ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Приложение Я2. Генераторы 2330.3771-152 2330.3771-153

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Приложение Я2. Чебоксарский завод генераторов ООО “Электром”. Генераторы 2330.3771-152 2330.3771-153. Руководство по эксплуатации

ПРИЛОЖЕНИЕ Я-2

Чебоксарский завод генераторов ООО “Электром”

ГЕНЕРАТОРЫ 2330.3771-153 2340.3771-152

Руводство по эксплуатации ФЭГТ. 2330.3 771.000РЭ (Версия 1.2)

1 Введение. Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для ознакомления с техническими данными, принципом действия и правилами эксплуатации генераторов 2330.3771-153 и 2340.3771-152, а также последовательностью их разборки и сборки при ремонте.

2 Описание и работа

2.1 Назначение изделия

2.1.1 Генераторы предназначены для работы в качестве источника электроэнергии параллельно с аккумуляторными батареями в системе электрооборудования автобусов ЛиАЗ и Нефаз. Генераторы 2330.3771-153 и 2340.3771-152 должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230, ТУ 37.033.23 -04.

2.1.2 Генераторы должны работать в комплекте с аккумуляторной батареей, при эксплуатации в интервале рабочих температур от минус 40 до плюс 90°С по ГОСТ Р 52230.

2.2 Технические характеристики

2.2.1 Номинальное напряжение, В......................................................................................................28

2.2.2 Номинальный ток, А...............................................................................................................140

2.2.3 Номинальная частота вращения, мин-1...................................................................................6000

2.2.4 Максимальная частота вращения, мин-1 ................................................................................7300

2.2.5 Направление вращения со стороны привода................ правое

2.2.6 Масса генератора со шкивом, не более, кг..................................................................................15

2.2.7 Номинальная мощность, кВт.............................................................................................4,0

2.2.8 Токоскоростная характеристика.....................................................................................см. Рис.1

2.2.9 Габаритные и присоединительные размеры.......................................................................см. Рис.2

2.2.10 Схема генератора электрическая принципиальная..........................................................см. Рис.3

Рис. 1 - Токоскоростная характеристика генератора

Puc.2a - Габаритные и присоединительные размеры генератора 2330.3771-153

Рис.2б - Габаритные и присоединительные размеры генератора 2340.3771-152

Рис.3 - Схема генератора электрическая принципиальная: A1 -- полупроводниковый регулятор напряжения; С — конденсатор помехоподавляющии; G1 - генератор типа 23.3771; L1 - обмотка возбуждения; L2-L7 - обмотки фаз генератора; VD1-VD12 - ограничительные диоды выпрямительного блока; ” - минусовой вывод генератора; “+ ” - плюсовой вывод генератора; “L ” - вывод контрольной лампы; “W” - вывод фазы генератора.

2.3 Устройство и работа

2.3.1 Генератор представляет собой 12-полюсную трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением от обмотки возбуждения, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Ток к вращающейся обмотке возбуждения подводится за счет контактного узла, состоящего из электрощеток и колец. Конструкция генератора представлена в приложении 1.

2.3.2 Пакет статора поз.15 выполнен шихтованным из листовой стали, имеет 36 пазов, в которых располагаются проводники фазных обмоток, выполненные обмоточным проводом. Обмотка статора волновая трехфазная с соединением в “двойной треугольник”. Концы фаз выведены обмоточным проводом с наконечниками.

2.3.3 Ротор поз. 14 состоит из двух полюсных половин, напрессованных на вал. Между полюсными половинами располагается обмотка возбуждения, установленная на стальной втулке. Каждая полюсная половина имеет 6 выступов-клювов и образует, одна - северную, другая - южную системы полюсов. Ротор установлен в подшипниках 62305.2RS.P6Q6/W46.

2.3.4 Обмотка возбуждения намотана на пластмассовый каркас и устанавливается на стальной втулке между полюсными половинами. Выводы обмотки пропущены в изоляционные трубки и подведены к месту соединения с контактными кольцами. Сопротивление обмотки возбуждения должно находиться в пределах 5,9 ч- 6,3 Ом.

