвижной. Шарниры аналогичной конструкции, как и у переднего карданного вала.

Его особенность в том, что он состоит из двух частей, соединенных между собой срезным болтом 8. Срезной болт выполнен из стали А12 и имеет на стержне проточку, по которой срезается при повышении усилия на тросе свыше 8,5 т. Заменять болт на другой нельзя. Это может привести к обрыву троса или разрушению других деталей. Болты прикладывают в комплект для запасных частей.

При срезании болта не допускается длительная работа, так как произойдет приваривание вилки к втулке или к торцу фланца.

Рис. 423 Вал карданный задний

1 - крестовина; 2 - подшипник игольчатый; 3 - кольцо упорное; 4 - сальник; 5 - вал карданный; 6 - гайка; 7 -шайба пружинная; 8 - болт предохранительный; 9 - вилка; 10 - фланец

2.5 Блок полиспаст

Блок полиспаст (Рис. 424) установлен в специальном ящике, расположенном с левой стороны под платформой автомобиля.

Блок состоит: из обоймы блока 4, к которой приварены два защитных диска 8, внутри них на оси 6 и распорной втулке 2 установлен ролик 10, с запресованной в него втулкой 9. Втулка смазывается через прессмаслёнку 11.

После установки оси на её резьбовой конец заворачивается гайка 5, момент заворачивания 245...313 Нм (25..32.кгс-м). После этого поясок гайки стопорится отгибанием пояска в паз оси.

В проушинах обоймы блока 4 установлены два коуша троса 3 на пальцах 13. В обоймах коуша клиньями 2 закреплен трос, длина его 3 метра. Для высвобождения конца троса необходимо выбить клин коуша 2 из обоймы коуша 3.

Рис. 424 Блок полиспаст лебёдки

1 - трос; 2 - клин коуша; 3 - коуш троса; 4 - обойма блока; 5 - гайка; 6 - ось ролика; 7 - втулка распорная; 8 - втулка; 9 - диск защитный; 10 - ролик; 11 - маслёнка; 12 - шплинт разводной

2.6 Управление приводом лебёдки

Управление приводом лебёдки дистанционное, электропневматическое содержит электропневмоклапан 3, установленный на левый кронштейн крепления раздаточной коробки, два кнопочных выключателя, фиксированный и дублирующий, нефиксированный, трубки подвода воздуха к электропневмоклапану 2 и к пневмокамере 4 коробки отбора мощности (КОМ).

Для включения КОМ лебёдки необходимо одновременно нажать фиксированный выключатель КОМ на щитке приборов и нефиксированный выключатель КОМ на панели выключателей, при этом включается электропневмоклапан и загорается лампочка, встроенная в выключатель КОМ лебёдки на щитке приборов, сигнализирующая о включении КОМ лебёдки. Реле обеспечивает включённое состояние электромагнитного клапана КОМ при отпускании кнопки нефиксированного выключателя.

Электромагнитный клапан подаёт воздух в пневмокамеру включения КОМ.

Отключается КОМ нажатием кнопки выключателя КОМ лебёдки, соответственно лампочка гаснет.

Внимание! Не включать кнопки выключения КОМ без необходимости или по неосторожности, когда крюк троса зацеплен за буксирный палец или за бампер. Произойдёт обрыв троса или разрушение деталей привода.

Включать коробку отбора мощности можно только тогда, когда всё подготовлено к подтягиванию автомобиля и трос надёжно закреплен за неподвижный предмет или за другой автомобиль.

Рис. 425 Управление приводом лебёдки

1 - пластина крепления электропневмоклапана; 2 - трубка подвода воздуха к электроиневмоклапану; 3 - электропневмоклапан; 4 - шланг подвода воздуха к пневмокамере включения КОМ

2.7 Правила пользования лебёдкой

Предпочтительнее, для ускорения работы, трос разматывать вручную, отключив барабан троса. Возможна принудительная размотка троса, при этом необходимо включить заднюю передачу в коробке передач, а трос натягивать вручную.

