ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Система охлаждения двигателя

7.1.6. Система охлаждения двигателя

Система охлаждения предназначена для обеспечения оптимального теплового режима работы двигателя автомобиля Камаз 6560. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. К основным агрегатам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с системой гидропривода, кожух вентилятора, расширительный бачок, корпус водяных каналов, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопроводы для прохода охлаждающей жидкости.

Вентилятор и радиатор системы охлаждения установлены за кабиной. Привод вентилятора - гидравлический. Гидронасос привода установлен на коробке передач.

Включение вентилятора происходит автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости до 85 °С, отключение - при понижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С.

Датчик включения вентилятора 4 (см. рис. 7.24) установлен на водяном трубопроводе на выходе из двигателя.

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически двумя термостатами, которые управляют направлением потока охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры на выходе из двигателя, которая должна находиться в пределах 75...95 °С.

Во время работы двигателя автомобиля Камаз 6560 циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом. Охлаждающая жидкость из насоса нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилиндров и через водомасляный теплообменник в полость охлаждения правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по каналам поступает в водяную коробку корпуса водяных каналов 3 (см. рис. 7.24), из которой, в зависимости от температуры, направляется по маршруту «коробка термостатов - радиатор - ретардер - водяной насос» или по маршруту «коробка термостатов - ретардер - водяной насос». Часть жидкости отводится по каналу в масляный теплообменник, где происходит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника охлаждающая жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

Рис. 7.24. Схема системы охлаждения: 1 - коробка передач; 2 - двигатель; 3 - коробка термостатов; 4 - датчик включения вентилятора; 5 - вентилятор; 6 - радиатор; 7 - ретардер.

Корпус водяных каналов отлит из чугуна и закреплен болтами на переднем торце блока цилиндров.

Термостаты (рис. 7.25) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддерживать температуру охлаждающей жидкости не ниже 75 °С путем изменения ее расхода через радиатор. В водяной коробке 5 корпуса водяных каналов установлено параллельно два термостата с температурой начала открытия (80±2) °С.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С, основной клапан 12 прижимается к седлу корпуса 14 пружиной 11 и перекрывает проход охлаждающей жидкости в радиатор. Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную коробку корпуса водяных каналов по перепускному каналу 4 с входом водяного насоса.

При температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С. наполнитель 9, находящийся в баллоне 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме. Наполнитель состоит из смеси 60 % церезина (нефтяного воска) и 40 % алюминиевой пудры. Давление от расширяющегося наполнителя через резиновую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь наружу, перемещает баллон 10 с основным клапаном 12, сжимая пружину 11. Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается кольцевой проход для охлаждающей жидкости в радиатор. При температуре охлаждающей жидкости 93 °С происходит полное открытие термостата, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием основного клапана вместе с баллоном перемещается перепускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной коробке корпуса водяных каналов, соединяющее ее с входом водяного насоса.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже, под действием пружин 7 и 11 происходит возврат клапанов 12 и 6 в исходное положение.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости, на водяной коробке корпуса водяных каналов установлено два датчика температуры 1 и 2. Датчик 1 выдает показания текущего значения температуры охлаждающей жидкости на щиток приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегрева охлаждающей жидкости. При повышении температуры до 98... 104 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.


Рис. 7.25. Термостаты: 1 - датчик указателя температуры; 2 - датчик сигнализатора аварийного перегрева; 3 - канал выхода жидкости из двигателя; 4 - канал перепуска жидкости на вход насоса; 5 - корпус водяных каналов; 6 - перепускной клапан; 7 - пружина перепускного клапана; 8 - резиновая вставка; 9 - наполнитель; 10 - баллон; 11 - пружина основного клапана; 12 - основной клапан; 13 - поршень; 14 - корпус; 15 - патрубок водяной коробки; 16 - прокладка.

Насос водяной (рис. 7.26) центробежного типа, установлен на корпусе водяных каналов. В корпус 1 запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник 6 с валиком. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник заложена предприятием-изготовителем. Пополнение смазки в эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 3 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. На концы валика подшипника напрессованы крыльчатка 4 и шкив 5. Сальник 2 запрессован в корпус насоса. Сальник по конструкции неразборный.

В корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее - для контроля исправности торцового уплотнения.

Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплотнения. В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.


Рис. 7.26. Насос водяной: 1 - корпус; 2 - сальник; 3 - кольцо упорное; 4 - крыльчатка; 5 - шкив; 6 - подшипник радиальный шарико-роликовый с валиком.

Радиатор автомобиля КАМАЗ 6560 медно-латунный, паяный твердым припоем, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполнены с жалюзийными просечками, крепится на надрамнике вспомогательного оборудования.

Расширительный бачок устанавливается за кабиной на надрамнике вспомогательного оборудования. Расширительный бачок 1 (см. рис. 7.27) соединен перепускной трубой 4 с входной полостью водяного насоса, пароотводящей трубкой 7 с верхним бачком радиатора.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из латуни, вместимость бачка 16,5 л. В бачке выполнены две горловин: верхняя и боковая. Боковая горловина закрывается герметичной крышкой 2 (см. рис. 7.27) и служит для заливки охлаждающей жидкости и визуального контроля уровня жидкости в системе. Максимальный уровень определяется нижней кромкой боковой горловины, минимально допустимый уровень должен быть на 20 - 25 мм ниже кромки горловины.

Рис. 7.27. Установка расширительного бачка: 1 - расширительный бачок; 2 - крышка; 3 - трубка воздухоотводящая; 4 - перепускная труба; 5 - трубка отвода жидкости из компрессора; 6 - трубка для отвода пара из расширительного бачка; 7 - пароотводящая трубка.

На горловину бачка навинчивается пробка расширительного бачка (рис. 7.28) с клапанами впускным 8 (воздушным) и выпускным (паровым) 11. Выпускной клапан 11 прижат пружиной 5 к седлу горловины бачка, предохраняет систему охлаждения от избыточного давления и открывается при повышении давления в системе до 65 кПа (0,65 кгс/см2). Впускной клапан 8 удерживается на седле пружиной 9, предохраняет систему от разрежения при остывании двигателя и открывает доступ воздуха в систему при разрежении до 1-12 кПа (0,01 - 0,12 кгс/см2).


Рис. 7.28. Пробка расширительного бачка: 1 - стойка выпускного клапана; 2 - пружина пробки; 4 - корпус пробки; 5 - пружина выпускного клапана; 6 - прокладка выпускного клапана; 7 - седло впускного клапана; 8 - клапан впускной; 9 - пружина впускного клапана; 10 - прокладка впускного клапана; 11 - клапан выпускной.

Для слива охлаждающей жидкости следует открыть сливные краны теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, на трубе, подводящей жидкость к водяному насосу, отвернуть пробки на нижнем бачке радиатора.

ВНИМАНИЕ!

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе -это приведет к выбросу горячей охлаждающей жидкости и пара из горловины расширительного бачка. Эксплуатация двигателя без пробки расширительного бачка не допускается.

Яндекс.Метрика