ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Электрооборудование автомобиля КАМАЗ 6560 Часть 2

Заряд АКБ

Аккумуляторные батареи заряжают постоянным (выпрямленным) током на зарядных станциях, размещенных в специально оборудованных помещениях пунктов технического обслуживания.

Аккумуляторные батареи заряжают при приведении их в рабочее состояние, при проведении контрольно-тренировочного цикла (КТЦ), а также периодически в процессе эксплуатации и при разрядах их ниже допустимых пределов. Процесс заряда дает возможность контролировать и улучшать техническое состояние, как отдельных аккумуляторов, так и батарей в целом.

Аккумуляторные батареи, поступающие на зарядную станцию, предварительно очищаются от пыли и грязи, а их полюсные выводы - от окислов.

Подготовка к заряду на зарядной станции проводится в следующей последовательности:

- наружным осмотром определяется состояние моноблока, крышки аккумуляторной батареи и полюсных выводов;

-измеряется плотность электролита во всех аккумуляторах каждой батареи. В аккумуляторах, где уровень недостаточен для набора электролита в ареометр, плотность электролита определяется в процессе заряда батарей;

- проверяется уровень электролита в каждом аккумуляторе и доводится до эксплуатационной нормы доливкой дистиллированной воды (но не электролита!).

На зарядных станциях аккумуляторные батареи, приводимые в рабочее состояние, а также снятые с машин, заряжаются, как правило, при постоянной величине зарядного тока.

При данном способе величина зарядного тока в течение всего времени заряда поддерживается неизменной. Это достигается изменением сопротивления реостата, включенного последовательно с батареей, изменением напряжения источника тока или применением автоматических регуляторов тока.

В качестве источников тока используются генераторы постоянного тока, преобразователи или выпрямительные устройства. Для достижения 100 % заряда аккумуляторной батареи требуется напряжение зарядного устройства не менее 2,7 В на каждый заряжаемый аккумулятор.

Положительный полюсный вывод батареи подсоединяют к положительному полюсу источника зарядного тока, а отрицательный - к отрицательному.

Величина зарядного тока устанавливается равной 10 % от номинальной емкости батареи, т. е. 19 А для батареи типа 6СТ-190.

Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Напряжение на аккумуляторах медленно возрастает до 2,4 В, при котором начинается разложение воды и заметное на глаз газо-выделение. Газ выделяется на поверхности электролита в виде пузырьков. Напряжение аккумуляторов к концу заряда достигает величины 2,6-2,65 В, после чего более не возрастает. Газовыделение становится при этом обильным, создающим впечатление «кипения».

Заряд батарей во всех случаях надо проводить до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах и плотность электролита не будут постоянными в течение 1 ч при одновременном обильном газовыделении («кипении») во всех аккумуляторах батареи.

Температура электролита во время заряда батарей возрастает, поэтому необходимо контролировать ее величину, особенно к концу заряда. Температура электролита при заряде не должна превышать 45 °С. В случае если температура окажется выше 45 °С, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать заряд на время, необходимое для остывания электролита до 30-35 °С.

Измерение напряжения аккумуляторов, плотности и температуры электролита в процессе заряда следует проводить в начале заряда - через каждые 2-3 ч, а в конце заряда - через каждый час. Если к концу заряда будут обнаружены отстающие аккумуляторы, плотность электролита и напряжение которых ниже, чем у других аккумуляторов, то во избежание ненужного перезаряда всей батареи, а также излишней траты электроэнергии следует заряжать их отдельно. Для этого к перемычкам отстающего аккумулятора с помощью зажимов необходимо присоединить провода от зарядного агрегата и продолжить заряд при той же величине зарядного тока. Заряд продолжается до появления всех признаков его окончания. После этого доводят плотность электролита в отстающем аккумуляторе до необходимой величины.

В конце заряда плотность электролита, приведенная к 25 °С, должна быть в пределах нормы, указанной в табл. 7.13. Если конечная плотность электролита отличается от нормы или разность плотностей в аккумуляторах одной батареи составляет более 0,01 г/см3, необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, или доливкой раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью груши. Доводку плотности нужно проводить только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет «кипения» обеспечивается быстрое и полное перемешивание.