В начале подтягивания на барабане должно быть не менее четырёх витков, иначе произойдёт вырыв троса из заделки. Наибольшее усилие подтягивания (до 7,7 т.) достигается на первом ряду намотки, затем с каждым следующим слоем усилие на тросе уменьшается.

Угол отклонения троса от оси автомобиля при подтягивании не должен превышать 15°.

Для начала самовытаскивания лебёдкой следует размотать трос, закрепить его за надёжный предмет, выжать педаль сцепления, включить первую или вторую передачу в коробке передач, включить нейтраль в раздаточной коробке, включить привод коробки отбора мощности нажатием кнопок основного и дублирующего выключателей, плавно отпустить педаль сцепления. Затем, для ускорения подтягивания, плавно увеличить обороты двигателя. Резкое увеличение числа оборотов может вызвать срезание предохранительного болта.

При срезе предохранительного болта, во избежание повреждения карданного вала, немедленно выключить привод лебёдки. Не допускается использовать вместо предусмотренного болта (4310-4502051) другие болты.

При самовытаскивании, когда трос выдан вперёд, допускается для использования колёсного движителя, включать первую (низшую) передачу в раздаточной коробке, межосевой дифференциал при этом должен быть заблокирован.

В случае применения блока для увеличения тягового усилия при самовытаскивании вперёд блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса за один из пальцев буксирных вилок автомобиля.

При самовытаскивании назад с применением блока необходимо выбить клин, освободить трос от крюка продеть его в канавку ролика и закрепить этот конец троса в клиновую заделку на лонжероне рамы.

При вытаскивании лебёдкой другого автомобиля надо затормозить автомобиль стояночной тормозной системой, размотать трос, зацепить его за вытаскиваемый автомобиль, включить лебёдку и первую передачу в коробке передач. По окончании подтягивания нужно включить нейтральную передачу в коробке передач.

После использования лебёдки надо зацепить крюк троса за палец левой буксирной вилки, включить лебёдку и первую передачу в коробке передач и плавно натянуть трос. Не допускать чрезмерного натяжения троса.

Для избежания перегрева редуктора не рекомендуется подтягивать трос под нагрузкой более трёх раз. Максимально допустимый нагрев масла в редукторе не более 110° С.

При работе лебёдки проследить за температурой нагрева тормозного механизма. Если в течении 1...3 мин. тормозной механизм нагревается выше температуры, при которой может выдержать рука, надо отрегулировать его при включённой передаче заднего хода и отключенном вале барабана. Для ослабления тормозного момента нужно отвернуть гайку крепления ленты тормозного механизма на два-три оборота.

Запрещается использовать трос лебёдки для буксирования автомобиля.

При движении автомобиля трос лебёдки должен быть туго намотан на барабан.

Нельзя допускать движения автомобиля с отключенным валом барабана лебёдки.

3 Техническое обслуживание

Перед каждым пользованием лебёдкой проверить крепление троса в коуше и состояние крюка лебёдки.

После каждого пользования лебёдкой очистить трос от грязи и покрыть соответствующей смазкой

При сервисе С (осенью):

-проверить качество уплотнений, очистить от грязи и смазать цепь тросоукладчика;

-проверить и подтянуть детали крепления лебёдки и тросоукладчика;

-смазать направляющие ролики троса лебёдки, передние и задние опорные ролики;

-смазать ходовой винт тросоукладчика и опору вала барабана лебёдки.

-сменить масло в картере редуктора лебёдки после 15.. .20 подтягиваний или один раз в год.

4 Ремонт

Ремонт лебёдки должен производиться при поломке деталей или при выработке её ресурса, который составляет 6000 м. подтягиваний под нагрузкой, это равняется 75...80 подтягиваний при полной выдаче троса.

Снятие лебёдки с автомобиля. Снять щиты пола платформы над лебёдкой.

Снять трос, для чего: размотать трос вручную или принудительно, включив заднюю передачу в коробке передач, отвернуть гайки крепления скобы и снять скобу.