2.3.5 Ток возбуждения к обмотке ротора подводится от щеткодержателя с регулятором напряжения поз.50 через щетки и контактные кольца. Щетки меднографитовые марки M1 А. При прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора.

2.3.6 Охлаждение генератора производится протяжной вентиляцией с помощью колеса вентилятора поз.5.

2.3.7 Статор генератора поз. 15 установлен по наружной поверхности пакета между крышкой со стороны привода поз.8 и крышкой со стороны контактных колец поз. 16, выполненными из алюминиевого сплава. Крышки стянуты между собой тремя болтами поз.63. Обе крышки имеют вентиляци-

онные отверстия и лапы для крепления генератора на кронштейне двигателя. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюсы ротора.

При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяется по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила.

2.3.8 Подшипник поз.9 запрессован в крышку со стороны привода поз.8. Его наружная обойма фиксируется от проворота с помощью шайбы специальной поз. 10, закрепленной четырьмя винтами поз. 13 с внутренней стороны крышки.

2.3.9 Блок полупроводниковый выпрямительный БПВ 17-140-02 поз.27 устанавливается на крышке со стороны контактных колец поз. 16. Блок предназначен для преобразования переменного тока, протекающего по обмотке статора, в постоянный. Блок полупроводниковый выпрямительный собран по трехфазной мостовой схеме на кремниевых ограничительных диодах, запрессованных в алюминиевые радиаторы, разделенных друг от друга изоляционными втулками. Радиаторы являются выводами анодной и катодной групп диодов. «Плюс» силового выпрямителя выведен болтом контактным поз.40 как «плюс» (+) генератора, а «минус» (-) соединен с корпусом генератора. Для сглаживания пульсаций выходного напряжения генератора установлен конденсатор типа К 73—21—8—100В— 2,2мкФ±20% поз.55.

2.3.10 На колодке поз. 19 смонтированы клеммы линейных выводов: контрольной лампы «L» и фазы «W».

2.3.11 Щеткодержатель ЩР7 с регулятором напряжения типа 7941.3702В5 поз.50 предназначен для автоматического поддержания напряжения на выводах генератора при изменениях частоты вращения вала или тока нагрузки генератора посредством регулирования тока, протекающего по обмотке возбуждения. Схема подключения регулятора напряжения 7941.3702В5 показана на рис.4.

Рис.4 - Схема включения регулятора напряжения 7941.3702В5 в составе генераторов 2330.3771-153 и 2340.3771-152: DA 1 - регулятор напряжения 7941.3702В5; G1 - генератор типа 23.3771; G2 - аккумуляторная батарея (типовой представитель); R1 - резистор сопротивлением 100 Ом ± 5 %, мощностью не менее 1,0 Вт; S1 - контакты замка зажигания; HL1 - сигнальная лампа А24-2.

Регулятор напряжения обеспечивает следующие режимы работы:

- Ждущий режим. При выключенном ключе зажигания регулятор напряжения находится в режиме ожидания. При этом коммутационный транзистор регулятора закрыт, обмотка возбуждения отключена от источника питания, ток в обмотке возбуждения равен нулю. Регулятор напряжения потребляет по входной цепи (вывод "В+") ток не превышающий 1 ОмА. Регулятор ожидает замыкание контакта S1-1 ключа зажигания, это состояние может продолжаться неограниченно долгое время.

- Режим подмагничивания. При включении ключа зажигания (контакта S1 -1) регулятор переходит в режим подмагничивания магнитной системы генератора. При этом загорается сигнальная лампа HL1 и коммутационный транзистор регулятора начинает поочередно переходить в открытое и закрытое состояния с частотой Fdf = 350-450 Гц, цикл коммутации QDF (отношение промежутка времени в течении которого транзистор находится в открытом состоянии к периоду коммутации) коммутационного транзистора равен 27-36 %. Через небольшой промежуток времени ток в обмотке возбуждения плавно нарастает до уровня 0,8-1,5 А, обеспечивая магнитную индукцию, необходимую для намагничивания магнитной системы генератора. Регулятор контролирует частоту тока фазы Fw- Регулятор находится в режиме подмагничивания до тех пор, пока частота тока фазы прямо пропорционально зависящая от частоты вращения ротора генератора не достигнет значения частоты перехода Fw1 = 42-55 Гц.