Корректировка плотности электролита улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определить степень заряженности батареи в эксплуатации по плотности электролита. Корректировку необходимо проводить особо тщательно. Если за один прием довести плотность электролита до нормы не удается, корректировку следует повторить.

Операции по корректировке плотности рекомендуется проводить в такой последовательности:

- в конце заряда измерить и записать температуру электролита в среднем аккумуляторе батареи;

- измерить поочередно плотность электролита в каждом аккумуляторе, найти температурную поправку и определить характер корректировки (понижение или повышение плотности) и ее величину;

- не прекращая заряда батареи, из аккумуляторов отобрать часть электролита и долить в них дистиллированную воду или раствор кислоты плотностью 1,40 г/см3;

- продолжить заряд батареи в течение 30-40 мин, после чего снова измерить плотность электролита в аккумуляторах, где проводилась корректировка, и, если плотность электролита, приведенная к температуре 25 °С, будет отличаться от нормы, корректировку повторить.

Эксплуатационный уровень электролита над верхней кромкой электродов устанавливается после окончания корректировки плотности и выключения батарей с заряда. Время выдержки батарей в бездействии до установки уровня должно быть 30 мин. При уровне электролита ниже нормы в аккумулятор нужно добавить электролит такой же плотности, при уровне электролита выше нормы избыток электролита отобрать с помощью груши.

Правила пользования

Обращаться с батареями необходимо осторожно, не допускать механических ударов и вибраций, так как корпус и активная масса батареи имеют невысокую механическую прочность. Из-за большой массы батареи необходима особая осторожность при ее переноске, снятии с машины и установке на машину. Перед снятием батарей и перед установкой их на машину выключатель батарей необходимо выключать. Подготавливать двигатель к пуску и пользоваться стартером необходимо в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации машины.

Рис. 7.110. Выключатель «массы» 1400.3737

7.13.2.2. Выключатель аккумуляторных батарей («массы»)

Выключатель (рис. 7.110) предназначен для отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля при длительной стоянке, снятии и установке аппаратов и приборов электрооборудования.

Выключатель имеет следующее устройство. В корпусе 12 в пластмассовых втулках установлены зажимы 14, к которым крепятся провода от аккумуляторной батареи и корпуса автомобиля. К корпусу тремя винтами крепится электромагнит 4. Обмотка электромагнита с помощью кнопки, расположенной в кабине водителя, подключается к аккумуляторной батарее. В сердечник 8 ввернут толкатель 9, который упирается в шток 3 запорного устройства. Изменением длины толкателя регулируют четкое срабатывание запорного устройства. На штоке 3 закреплены подпружиненные контактные пластины 1 и 2. Шариковый фиксатор 10 и собачка 11 служат для удержания контактов в замкнутом положении. Кнопка 6, закрытая резиновым чехлом 5, служит для механического управления выключателем.

Работает выключатель аккумуляторных батарей следующим образом. При подключении обмотки электромагнита 4 к батарее сердечник 8, преодолевая усилие возвратной пружины 7, втягивается внутрь электромагнитом и толкателем 9 перемещает шток 3. Контактная пластина 1, а затем и 2 соединяют зажимы 14 между собой. Шариковый фиксатор 10 входит в углубление собачки 11, что обеспечивает удержание контактов в замкнутом состоянии. Когда водитель отпускает кнопку, то под действием возвратной пружины 7 сердечник и толкатель возвращаются в исходное положение. Для отключения батареи водителю необходимо вновь нажать кнопку дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей. При этом сердечник втягивается и толкателем нажимает на верхний рычаг собачки 11. Шариковый фиксатор 10 освобождается, и под действием двух пружин 13 контактные пластины 1 и 2 размыкают цепь батареи. Применение контактной пластины 1 значительно уменьшает эрозию основных контактных пластин 2.

Для недопущения отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля Камаз 6560 при работающем двигателе с помощью дистанционного выключателя "массы", на атомобилях существует блокировка выключателя массы. Работает она следующим образом: после поворота ключа выключателя приборов и стартера (ВПС) в первое положение электрический ток от клеммы "КЗ" ВПС через предохранитель на 10 А блока F3 поступает на обмотку реле К3, что приводит к размыканию контактов реле между его выводами "30" и "88", а следовательно, к невозможности подключения обмотки электромагнита выключателя "массы" К17 к аккумуляторным батареям.