Слить масло из редуктора.

Отсоединить задний карданный вал привода лебёдки. Снять защитный чехол с крышки штока редуктора.

Зачалить лебёдку тросами подъемного механизма. Отвернуть болты крепления к задней поперечине и болты крепления передней поперечины к левому и правому кронштейнам рамы.

Ориентируя лебёдку монтировками, опустить её на тележку и выкатить из под автомобиля.

Установка лебёдки. Производится в обратной последовательности.. При установке троса на барабан необходимо, чтобы подвижный корпус тросоукладчика находился в крайнем положении со стороны реборды барабана, к которой крепится трос, а барабан повёрнут так, чтобы место крепления троса на реборде было в верхнем положении. Продеть трос между задними направляющими роликами и направляющими роликами тросоукладчика. Закрепить конец троса скобой. Момент заворачивания гаек 43...55 Нм (4,4...5,6 кгсм). Запустить двигатель, включить первую передачу в коробке передач включить нейтраль в раздаточной коробке, включить КОМ привода лебёдки. Намотать трос на барабан, при этом, для плотной намотки, усилие натяжения троса должно быть не менее 1000 кг.

4.1 Разборка

Разборка лебёдки. Установить лебедку с редуктором, передней поперечиной и тросоукладчиком в сборе (Рис. 418) на специальный стенд или на верстак.

Снять переднюю поперечину 13. Разъединить замочное звено цепи и снять цепь 25. Отвернуть гайку 20 крепления направляющей, отвернуть болты 23 крепления корпуса тросоукладчика к картеру редуктора. Снять траверсу 14 с вала редуктора, отсоединить тросоукладчик от редуктора. Выколоткой диаметром 10... 11 мм. через отверстие в барабане с обратной стороны выбить штифт 15 из втулки 16, снять барабан с вала редуктора лебёдки.

Разборка редуктора лебёдки. Раскернить и отвернуть гайку крепления ведущей звездочки, снять звездочку и регулировочные шайбы.

Отвернуть болты и снять верхнюю крышку 13 редуктора.

Снять отражателть барабана, раскернить и отвернуть гайку 41 крепления барабана, снять упорную шайбу, извлечь шпонку. Съёмником спрессовать барабан тормозного механизма 40.Рис. 426.

Съемник И801.55.000 барабана тормоза лебедки

Рис. 426 Снятие барабана тормоза

Отвернуть гайки 6 и 7 крепления ленты тормоза снять пружину тормоза, снять ленту тормозного механизма 8.

Отвернуть болты крепления и снять крышку переднего подшипника 38, крышку заднего подшипника 32, уплотнительные и регулировочные прокладки под ними.

Снять крышку штока 17 с комбинированным уплотнением 16 и уплотнительной прокладкой, вынуть из крышки шток 15.

Расконтрить и отвернуть установочный винт 21 крепления вилки, вынуть из гнезда картера стакан штока 25, снять пружину 23, снять стопорное кольцо и крышку 26, снять пружину 24. Извлечь из картера вилку 20.

Вывернуть болты крепления стаканов 11 ,спрессовать стаканы из корпуса. Снять уплотнительные и регулировочные прокладки 12 и 27 со стаканов, спрессовать и извлечь из стаканов манжеты 28 и втулки.

Выпрессовать из картера червяк 34 с подшипниками 33 и 37, снять наружные кольца с подшипников и спрессовать подшипники с червяка.

Выпрессовать из картера вал привода барабана 10, спрессовать с него шлицевую втулку 2 и снять шпонки 1.

Извлечь из картера червячное колесо 14 и муфту включения 3.

Разборка тросоукладчика. Отвернуть болты крепления и снять крышку 8 в сборе с манжетой снять манжету.

Вывернуть болты крепления крышки сухаря и снять крышку 3 с уплотнительной прокладкой, вынуть сухарь 4.

