ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Коробка перемены передач ZF 5 S 42

                                                         

                        КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 5 S 42

                                                   ZF - ЕКО LITE

                             Пятиступенчатая синхронизированная коробка передач для легких безрельсовых

                        транспортных средств

            

                   Руководство по эксплуатации


ZF FRIEDRICHSHAFEN AG


Ваше транспортное средство оборудовано механической ступенчатой коробкой передач серии ЦФ-Эколайт. Чем лучше Вы знакомы с коробкой передач Эколайт, тем экономичнее Вы сможете ездить на Вашем транспортном средстве. В настоящем Руководстве по эксплуатации Вы получите указания, которые помогут Вам максимально использовать технические пре­имущества коробок передач ЦФ. Поэтому мы просим водителя перед первой поездкой внима­тельно прочитать это Руководство по эксплуатации, а также специальные указания изготови­теля транспортного средства.

С целью гарантии безопасности эксплуатации транспортного средства соблюдайте, по­жалуйста, предписания по техническому обслуживанию. Для проведения работ по техобслу­живанию коробки передач и для решения возникающих проблем в Вашем распоряжении име­ются специалисты сервисной службы ЦФ. Адреса Вы найдете в прилагаемом буклете.

Счастливого пути с коробкой передач ЦФ желает Вам.


ZF Friedrichshafen AG Geschaftsbereich Nkw-Antriebstechnik 88038 Friedrichshafen Telefon: (0 75 41) 77-0 • Telex: 7 34 207 Telefax: (0 75 41)77-21 58

Цф Фридрихсхафен АГ

Отделение: Приводные механизмы для

безрельсовых транспортных средств

88038, г. Фридрихсхафен

Телефон: (0 75 41) 77-0 -Телекс: 7 34 207

Телефакс: (0 75 41) 77-21 58


В настоящем Руководстве по эксплуатации используются следующие указания по тех­нике безопасности:

УКАЗАНИЕ Служит для указания на специальные рабочие операции, методы, информации, использование вспомогательных средств и т. д.

 

4.1 Техническая характеристика


1 Технические данные

 

Коробка         Конструкция

Прифланцованный к двигателю, вертикально

передач          Включение

Все передачи с инерционной синхронизацией включения, пере­ключение заднего хода с кулачковыми муфтами

Управление

Переключение вращающегося вала для дистанционного управле­ния или центральное переключение коробки передач рычагом

Механизм       Конструкция отбора

Зависимое от сцепления переключение шестерен-кареток, управ­ляемое пневматикой

мощности       Крутящий момент

Макс. 300 Нм (кратковременный режим работы < 30 минут)

Направление вра­щения

Против направления вращения двигателя

Масса

Без механизма отбора мощности около 67 кг; на каждый меха­низм отбора мощности дополнительно 12 кг

Заправка мас­ла

(при первой заправке)

Без механизма отбора мощности около 3,5 дм3; на каждый меха­низм отбора мощности дополнительно около 0,8 дм3.

Сорт масла

Согласно действующей спецификации смазочных материалов ТЕ-ML 02 ЦФ

Интервалы      1-ая замена

После макс. 5 000 км или 125 часов эксплуатации

замены масла каждая после­дующая замена соответственно

После макс. 90 000 км или 2 000 часов эксплуатации, причем не менее одного раза в год при езде в кратковременном режиме ра­боты и на длинные расстояния при температурах Центральной Европы

После макс. 45 000 км или 1 000 часов эксплуатации, причем не менее одного раза в год при езде в условиях высоких температур и при обслуживании стройплощадок

Передаточные числа коробки передач смотри на заводской табличке на коробке пере­дач.

4.2 Механизм коробки передач

2 Описание 2.1 Конструкция

Установленная в Вашем транспортном средстве пятиступенчатая коробка передач ЦФ серии S 5-42 является коробкой передач с прямой или ускоряющей передачей со встроенным или отдельно установленным картером сцепления.

У нее обычная конструкция коробки передач с блоком шестерен промежуточного вала.

Пары шестерен с инерционной синхронизацией включения передних передач и одна пара шестерен заднего хода с кулачковыми муфтами имеют шестеренчатое зацепление с ко­сыми зубьями.

2.2 Управление переключением передач

В зависимости от типа транспортного средства коробка передач может иметь рычажное переключение передач или переключение вращающегося вала для дистанционного управле­ния. Схема переключения, т. е. расположение передач, зависит при этом от исполнения короб­ки передач - с прямыми или ускоряющими передачами (см. Рис. 199).