- Режим возбуждения. При достижении этого значения частоты, регулятор переходит в режим возбуждения, коммутационный транзистор открывается, и сигнальная лампа HL1 гаснет. Ток возбуждения возрастает и нарастает напряжение на выходе генератора. Режим возбуждения заканчивается при входе выходного напряжения генератора Uвых в зону регулирования регулятора (28,4 ±0,5)В, при этом переключение коммутационного транзистора возобновляется.

- Режим регулирования в диапазоне малой и средней мощности. Регулятор напряжения реализует алгоритм широтно-импульсного регулирования с линейно зависимым от величины входного напряжения циклом коммутации при постоянной частоте переключения коммутационного транзистора. После возбуждения генератора, регулятор путем изменения среднего значения тока возбуждения (тока в обмотке возбуждения) выводит напряжение на выходе генератора в зону регулирования (28,4±0,5)В. Однако в диапазоне частоты тока фазы Fw1 < Fw < Fw2 (Fw2=260-330 Гц) при значительном скачкообразном увеличении тока нагрузки напряжение на выходе генератора в первый момент уменьшается до уровня поддерживаемого аккумуляторной батареей, затем увеличивается до уровня который может обеспечить генератор при имеющейся частоте вращения ротора. Данная реакция генераторной установки обеспечивается работой функции LRC регулятора, которая обеспечивает исключение ударных нагрузок на привод генератора.

- Режим регулирования в диапазоне полной мощности. При высокой частоте вращения ротора генератора, когда частота тока фазы Fw > Fw2 функция LRC отключается. В этом частотном диапазоне все изменения тока нагрузки генератора компенсируются аналоговым каналом регулирования регулятора. Напряжение на выходе генератора поддерживается в зоне регулирования (28,4± 0,5)В.

Регулятор выполняет следующие диагностические функции:

- В процессе работы регулятор постоянно контролирует частоту тока фазы, амплитуду фазного напряжения и напряжение на выходе генератора при этом:

- если Fw < Fw1 (42-55 Гц) загорается сигнальная лампа HL1, генератор выходит из режима регулирования и переходит в режим подмагничивания; в том случае если Fw > Fw2, и:

- напряжение менее Uпорн (17-22 В) загорается сигнальная лампа HL1, генератор выходит из режима регулирования и переходит в режим подмагничивания;

- напряжение более Uпорв(31-35 В) загорается сигнальная лампа HL1, цикл коммутации устанавливается равным 2,4-3,3 %;

- амплитуда фазного напряжения менее Uwн (11-14 В) загорается сигнальная лампа HL1, генератор выходит из режима регулирования и переходит в режим подмагничивания.

Регулятор напряжения выполняет следующие сервисные функции и функции защиты:

- Защита от короткого замыкания в цепи сигнальной лампы

Регулятор имеет защиту чот короткого замыкания в цепи сигнальной лампы HL1. При возрастании тока в цепи сигнальной лампы до уровня 1,8-3,3 А, выход переводится в режим стробирования с циклом коммутации 1,6 % и частотой 99 Гц (типовые значения). Сигнальная лампа при этом не горит, но функционирование регулятора по функциям регулирования и диагностики не прекращается. При устранении короткого замыкания в цепи сигнальной лампы работа систем индикации возобновляется.

- Защита коммутационного транзистора при перегреве Регулятор имеет защиту от перегрева. В случае повышении температуры корпуса регулятора до 150-195°С загорается сигнальная лампа HL1 и коммутационный транзистор закрывается.

При снижении температуры функционирование регулятора по всем функциям возобновляется.

- Принудительный вывод генератора из возбуждения Работа коммутационного транзистора регулятора разрешена только в случае соединения вывода "А" с общей шиной питания. В случае размыкания этой цепи транзистор закрывается. При работающем (возбужденном) генераторе отключение вывода "А" от общей шины приводит к развозбуждению генератора. При последующем подключении вывода к общей шине, генератор вновь возбуждается.

Внимание. Данная функция регулятора в генераторах 2330.3771 и 2340.3771 не используется. Вывод “А ” постоянно соединен с корпусом генератора (“массой”).