Отвернуть гайку и снять направляющую 14. Снять подвижный корпус 2, впрессовать из этого корпуса ось роликов 1, снять ролики 1, впрессовать из них втулки. Извлечь из корпуса 10 ходовой винт 13, спрессовать подшипник 9.

Из корпуса извлечь уплотнение 12.

Разборка карданных валов привода лебёдки. Разборку шарниров крестовин производить в следующей последовательности: извлечь стопорные кольца 7 из канавок проушин вилок карданного вала (см.Рис. 421). Воздействуя на донышко подшипника 5 переместить его внутрь до выпрессовки противоположного подшипника на 10... 12 мм., перевернуть крестовину, обернуть выступающую часть подшипника наждачной шкуркой и снять его. Так же снять второй подшипник вилки. Снять уплотнения 4.

Аналогичным образом снять оставшиеся подшипники крестовин, снять крестовины.

Далее снять уплотнительный чехол 2, рассоединить вал карданный 1 и вилку скользящую 3.

Крестовины заднего карданного вала разбирать аналогичным образом.

При разборке промежуточного карданного вала необходимо раскернить и отвернуть гайку 6 (Рис. 422). Снять разводные шплинты 8, снять кронштейны 3, спрессовать с вала 1 фланцы 5, подшипники 2, снять упорные шайбы.

После разборки лебёдки все детали тщательно промыть и подвергнуть визуальному осмотру и деффектовке. Провести микрометраж поверхностей деталей, подверженных износу. Изношенные детали восстановить или заменить на новые из запасных частей. Размеры деталей лебёдки и их допустимый износ представлены в Таблица 59.

Таблица 59 Размеры деталей лебёдки и их допустимый износ

4.2 Сборка

Сборку лебёдки производить в последовательности обратной разборке, соблюдая общие технические требования к сборке.

Подшипники должны поступать на сборку в упаковке и смазке.

Все фланцевые соединения, имеющие уплотнительные прокладки, сливные и заливные пробки, болты, заворачиваемые в резьбовые отверстия, имеющие выход в полости, заполненные смазкой, должны быть установлены на уплотнительной пасте УН-25 .

Стальные регулировочные прокладки перед установкой должны быть промыты и смазаны маслом И-20 А ГОСТ. Тонкие прокладки устанавливаются по обе стороны пакета прокладок.

Рабочие кромки манжет смазать смазкой № 158 или Литол 24.

Моменты затяжки резьбовых соединений ответственных деталей затягивать моментами, указанными в соответствующих разделах текста.

При сборке направляющих роликов, блока все трущиеся поверхности смазать смазкой Литол-24, заменители солидолы Ж, солидол С.

Сборка редуктора. Червяк лебедки установить в конические роликоподшипники 33, 37, (см. Рис. 419), которые должны быть отрегулированы с предварительным натягом. Момент, необходимый для проворота вала червяка в подшипниках, должен быть равен 0,2...0,6 Н-м (0,02...0,06 кГс-м).

Регулировку предварительного натяга подшипников червяка производить регулировочными прокладками путем изменения их количества под фланцами крышек подшипников 32, 38, при полной затяжке болтов крепления крышек и без установки барабана тормоза. Количество прокладок под задней и передней крышками после регулировки должно быть примерно одинаковым или иметь разность толщины пакета не более 0,1 мм, при этом под каждой крышкой должны быть установлены по две прокладки толщиной 0,05 мм и 0,1 мм.

Перед установкой вала барабана 10 в редуктор внутренние поверхности отверстия червячного колеса, втулок редуктора и посадочные поверхности вала смазать маслом ТСП-15К.

Установить вал с осевым зазором по окружности между ступицей червячного колеса 14 и опорной шайбой 9 в пределах 0,05...0,1 мм.

Зазор отрегулировать при помощи прокладок 12, устанавливаемых между фланцами стаканов втулок 11 и торцами картера редуктора 44. После установки вала барабана в пакете установочных прокладок должны быть прокладки толщиной 0,1 мм в количестве не менее трех со стороны каждого стакана втулки картера редуктора.