7.13.2.3. Генераторная установка

Генераторная установка предназначена для питания всех потребителей автомобиля 6560 электрической энергией при работающем двигателе и для поддержания напряжения в бортовой сети автомобиля в пределах (28,4 ± 0,6) В.

Генераторная установка представляет собой генератор модели 3122.3771 со встроенным регулятором напряжения (по типу Я120М12И).

Генераторная установка расположена в верхней передней части двигателя и прикреплена двумя лапами к кронштейну, а третьей к натяжной планке и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Техническая характеристика генераторной установки

Номинальное напряжение, В 28.

Ток нагрузки максимальный, А 80.

Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает величины 26 В:

- при токе нагрузки, равном 10 А - не более 1300 мин-1;

- при токе нагрузки, равном 30 А - не более 1550 мин-1;

- при токе нагрузки, равном 60 А - не более 2200 мин-1.

Ток нагрузки при напряжении 26 В и частоте вращения ротора 3500 мин-1, не менее 75 А. При этом напряжение на выводе "W" должно быть не менее 17 В, напряжение на выводе "+D" должно быть не менее чем на выводе "+".

Регулируемое напряжение при температуре окружающей среды (25 ± 10) °С, частоте вращения ротора 5000 мин-1 и токе нагрузки 27 А с подключенной аккумуляторной батареей со степенью заряженности не ниже 75 % или с подключенной нагрузкой, эквивалентной аккумуляторной батарее по фильтрующим свойствам, должно быть (28,4 ± 0,6) В.

Генераторная установка представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой с протяжной вентиляцией.

На генераторной установке имеются следующие выводы:

"+" - для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой;

"Ш" или "В" - для соединения с выключателем стартера и приборов;

"W" или "~" - вывод фазы для соединения с тахометром и реле блокировки стартера;

"+D" или "Д" - вывод от дополнительных диодов для соединения с контрольной лампой.

Генераторная установка (рис. 7.111) состоит из статора 2, ротора 5, крышки со стороны контактных колец 8 с выпрямительным блоком и щеткодержателем с регулятором напряжения 1, крышки со стороны привода 7, шкива 4, вентилятора 6.

Рис. 7.111. Генераторная установка: 1 - щеткодержатель с регулятором напряжения; 2 - статор; 3 - подшипник со стороны привода; 4 - шкив; 5 - ротор; 6 - вентилятор; 7 - крышка со стороны привода; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - стяжные винты

Статор состоит из сердечника и обмотки. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком и соединенных сваркой по наружной поверхности пакета. Внутри сердечника равномерно расположены по окружности 36 пазов, предназначенных для размещения обмоток.

Обмотка статора трехфазная, соединенная в треугольник. Такое соединение позволяет уменьшить силу тока в обмотке и, следовательно, использовать более тонкий провод. Каждая фаза состоит из последовательно соединенных катушек, намотанных проводом с эмалевой изоляцией. Катушки закреплены в сердечнике статора текстолитовыми клиньями. Выводы фазных обмоток крепятся к зажимам выпрямительного устройства. Вывод одной из фаз "W" служит для подключения реле блокировки стартера и тахометра.

Ротор является индуктором и состоит из вала, обмотки возбуждения, полюсных наконечников, контактных колец. Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца. Полюсные наконечники выполнены из мягкой стали, имеют по шесть заостренных клювов, которые образуют шесть пар полюсов.

Обмотка возбуждения намотана на стальную втулку. От втулки и полюсных наконечников обмотка изолирована полиэтиленовым каркасом и картонными шайбами. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам, расположенным на изоляционной втулке. Для уменьшения нагрузок на подшипники ротор динамически балансируется путем надсверливания отверстий на полюсных наконечниках.

Крышка со стороны контактных колец изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу крепления генератора на двигателе.