Нейтральное положение всегда находится на среднем проходе (2/3 или 3/4) схемы пе­реключения. Для выбора левого или правого прохода необходимо подать рычаг переключения в нужном направлении, преодолевая упругое усилие, и при включении передач удерживать его.

                                         

                                                            Прямая передача                  Ускоряющающая передача

                                                                                                                               Рис. 199

При исполнении с ускоряющими передачами встроенная блокировка предотвращает прямое переключение с 5-ой передачи на задний ход.

УКАЗАНИЕ Данная блокировка при этом не работает, если переключать на задний ход через нейтральное положение.

                                                           

                                                                                         Рис. 200

                                         S 5 - 42 с встроенным картером сцепления и переключением вращающегося вала

                                         

                          Рис. 201

                       S 5 - 42 с встроенным картером сцепления и центральным переключением коробки передач рычагом

2.3 Дополнительные агрегаты ЦФ 2.3.1 Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 ЦФ

Пятиступенчатая синхронизированная коробка передач S 5 - 42 ЦФ может быть обору­дована зависимым от сцепления механизмом отбора мощности NS 42/2 (например, для само­свала, канатной лебедки и т. д.).

Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 устанавливается слева и/или справа от коробки передач и приводится в движение промежуточным валом.

Зависимый от сцепления механизм отбора мощности WS 42/2 имеет фланец вала отбо­ра мощности или напрямую соединен с насосом. Подключение или отключение происходит посредством шестерни-каретки. Переключение коробки передач осуществляется через при­водной пневмоцилиндр.

УКАЗАНИЕ Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 разработан на кратковременный режим работы (< 30 минут). Вращение вала отбора мощности направлено против вращения двигателя.

                                                                      

                                            Рис. 202

                              Силовой поток зависимого от сцепления механизма отбора мощности NS 42/2

3.3.1 Схема расположения передач

Выбор передач осуществляется посредствам рычага переключения передач. Этот рычаг переключения передач имеет в проходе 2/3 (конструкция с прямой передачей) и на 3/4 (конст­рукция с ускоряющей передачей) так называемое нейтральное положение (смотри Рис. 203, Рис. 204).

                                                    

                                                  Рис. 203 Прямая передача                                         Рис. 204 Ускоряющая передача


 

Рычаг переключения передач перепрыгивает в нейтральное положение, если его оста­вить в среднем положении. Для выбора передач 1/R и 4/5 или 1/2 и 5/R необходимо подать рычаг в нужном направлении, преодолевая упругое сопротивление, и при переключении удерживать его. Таким образом, Вы легко найдете каждую отдельную передачу.

3.3.2 Переключение передач

Перемещайте рычаг переключения быстро, без применения большого усилия. Рекомен­дуется осуществлять перемещение рычага переключения передач открытой рукой, как показа­но на Рис. 7. При переключении передачи держите рычаг переключения против усилия пру­жины до тех пор, пока не закончится процесс синхронизации и не установится передача.

                                                

                                           Ведение рычага при переключении                     Ведение рычага при переключении
                                               на более высокую передачуна                               более низкую переда­чу

                                                                                                               Рис. 205


 

УКАЗАНИЕ Всегда переключайте передачи быстро, при этом усилия переключения будут минимальными. Это особенно важно при холодной коробке передач. Если рабочая температу­ра еще не достигнута, то переключение передачи потребует большего усилия.

Для предотвращения повреждения коробки передач или двигателя переключайте на по­следующую более низкую передачу только тогда, когда торможением будет достигнута мак­симальная скорость требуемой передачи.

3.4 Работа зависимого от сцепления механизма отбора мощности NS 42/2 ЦФ

Зависимый от сцепления механизм отбора мощности NS 42/2 ЦФ можно подключать только на стоящем транспортном средстве (нажать на сцепление и подождать около 6 секунд, чтобы остановился промежуточный вал коробки передач). Для отключения необходимо также выключить сцепление.

Работа на стоящем транспортном средстве

Затянуть ручной тормоз, выключить сцепление, основную коробку передач переклю­чить в нейтральное положение, подключить механизм отбора мощности, медленно отпуская сцепление, добавить газ, пока двигатель не заработает равномерно.

Работа на едущем транспортном средстве На стоящем транспортном средстве выклю­чить сцепление, подключить механизм отбора мощности, включить 1-ю передачу и при трогании с места медленно включить сцепление.

УКАЗАНИЕ Так как на неподвижных транспортных средствах давление воздуха в системе падает, то кулачковая муфта механизма отбора мощности выводится из зацепления нажимной пружиной рабочего цилиндра. Как только после запуска автомобиля давление воздуха достиг­нет требуемого значения, то кулачковая муфта самостоятельно войдет в зацепление. Однако при работающем двигателе последствием тому будет повреждение зубчатого зацепления и из-за этого преждевременный выход из строя механизма отбора мощности.