Отрегулировать зацепление в червячной передаче.

Правильность зацепления червячного колеса и червяка проверять «на краску» по пятну контакта на зубьях. В правильно отрегулированной передаче пятно контакта на рабочей стороне зуба колеса должно соответствовать изображенному на Рис. 427.

Рис. 427 Пятно контакта в червячном зацеплении.

Правильное расположение пятна контакта относительно оси симметрии зуба производить соответствующим перемещением вала барабана 10 с червячным колесом путем перекладывания прокладок 12 и 27 из-под одного фланца стакана под другой фланец стакана.

Регулировку величины пятна контакта по высоте зуба производить перемещением червяка 34 относительно червячного колеса посредством перекладывания прокладок 35 из-под одной крышки подшипника под другую, не меняя предварительного натяга в конических подшипниках.

Внимание! Неправильная регулировка пятна контакта является причиной сильного нагрева редуктора.

Муфта включения 3 должна свободно включаться и выключаться при совмещении зубьев ступицы червячного колеса и вала барабана лебедки.

При установке вилки включения редуктора лебедки на шток затянуть установочный винт и законтрить гайкой.

В собранной лебедке палец упорный 15 штока вилки включения редуктора должен при его перемещении включать и выключать муфту 3 включения лебедки.

Отрегулировать затяжку пружины ленточного автоматического тормоза червяка редуктора лебедки, обеспечив зазор между витками 0,5... 1,0 мм.

Сборка тросоукладчика (Рис. 420). Перед запрессовкой осей 5 роликов 1 в корпусе тросоукладчика заложить в полости роликов консистентную смазку Литол-24. После сборки ролики тросоукладчика должны свободно вращаться.

При установке ходового винта его поверхность обильно смазать смазкой УС-1.

Перед установкой сухаря тросоукладчика в крышку сухаря заложить смазку Литол-24. Сухарь должен свободно поворачиваться от упора до упора в крышке сухаря тросоукладчика. В собранном тросоукладчике ходовой винт должен вращаться без заеданий и легко перемещать корпус тросоукладчика на полный ход в обе стороны.

Сборка лебёдки с тросоукладчиком. (Рис. 418). После установки траверсы барабана 14 проверить свободное вращение барабана лебёдки в отключенном от редуктора положении. Барабан должен вращаться свободно от руки.

Установить ведущую звездочку 26 так, чтобы она образовала одну плоскость с ведомой звездочкой с помощью регулировочных шайб. Затянуть гайку и закернить.

Установить цепь привода тросоукладчика 24 и закрепить ее соединительним звеном.

Обкатка лебедки на стенде. Каждую лебедку подвергнуть испытанию обкаткой в течении 10 минут при числе оборотов червячного колеса 15 об/мин и нагрузке на барабан 890 Нм (91 кгс-м). Допускается испытание производить намоткой троса на барабан.При этом усилие на тросе должно составлять 5700 Н (570 кгс).

Перед обкаткой залить в редуктор масло ТСП-15К ГОСТ 23652-79 (заменитель масло И-20А ГОСТ 20799-75) до уровня контрольного отверстия - 3,9 л.

Через пресс-масленки смазать все точки смазки. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150-87, заменители солидолы Ж ГОСТ 1033-79, солидол С ГОСТ 4366-76.

В процессе обкатки проверить:

-нагрев масла в редукторе (нагрев масла свыше 110°С недопустим);

-отсутствие шумов и стуков в редукторе;

-отсутствие задевания вращающихся деталей о стенки и другие детали;

-отсутствие заеданий в механизмах включения барабана и лебедки;

-отсутствие заеданий при перемещении корпуса тросоукладчика на полный ход в обе стороны;

-правильность затяжки тормоза.

Обнаруженные дефекты устранить, а лебедку подвергнуть повторным испытаниям.

После обкатки проверить крепления, наличие штифтов, кернений, шайб и затяжку болтов.



Яндекс.Метрика