В крышке установлены:

- выпрямительный блок (служит для двухполупериодного выпрямления трехфазного тока) с тремя дополнительными диодами, предназначенными для питания цепи возбуждения;

- пластмассовый щеткодержатель с регулятором напряжения, закрепленный на крышке двумя винтами;

- помехоподавляющий конденсатор, установленный сверху на крышке;

- соединительная колодка с выводом от дополнительных диодов;

- вывод фазы.

Крышка со стороны привода изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и две лапы, одна из которых служит для крепления генератора на кронштейне двигателя, а другая с резьбовым отверстием М8 - для крепления натяжной планки.

Вентилятор и шкив устанавливаются на вал генератора и закрепляются гайкой с пружинной шайбой.

В крышках генератора установлены закрытые шариковые подшипники вала ротора со смазкой одноразового наполнения. При эксплуатации не требуется добавлять смазку. Шарикоподшипник, размещенный на валу со стороны привода, фиксирован от осевого перемещения. В крышке со стороны контактных колец наружное кольцо имеет скользящую посадку, что разгружает подшипник от осевых усилий.

Генератор водостойкий, поэтому автомобиль Камаз 6560 может преодолевать брод без повреждений генератора. После выхода из воды работоспособность генератора должна сохраняться. Водостойкое исполнение генератора обеспечивается применением соответствующих покрытий поверхности его деталей и пропиткой обмоток водостойкими лаками.

Принцип действия генератора

При включении выключателя приборов и стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку возбуждения (через щетки и контактные кольца), размещенную на вращающейся части генератора - роторе. Вокруг обмотки возбуждения создается магнитное поле, которое, проходя через полюсные наконечники, образует северные и южные полюсы на роторе. При вращении ротора будет вращаться и магнитное поле, которое, пересекая обмотки статора, будет индуцировать в них ЭДС. Учитывая то, что под каждой обмоткой статора поочередно проходят полюсы различной полярности, то ЭДС, индуцированная в обмотках статора, будет переменной, одинаковой частоты, но сдвинутой по фазе на 120°.

Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею. Обмотка возбуждения также будет питаться от генератора через дополнительные диоды.

С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приемников значения, поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, поддерживающим напряжение в бортовой сети автомобиля в заданных пределах.

Принцип действия регулятора напряжения

Напряжение генератора определяется тремя факторами - частотой вращения ротора, силой тока, отдаваемой генератором в нагрузку, и величиной магнитного потока, создаваемой током обмотки возбуждения. Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора. Увеличение силы тока в обмотке возбуждения увеличивает магнитный поток и с ним напряжение генератора; снижение тока возбуждения -уменьшает напряжение.

Регулятор напряжения стабилизирует напряжение изменением тока возбуждения. Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы. Регулятор содержит измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент.

Чувствительным элементом электронного регулятора напряжения является входной делитель напряжения. С входного делителя напряжение поступает на элемент сравнения, где роль эталонной величины играет напряжение стабилизации стабилитрона. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т. е. начинает пропускать через себя ток, если напряжение на нем превысит напряжение стабилизации. Ток через стабилитрон включает электронное реле, которое коммутирует цепь возбуждения таким образом, что ток в обмотке возбуждения изменяется в нужную сторону.

Работа генераторной установки автомобиля КАМАЗ 6560

На рис. 7.112 изображена электрическая схема подключения генераторной установки в систему электроснабжения (см. рис. 7.106).

После включения выключателя приборов и стартера в первое положение замыкаются между собой клеммы "AM" и "КЗ”. Электрический ток от аккумуляторной батареи через предохранитель на 60 А, через нормальнозамкнутые контакты реле отключения обмотки возбуждения (РООВ) поступает на вывод "Ш” генератора, который связан с выводом "В” регулятора напряжения, что приводит к открытию силового транзистора VT2 (рис. 7.113). Одновременно электрический ток поступает через предохранитель на 8 А блока F3 (см. рис.7.112) в обмотку реле выключателя «массы» (РВМ). Его контакты замыкаются, и электрический ток поступает по цепи первоначального возбуждения генератора: от аккумуляторной батареи через предохранитель на 60 А, через контрольную лампу разряда аккумуляторной батареи (КЛ), которая включается, на вывод "+D" генератора и далее на обмотку возбуждения генератора, на клемму "Ш" регулятора напряжения и через открытый силовой транзистор VT2 (см. рис. 7.113) на «массу».