ОСТОРОЖНО При длительной остановке транспортного средства (например, на ночь)
механизм отбора мощности всегда должен выключаться._______________________________

3.5 Буксировка

Буксировка транспортных средств возможна лишь при нижеследующих условиях: Дистанция буксировки не более 100 км. Допустимая скорость при буксировке 60 км/ч. Ступенчатая коробка передач в нейтральном положении.

УКАЗАНИЕ При буксировке обязательно соблюдать указания изготовителя транспортного средства.

ОСТОРОЖНО При подозрении на поломку коробки передач или при невыполнении од-
ного из вышеописанных условий, необходимо отфланцевать карданный вал на заднем
мосту или демонтировать полуось с фланцем._________________________________________

3.6 Буксировка

Возможен запуск двигателя буксировкой транспортного средства.

ОСТОРОЖНО Во избежание поломки коробки передач запрещается буксировать авто­мобиль с включенным задним ходом.

3.7 Ввод транспортного средства в эксплуатацию при низких температурах

Коробка передач заполняется маслом согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02 ЦФ, что позволяет пользоваться автомобилем при наружных температурах до -30°С.


При наружных температурах ниже -20 °С после запуска двигателя требуется время для предварительного прогрева коробки передач. До нагрева трансмиссионного масла двигатель должен работать в диапазоне частичной нагрузки на минимальных оборотах.

При наружных температурах ниже -30 °С до запуска двигателя не­обходимо подогреть коробку передач теплым воздухом до темпе­ратуры более -30 °С.

             При этом необходимо следить за тем, чтобы температура коробки передач не превышала 150 °С.

УКАЗАНИЕ При температурах ниже -30 °С можно перейти на масло для автоматических ко­робок передач согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 ЦФ. Для запуска дви­гателя необходимо тогда руководствоваться специальными предписаниями, которые можно запросить в сервисной службе ЦФ. Необходимо обязательно выполнять предписания изгото­вителя транспортного средства.

4.4 Техническое обслуживание

4 Техобслуживание 4.1 Сорт масла

УКАЗАНИЕ

Для заполнения коробки передач допускаются лишь сорта масла, указанные в дейст­вующей спецификации смазочных материалов ЦФ:

-   Трансмиссионные масла согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 02 для синхронизированных коробок передач. Применение при температурах до -30 °С. Масла для автоматических коробок передач согласно спецификации смазочных мате­риалов TE-ML 14.

Применение при постоянных температурах от 0 °Сдо-60 °С. УКАЗАНИЕ

Спецификации смазочных материалов Вы можете запросить во всех отделениях сер­висной службы ЦФ (адреса смотрите в буклете).

ОСТОРОЖНО При постоянно низких температурах при введении транспортного сред-
ства в эксплуатацию необходимо соблюдать предписания, которые нужно запросить в
сервисной службе ЦФ (адреса смотрите в буклете).

4.2 Количество масла

Определяющим для установления точного количества масла является правильное вы­полнение заправки маслом (смотри раздел 4.5). Количество масла для заправки указано на за­водской табличке (на коробке передач).

УКАЗАНИЕ

При заправке масла следите за наклоном транспортного средства. Автомобиль должен быть в горизонтальном положении (уклон от 0° до макс. 3°).

4.3 Интервалы замены масла

Необходимо соблюдать нижеследующие интервалы замены масла:

Замена масла

Применяемые сорта масел

Смотри раздел 4.1.1

Первая после макс.

5 ООО км

Все последующие после максимум

90 ООО км причем мин. раз в год

При использовании на стройплощадках, при транспортировке тяжелых грузов, в тропиках

45 ООО км или, если пробег далеко не достигает это­го значения, каждые 1 ООО часов эксплуатации, при этом минимум 1 раз в год

4.3 Интервалы замены масла


4.4 Слив масла

Для слива масла коробка передач должна быть теплой. Поэтому сливать масло необхо­димо сразу же после окончания поездки.

Для слива масла необходимо открутить резьбовую пробку маслосливного отверстия в нижней части коробки передач (Рис. 206, поз. 2).

На резьбовой пробке (2) перед ее закручиванием необходимо очистить магнит от про­дуктов износа и заменить прокладку.

                                    Рис. 206 Расположение резьбовых пробок 1 - пробка заливного отверстия и замер перелива масла; 2 - слив масла

УКАЗАНИЕ На установленном сбоку механизме отбора мощности нет резьбовой пробки для слива масла. Вследствие этого в механизме отбора мощности остается небольшое количество масла.

