ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Смазочная система двигателя

7.1.4. Смазочная система двигателя

Смазочная система двигателя автомобиля Камаз 6560 предназначена для подачи предварительно очищенного и охлажденного масла к парам трения.

На двигателе применена комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, часть самотеком, а часть разбрызгиванием. Система смазки с "мокрым" картером.

Система смазки (рис. 7.17) включает масляный насос 1, фильтр очистки масла 3, теплообменник масляный 6, картер масляный 13, маслоналивную горловину, трубку указателя уровня и указатель уровня масла.

Давление в смазочной системе (главной масляной магистрали) должно быть в пределах 0.39...0,54 МПа (4,0...5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и температуре охлаждающей жидкости 80...95 °С и не менее 0,10 МПа (1,0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода.

Рис. 7.17. Схема смазочной системы: 1 - насос масляный; 2 - клапан; 3 - фильтр очистки масла; 4 - перепускной клапан; 5 - частично-поточный фильтроэлемент; 6 - водомасляный теплообменник; 7, 8 и 9 - приборы контроля; 10 - форсунки охлаждения поршней; 11 - термоклапан; 12 - полнопоточный фильтроэлемент; 13 - картер масляный; 14 - клапан предохранительный; 15 - желоб маслораспределительный; 16 - прокладка поддона.

Для снижения аэрации масла и обеспечения работы двигателя автомобиля Камаз 6560 на кренах на некоторые комплектации двигателей между блоком цилиндров и фланцем картера масляного устанавливается маслораспределительный желоб.

Различные комплектации двигателей могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника масла. Соответственно, масляный насос имеет различные маслозаборники. Двигатели могут оснащаться маслоналивной горловиной и указателем уровня масла, расположенными в передней крышке или на картере маховика, при этом трубки указателя отличаются длиной.

Насос масляный (рис. 7.18) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. В приводе масляного насоса двигателей с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин-1 ведущее колесо имеет 64 зуба, ведомое - 52 зуба, с номинальной частотой вращения 1900 мин-1 ведущее колесо - 69 зубьев, ведомое - 47 зубьев.

Зазор в зацеплении зубчатых колес привода регулируется прокладками толщиной 0,4 мм, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока цилиндров, и должен составлять 0,15...0,35 мм. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49,0...68,6 Н-м (5,0...7,0 кгс-м).

Масляный насос шестеренный, односекционный. Он состоит из корпуса 2, крышки 1 и шестерен 3 и 7. В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11, отрегулированный на давление срабатывания 392...439 кПа (4,0...4,5 кгс/см"). Насос имеет в нагнетающем канале предохранительный клапан, выполненный в виде шарика 14 подпружиненного пружиной 12. Давление срабатывания клапана 931... 1127 кПа (9,5... 11,5 кгс/см2).

Фильтр масляный (рис. 7.19) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 11 и 9, в которых установлены полнопоточный 8 и частичнопоточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра расположены перепускной клапан 15, отрегулированный на давление срабатывания 147...216 кПа (1,5...2,2 кгс/см2), и термоклапан включения масляного теплообменника.

Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей, при этом, составляет 40 мкм. Через частичнопоточный фильтроэлемент 4 проходит 3...5 л/мин, где удаляются примеси размерами более 5 мкм. Из частичнопоточного фильтроэлемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Термоклапан включения теплообменника масляного (рис. 7.19) состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6. При температуре масла ниже 93 °С поршень находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла омывающего термосиловой датчик 95+2 °С, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме. перемещает шток датчика и поршень 13. При температуре масла 110+2 °С поршень разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник. При превышении температуры масла выше 120 °С срабатывает датчик аварийной температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.

Рис. 7.18. Насос масляный: 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - шестерня ведущая; 4 - ведомое зубчатое колесо; 5 - шпонка; 6 - гайка; 7 - шестерня ведомая; 8 - ось; 9 - шплинт; 10 - пробка; 11, 12 - пружины; 13 - клапан; 14 - шарик; 15 - шайбы регулировочные.

Рис. 7.19. Фильтр масляный с теплообменником: 1 - корпус фильтра; 2, 3 - уплотнительные кольца; 4 - частично-поточный фильтрующий элемент; 5 -теплообменник; 6 - термосиловой датчик; 7 - прокладка; 8 - полнопоточный фильтрующий элемент; 9, 11 - колпаки; 10 - упорная пружина; 12 -сливные пробки; 13 - поршень термоклапана; 14 - пружина термоклапана; 15 - перепускной клапан; 16 - пружина перепускного клапана.

Теплообменник масляный 5 (рис. 7.19) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло. Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с жидкостью, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

Картер масляный 13 (рис. 7.17) штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Двигатели автомобиля Камаз 6560 могут комплектоваться различными масляными картерами в зависимости от назначения, объем заливаемого в картер масла приведен в разделе «Эксплуатационные материалы» настоящего руководства.

Система вентиляции картера (рис. 7.20) открытая. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра через угольник 1 в трубу 3 и далее попадают в маслоотделитель 6, где отделенное масло через отверстие в картере агрегатов по трубке 4 гидрозатвора сливается назад в картер масляный, а очищенные картерные газы через трубку 9 отводятся в атмосферу.

Рис. 7.20. Система вентиляции картера двигателя: 1 - угольник; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - труба; 4 - гидрозатвор; 5 - кольцо стопорное; 6 - маслоотделитель; 7 - шланг угловой; 8 - хомут; 9 - трубка отвода газов; 10 - кляммер; 11 - болт.

Яндекс.Метрика