Таким образом, обмотка возбуждения генератора подключается к бортовой сети и далее генератор, работает как описано выше (см. принцип действия генератора). После того как генератор начал вырабатывать электрическую энергию, напряжение на выводе "+D" генератора становится равно напряжению на выводе "+" генератора, следовательно, ток в цепи первоначального возбуждения генератора исчезает и контрольная лампа выключается, а обмотка возбуждения  начинает питаться от блока дополнительных диодов. С увеличением частоты вращения ротора генератора в работу вступает регулятор напряжения.

Рис. 7.112. Электрическая схема подключения генератора в систему электрооборудования

РООВ предназначено для недопущения возбуждения генератора при использовании электрофакельного устройства (ЭФУ).

Причина здесь в том, что свечи ЭФУ рассчитаны на напряжение 19 В, поэтому после пуска двигателя с использованием ЭФУ, если генератор начнет вырабатывать электрическую энергию свечи выйдут из строя.

Реле выключателя «массы» выполняет две функции. Первая - это после включения BПC разорвать цепь кнопки выключателя аккумуляторных батарей, чтобы исключить возможность отключения батарей от бортовой сети при работающем двигателе (на рис. 7.112 не показано). Вторая - включить цепь первоначального возбуждения генератора. Это сделано для того, чтобы разгрузить контакты ВПС, так как ток при первоначальном возбуждении генератора может достигать 5 А. На автомобиле КАМАЗ выключатель приборов и стартера коммутирует только цепь обмотки РВМ и цепь управления регулятора напряжения, где ток составляет доли ампера.

Контрольная лампа выполняет диагностическую функцию. После включения ВПС она находится во включенном состоянии и сигнализирует об исправности цепи первоначального возбуждения генератора. После пуска двигателя она должна выключиться, если этого не произошло, или лампа включилась во время движения, - это говорит о том, что генератор по какой-либо причине не вырабатывает электрическую энергию.

Работа регулятора напряжения. Как отмечалось выше, при включении ВПС в первое положение электрический ток подводится к выводу "В" регулятора напряжения (см. рис. 7.113) и через резистор R4 поступает в базовую цепь транзистора VT2, что приводит к его открытию. При этом обмотка возбуждения генератора оказывается подключена к цепи питания через переход эмиттер-коллектор транзистора VT2. Напряжение к составному стабилитрону VD1 подводится от блока дополнительных диодов генератора через клемму "Д" регулятора напряжения и делитель напряжения на резисторах R1, R2. Пока напряжение генератора невелико и на стабилитроне оно ниже напряжения стабилизации, стабилитрон закрыт, ток через него, а следовательно, и в базовой цепи транзистора VT1 не протекает, транзистор VT1 закрыт.

Если напряжение на выводе "+" генератора возросло, например, из-за увеличения частоты вращения его ротора, то возрастает оно и на выходе с блока дополнительных диодов, а значит, и на стабилитроне VD1. При достижении этим напряжением величины напряжения стабилизации стабилитрон VD1 пробивается, ток через него начинает поступать в базовую цепь транзистора VT1, который открывается и своим переходом эмиттер-коллектор закорачивает вывод базы транзистора VT2 на «массу». Транзистор VT2 закрывается, разрывая цепь питания обмотки возбуждения.

Ток возбуждения спадает, уменьшается напряжение генератора, закрывается стабилитрон VD1 и транзистор VT1, открывается транзистор VT2, обмотка возбуждения вновь включается в цепь питания, напряжение генератора возрастает и т. д., процесс повторяется.

Рис. 7.113. Электрическая схема интегрального регулятора по типу Я120М1

Таким образом, регулировка напряжения генератора регулятором осуществляется дискретно - путем изменения относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания. Если частота вращения ротора генератора возросла или нагрузка его уменьшилась, то время включения обмотки возбуждения уменьшается, если частота вращения уменьшилась или нагрузка возросла, - увеличивается.

