ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Система газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха

Главная / Справочник / Камаз-6560. Руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту / Система газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха

7.1.5. Система газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха

Система обеспечивает за счет использования части энергии отработавших газов подачу предварительно сжатого и охлажденного воздуха в цилиндры двигателя автомобиля Камаз 6560. Это позволяет увеличить плотность заряда воздуха, поступающего в цилиндры, и в том же рабочем объеме сжечь большее количество топлива, т.е. повысить литровую мощность двигателя. Применение наддува на двигателе расширяет эксплуатационные возможности транспортного средства при движении в горных условиях.

Охладитель наддувочного воздуха обеспечивает охлаждение воздуха, поступающего в цилиндры двигателя от турбокомпрессоров, что способствует лучшему наполнению цилиндров свежим зарядом воздуха.

Теплообменник 1 типа «воздух-воздух» (см. рис. 7.21) установлен таким образом, что при движении автомобиля Камаз 6560 и при включении в работу вентилятора системы охлаждения наддувочного воздуха двигателя 3 матрица теплообменника обдувается встречным потоком воздуха.

Рис. 7.21. Схема системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха: 1 - теплообменник ОНВ; 3 - вентилятор; 4 — двигатель;5, 6 - турбокомпрессоры; 7 - патрубок подводящий; 8 - датчик включения привода вентилятора. 9 - патрубок отводящий.

Воздух от воздухоочистителя поступает в центробежные компрессоры турбокомпрессоров 5, 6, сжимается и подается под давлением по подводящему коллектору и отводящему патрубку 9 в теплообменник охлаждения наддувочного воздуха 1. Далее охлажденный воздух поступает по отводящему коллектору охладителя в цилиндры двигателя.

Выпускные коллекторы и патрубки системы изготовлены из высокопрочного чугуна. Уплотнение газовых стыков между установочными фланцами турбины ТКР, выпускных патрубков и коллекторов осуществляется прокладками из жаростойкой стали. Прокладки являются деталями одноразового использования и при переборках системы подлежат замене. Газовый стык между выпускным коллектором и головкой цилиндра уплотняется прокладкой из асбостального листа, окантованного лентой из жаростойкой стали.

Выпускные коллекторы крепятся к головкам цилиндров болтами. Для компенсации угловых перемещений, возникающих при нагреве, под головки болтов крепления выпускного коллектора устанавливаются специальные сферические шайбы.

Муфта электромагнитная привода вентилятора системы охлаждения наддувочного воздуха двигателя (рис. 7.22) состоит из неподвижной электромагнитной катушки 10, закрепленной тремя болтами 11 на передней крышке блока цилиндров 13, шкива 9 коленчатого вала, соединенного с валом отбора мощности 12 шестью болтами 4 через прокладку 5. На выступающей оси шкива 9 в подшипнике 2 свободно вращается ступица 3 с вентилятором 8. Между ступицей 3 и шкивом 9 установлен фрикционный диск 7, который крепится к ступице 3 болтами 6 через три пружинные пластины 15. Между торцами шкива 9 и фрикционного диска 7 тремя подпружиненными регулировочными болтами 1 устанавливается воздушный зазор 0,5...0,7 мм.

Шкив 9 вращается постоянно с частотой вращения коленчатого вала. При повышении температуры воздуха на входе в двигатель до 50 °С и выше происходит замыкание контактов датчика включения привода вентилятора 8 (см. рис. 7.21), подается напряжение на электромагнитную катушку 10 и под действием электромагнитных сил фрикционный диск 7 прижимается к шкиву 9, в результате чего, за счет сил трения происходит передача крутящего момента от шкива 9 к ступице 3 вентилятора.

Рис. 7.22. Электромагнитная муфта вентилятора: 1 - болт регулировочный; 2 - подшипник; 3 - ступица вентилятора; 4 - болт крепления шкива; 5 - прокладка; 6 - болт крепления фрикционного диска; 7 - диск фрикционный; 8 - вентилятор; 9 - шкив привода генератора и водяного насоса; 10 - катушка электромагнитная; 11 - болт крепления электромагнитной катушки; 12 - вал отбора мощности; 13 - крышка передняя блока цилиндров; 15 - пластина пружинная; А - вырез в фрикционном диске; Б - резьбовое отверстие шкива.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 37 °С происходит размыкание контактов датчика включения привода вентилятора 8 (ТМ111-14) (см. рис. 7.21), электромагнитная катушка 10 отключается от источника питания и фрикционный диск 7 под действием упругих сил пружинных пластин 15 возвращается в исходное положение, восстанавливая воздушный зазор между фрикционным диском 7 и шкивом 9.