ОПАСНОСТЬ При сливе горячего масла существует опасность получения ожогов.

4.5 Заправка масла и уровень масла в коробке передач

Заправка масла и контроль уровня масла выполняется при горизонтально стоящем ав­томобиле. Чистую резьбовую пробку маслосливного отверстия (2) снова закрутить и затянуть с усилием 50 Нм. Затем открыть пробку заливного отверстия (1) и в это отверстие, которое одновременно служит для контроля перелива, залить новое масло, пока оно не начнет перели­ваться. Затем снова закрутить пробку заливного отверстия (1) и затянуть с усилием 50 Нм.

ОПАСНОСТЬ Слишком малое количество масла ведет к недостаточной смазке, что осо-
бенно опасно при езде в горной местности. Слишком много масла из-за подмешивания
может привести к перегреву коробки передач.

Проверка уровня масла в коробке передач должна выполняться с регулярной перио­дичностью. Для того, чтобы избежать ошибочных измерений, которые могут появиться вслед­ствие температурного расширения масла, проверку уровня масла нужно производить не сразу после поездки, а после того, как масло успокоится и остынет. Если после проверки будет уста­новлено, что масло опустилось ниже края заправочного отверстия, то необходимо долить мас­ло до перелива. Затем снова закрутить пробку (1) и затянуть ее с усилием 50 Нм.

УКАЗАНИЕ При проверке уровня масла коробку передач необходимо также проконтролиро­вать на наличие всевозможных утечек (в так называемых точках запотевания или в точках утечки масла).

4.6 Проверка сцепления

Для гарантии определенного срока службы и работоспособности синхронизаторов не­пременным условием является безупречное разъединение сцепления. Тоже самое касается включения зависимых от сцепления механизмов отбора мощности.

Безупречное разъединение сцепления может быть проверено следующим образом: Пустить двигатель на холостой ход и нажать на сцепление.

Не позже, чем через 20 секунд (в зависимости от массы маховика и температуры) медленно включить задний ход.

Если при этом раздается «скрежет» зубчатого зацепления механизма переключения пе­редач (скрежет кулачков муфты включения), то необходимо отъюстировать или проверить сцепление.

4.7 Удаление воздуха

Трансмиссионное масло нагревается при движении транспортного средства. Вследст­вие этого образовывается избыточное давление, которое необходимо постоянно стравливать через воздушный клапан.

На коробках передач с переключением вращающегося вала воздушный клапан распо­ложен на кронштейне переключения (смотри Рис. 9).

На коробках передач с центральным переключением ступеней передач рычагом удаление воздуха происходит через сильфон (смотри Рис. 10)

УКАЗАНИЕ Следите за тем, чтобы обеспечивалась работоспособность клапана. Воздушный клапан должен быть чистым и не закрытым пластмассовым колпачком.

4.8 Техобслуживание пневматической системы

Если коробка передач оснащена механизмом отбора мощности, то техобслуживани< пневматической системы является важным условием для безупречного включения механизм; отбора мощности. В каждой пневматической системе образуется конденсат. Для того, чтобь конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из ресивера для сжатого воздуха и попадали в кла пан переключения или в пневмоцилиндр необходимо регулярное техобслуживание пневмати ческой системы. Из ресиверов для сжатого воздуха должен один раз в неделю, а зимой каждьп день, сливаться конденсат.

УКАЗАНИЕ Вместе с ресиверами для сжатого воздуха необходим отвод конденсата из пнев моочистителя с водоотделителем, если он не работает автоматически.

Рис. 209 Схема подключения для пневматического включения расположенного сбоку

               механизма отбора мощности NS 42/2.

1 - Клапан включения механизма отбора мощности; 2 - Фильтр сжатого воздуха с водоотделителем и клапаном для слива воды; 3 - Ресивер для сжатого воздуха независимый от ресивера пневматического тормозного привода; 4 - Клапан для слива воды; 5 - Перепускной клапан без оттока; 6 - Механизм отбора мощности со встроенным пневмоцилиндром

4.9 Фирменная заводская табличка

Фирменная заводская табличка содержит основные технические данные коробки пере­дач. Она расположена сбоку на корпусе коробки передач.

При выяснении вопросов, размещении заказов на поставку или на проведение ремонт­ных работ обязательно указать следующие пункты:

1.  Номер коробки передач по спецификации (Stucklisten-Nr. des Getriebes)

2.  Тип коробки передач (Тур des Getriebes)

Серийный номер коробки передач (Serien-Nr. des Getriebes)

Яндекс.Метрика