Диод VD2 при закрытии транзистора VT2 предотвращает опасные всплески напряжения, возникающие из-за отключения цепи обмотки возбуждения, которая обладает значительной индуктивностью.

В этом случае ток обмотки возбуждения может замыкаться через этот диод, и опасных всплесков напряжения не происходит. Поэтому диод VD2 называется гасящим. Сопротивление R3 является сопротивлением жесткой обратной связи. При открытии транзистора VT2 оно оказывается подключенным параллельно сопротивлению R2 делителя напряжения. При этом напряжение на стабилитроне VD2 резко уменьшается, что ускоряет переключение схемы регулятора и повышает частоту этого переключения. Это благоприятно сказывается на качестве напряжения генераторной установки. Конденсатор С1 является своеобразным фильтром, защищающим регулятор от влияния импульсов напряжения на его входе.

Правила эксплуатации системы электроснабжения

1. Нельзя нажимать кнопку включения электрофакельного устройства при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

2. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).

3. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

4. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов "+" и "Ш" ("В") генератора. Провод «массы» сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

5. Нельзя подсоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовый вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

6. Не следует проверять исправность генератора путем замыкания выводов "+" или "Ш” ("В") перемычками на «массу» и между собой.

7. Не нужно соединять вывод "Ш" ("В") щеткодержателя с выводом "+". Это ведет к выходу из строя регулятора напряжения.

8. Нельзя проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, на которую подается напряжение выше 26 В, при неотключенном генераторе.

9. Не следует проверять выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24 В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с выпрямительным блоком.

10. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети автомобиля.

11. При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды.

7.13.3. Система пуска и предпусковой подготовки

Система пуска и предпусковой подготовки автомобиля КАМАЗ 6560 включает в себя систему электрического пуска, электрофакельное устройство и предпусковой подогреватель.

Система электрического пуска предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой необходимой для пуска. 

Рис. 7.114. Электрическая схема системы пуска

Основными элементами системы электрического пуска являются (рис. 7.114):

- стартер СТ142Б2 М1;

- аппаратура управления стартером (выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством 1902.3704 ТУ37-301.010-93 S21, реле стартера 738.3747-20 ТУ37-309.023-97 К1);

- источник электрической энергии (две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП (G2, G3), соединенные последовательно);

- розетка внешнего пуска ПС315 Х35;

- соединительные провода.

Система работает следующим образом: при повороте ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение замыкаются его выводы "30" и "50" и к батарее подключается обмотка реле стартера, в результате чего ток протекает по следующей цепи: "+" аккумуляторной батареи (см. рис. 7.106) - через предохранитель на 60 А - клемма "30" выключателя приборов и стартера (ВПС) - клемма "50" ВПС (см. рис. 7.114) - обмотка реле стартера К1 - по проводу на корпус автомобиля - далее на отрицательный вывод АКБ.

Контактами реле стартера замыкается цепь обмоток тягового реле стартера. Путь тока в этом случае следующий: "+" аккумуляторной батареи - ... - через предохранитель на 60 А (см. рис. 7.114) - замкнутые контакты реле стартера К1 - втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле стартера М1 - далее по двум параллельным ветвям: первая - ... - удерживающая обмотка - корпус тягового реле - корпус электродвигателя стартера - провод - корпус автомобиля - отрицательный вывод аккумуляторной батареи; вторая - ... - втягивающая обмотка - соединительная шина - обмотка возбуждения электродвигателя стартера - обмотка якоря электродвигателя стартера - отрицательные щетки - корпус электродвигателя стартера - провод - корпус автомобиля - отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

При протекании тока через обмотки тягового реле якорь реле втягивается и вводит шестерню привода в зацепление с зубчатым венцом маховика. После полного ввода шестерни в зацепление контактный диск тягового реле замыкает между собой силовые контакты, при этом электродвигатель стартера подключается к напряжению батареи и начинается проворачивание коленчатого вала двигателя.

После начала устойчивой работы двигателя водитель должен немедленно отпустить ключ ВПС, что приведет к выключению стартера.

7.13.4. Система освещения

Систему освещения подразделяют на системы внутреннего и наружного освещения.