В случае отказа в работе датчика включения привода вентилятора 8 (см. рис. 7.21) электромагнитная муфта может быть включена в постоянный режим работы клавишей на панели приборов изделия, а в случае неисправности электромагнитной катушки 10 фрикционный диск 7 может быть соединен со шкивом 9 механически - тремя болтами М8, для чего нужно совместить три выреза А, расположенные на наружном диаметре фрикционного диска 7, с резьбовыми отверстиями Б в шкиве 9 и ввернуть болты с пружинными и плоскими шайбами.

При преодолении глубокого брода вентилятор может быть отключен клавишей на панели приборов.

Работа вентилятора с постоянно включенной или соединенной болтами электромагнитной муфтой не должна быть длительной, так как это приведет к повышению расхода топлива и переохлаждению двигателя в зимнее время, поэтому при первой же возможности нужно заменить неисправные детали.

Система турбонаддува и охлаждения наддувочного воздуха двигателя должна быть герметична. Из-за утечки отработавших газов или воздуха снижается производительность ТКР, что приводит к снижению мощности двигателя. Кроме этого, при негерметичности впускного тракта чистого воздуха в ТКР и цилиндры двигателя попадает пыль, что приводит к «пылевому» износу лопаток колеса компрессора и деталей цилиндропоршневой группы и, а в итоге, к преждевременному выходу двигателя из строя.

Смазка подшипников ТКР осуществляется из системы смазки двигателя через фторопластовые трубки с металлической оплеткой. Слив масла из турбокомпрессоров осуществляется по стальным трубкам сильфонной конструкции в картер двигателя.

На двигателях автомобиля Камаз 6560 устанавливаются ТКР модели ТКР 7С-6 или ТКР S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы «BorgWarner Turbo Systems».

Турбокомпрессор (рис. 7.23) состоит из центростремительной турбины и центробежного компрессора, соединенных между собой подшипниковым узлом. Турбина с двухзаходным корпусом преобразовывает энергию выхлопных газов в кинетическую энергию вращения ротора турбокомпрессора, которая затем в компрессорной ступени превращается в работу сжатия воздуха.

Рис. 7.23. Турбокомпрессор: 1 - корпус компрессора; 2 - крышка; 3 - корпус подшипников; 4 - подшипник упорный; 5 - подшипник; 6 - кольцо стопорное; 7 - корпус турбины; 8 - кольцо уплотнительное; 9 - колесо турбины; 10 - вал ротора; 11 - экран турбины; 12, 17 - планки; 13, 18 - болты; 14 - маслосбрасывающий экран; 15 - втулка; 16 - маслоотражатель; 19 - гайка; 20 - колесо компрессора; 22 - диффузор; 21, 23 - кольцо уплотнительное (резиновое); 24 - переходник; 25 - прокладка.

Ротор и колесо компрессора динамически балансируются с высокой точностью на специальных балансировочных станках.

Втулка, маслоотражатель, колесо компрессора устанавливаются на вал ротора и затягиваются гайкой крутящим моментом 7,8...9,8 Н-м (0,8...1,0 кгс-м). После сборки ротор с колесом компрессора дополнительно не балансируется, лишь проверяется радиальное биение цапф вала.

Для устранения утечек воздуха в соединении «корпус компрессора - корпус подшипников» устанавливается резиновое уплотнительное кольцо 21.

Корпусы турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников с помощью болтов 13, 18 и планок 12, 17. Такая конструкция позволяет устанавливать корпусы под любым углом друг к другу, что в свою очередь облегчает установку ТКР на двигателе.

Турбокомпрессоры S2B/7624TAE/0,76D9 правый и левый (обозначение левого турбокомпрессора 1274 970 0003, правого - 1274 970 0004) не имеют конструктивных отличий, отличаются только разворотом корпусов турбины и компрессора.

Турбокомпрессоры S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы «BorgWamer Turbo Systems» и ТКР 7С-6 имеют аналогичную конструкцию и по установочным и присоединительным размерам унифицированы.

Яндекс.Метрика