7.13.4.1. Система внутреннего освещения

Система предназначена для освещения рабочего места водителя, контрольноизмерительных приборов, грузовой платформы автомобиля.

Основными элементами системы внутреннего освещения являются (рис. 7.115): плафоны освещения кабины (Е14, Е15), вещевого ящика Е18, спального места Е19; подкапотная лампа Е27; розетка переносной лампы Х31; лампы освещения приборов (Р1 - Р4) и выключателей (S9 - S12, S31); предохранители блоков F2 и F3; выключатели плафонов кабины (S10, S31); выключатель освещения панели щитка приборов с реостатом R1.

Потребители системы внутреннего освещения подключены в бортовую сеть таким образом, что электрическая энергия поступает к ним, минуя выключатель приборов и стартера. Все цепи защищены плавкими предохранителями на 10 А блоков F2 и F3 типа ПР112.

Плафоны освещения кабины П 1.3714010 предназначены для освещения рабочего места водителя. Они устанавливаются на крыше кабины с внутренней стороны, а их выключатели 3842.3710-02.09 - на панели щитка приборов (см. рис. 6.8 поз. 1, 2).

Рис. 7.115. Схема системы внутреннего освещения

При включении одновременно двух выключателей освещенность кабины будет определяться яркостью более мощной лампы. Также при включении плафонов включается контрольная лампа соответствующего выключателя S10 или S31. Ток при этом поступает на лампу, минуя резистор выключателя, и лампа светит полным накалом.

Розетка переносной лампы Х31 (см. рис. 7.115) типа 47К установлена на левой панели кабины. Розетка подключена через разъем одноконтактный Х7 к блоку предохранителей F3 и через предохранитель на 10 А к источнику электрической энергии. Второй вывод розетки отдельным проводом соединен с корпусом автомобиля Камаз 6560.

Розетка командира Х34 типа 47К установлена на правой панели кабины.

Подкапотная лампа модели ПД308-Б-0 (рис. 7.116) установлена под полом кабины и предназначена для освещения двигателя и навесного оборудования при обслуживании и ремонте. Она состоит из корпуса с патроном 2 лампы 1 типа А24-21 и отражателя 4, который имеет возможность поворачиваться, изменяя направление пучка света, выключателя 3, смонтированного на корпусе лампы.

Подкапотная лампа подключена через предохранитель на 10 А блока предохранителей F2 (см. рис. 7.115) к источнику электрической энергии.

Рис. 7.116. Подкапотная лампа

Рис. 7.117. Плафон вещевого ящика

Плафон вещевого ящика ПК142-Б (рис. 7.117), установленный в вещевом ящике в кабине автомобиля Камаз 6560, предназначен для его освещения. Включение и выключение плафона осуществляются выключателем 1, вмонтированным в пластмассовый прозрачный корпус 2 плафона. В плафоне вещевого ящика используется софитная лампа 3 типа АС24-5. Подключение плафона вещевого ящика к бортовой сети аналогично подключению подкапотной лампы (см. рис. 7.115).

Плафон спального места Е19 по конструкции и подключению аналогичен плафону вещевого ящика.

Выключатель освещения приборов R1, предназначенный для включения ламп освещения приборов и регулирования силы их свечения, установлен на панели щитка приборов (см. рис. 6.6, поз. 11).

Включение освещения панели щитка приборов происходит при включении центрального переключателя света S7 (см. рис. 7.115) в первое положение (на рис. 7.115 обозначено ”0"), когда включаются передние и задние габаритные фонари. Все лампы освещения приборов и выключателей соединены параллельно друг другу и источнику тока, что обеспечивает одинаковую яркость свечения и предотвращает разрыв цепи при перегорании одной из ламп.

Отрицательные выводы потребителей системы соединены с общей «массой» автомобиля Камаз 6560 отдельными проводами.

Лампы выключателей (S9 - S12, S31) светят неполным накалом, так как ток подается к ним через резисторы выключателей. Полным накалом лампа в выключателе светит только при включении подключенного к нему потребителя. В каждом выключателе установлено также по два диода, которые не допускают соединения между собой цепи освещения панели щитка приборов и цепи, включаемой данным выключателем.

Яндекс.Метрика