2.3.12 Щеткодержатель ЩР7 с регулятором напряжения закрыт кожухом поз.35, защищающим от загрязнения внутреннюю полость и контактный узел генератора при работе протяжной вентиляции и предохраняющим регулятор от повреждения. На крышке выведены выводы «+» и «-» генератора.

2.3.13 Принципиальная электрическая схема генератора представлена рис.3.

3 Использование по назначению

3.1 Эксплуатационные ограничения

3.1.1 Во избежание выхода из строя генератора при подключении аккумуляторной батареи необходимо строго соблюдать полярность: вывод «-» аккумуляторной батареи подключается к массе машины; вывод «+» подключается к выводу «+» генератора.

3.1.2 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения и выпрямительного блока запрещается работа генератора без аккумуляторной батареи.

3.1.3 Запрещается мыть генератор струей воды под давлением, бензином, дизельным топливом и т.д. При мойке машины необходимо защищать генератор от попадания в него воды.

3.1.4 При проведении сварочных работ необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

3.1.5 Проверять качество изоляции статора и обмотки возбуждения повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока и регулятора напряжения выводами.

3.1.6 Запрещается проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мега-омметром или лампой, питаемой напряжением выше 26В, при неотключенном генераторе.

3.1.7 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения и выпрямительного блока при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети машины.

3.1.8 Запрещается проверять регулятор напряжения и выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением выше 24В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с проверяемой цепью.

3.1.9 Запрещается проверять работоспособность генератора путем замыкания выводов «+», «Ь», «W» перемычками на массу и между собой.

3.1.10 Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях.

3.1.11 Запрещается запускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

3.1.12 Запрещается отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

3.2 При монтаже генератора на двигателе необходимо:

3.2.1 Удалите с генератора консервационную смазку ветошью, смоченной бензином, и протрите сухим обтирочным материалом. Проверьте вращение ротора и убедитесь в отсутствии задевания вентилятора за крышку генератора.

3.2.2 Перед монтажом генератора на объект необходимо отключить аккумуляторную батарею.

3.2.3 Установите генератор на кронштейне двигателя автобуса, не полностью затянув болты крепления генератора.

3.2.4 Оденьте приводной ремень на шкив генератора, отрегулируйте его натяжение с помощью натяжной планки. Натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 10-15мм при нажатии на ремень с усилием 40Н (4 кгс).

Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.

Внимание. Для генератора 2330.3771-153 с двухручьевым шкивом при выходе из строя одного из ремней заменить оба ремня комплектно с разницей в длине не более Змм.

Внимание. Установка ремня на шкив генератора должна производиться без применения инструментов, имеющих острые кромки.

3.2.5 Зафиксируйте генератор в этом положении и затяните крепежные гайки.

3.2.6 Подсоедините провода к генератору в соответствии со схемой подключения генератора на машине (см. “Руководство по эксплуатации автобуса”) с учетом схемы генератора (рис.З).

3.3 Назначение выводов генератора

3.3.1 Вывод “+” генератора подключается к выводу “+” аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей автобуса и зарядки аккумуляторной батареи. Вывод “+” генератора выведен болтом М8.

3.3.2 Вывод генератора подключается к выводу аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей автобуса и зарядки аккумуляторной батареи. Вывод генератора выведен под болт М8.

3.3.3 Вывод “W” является выводом одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), использующих переменное напряжение для определения частоты вращения вала генератора и, с определенным передаточным отношением (определяется отношением диаметров шкивов на валу двигателя и генератора), вала двигателя. Амплитуда импульсного напряжения на клемме “W” относительно “массы” при токе нагрузки не более 1,5А должна быть не менее 24В. Частота импульсного сигнала fw (Гц) связана с частотой вращения вала генератора nr (мин-1) следующим соотношением: fw=0,1nr. Вывод “W” генератора выведен винтом М4.

3.3.4 Вывод “L” через замок зажигания соединяется с выводом “+” аккумуляторной батареи и предназначен для включения электромагнитного возбуждения генератора. Вывод “L” генератора выведен винтом М5 или штырем 6,4, установленном на винте М5.

4 Техническое обслуживание

4.1 Генераторы имеют щеточно-коллекторной узел, который требует периодического обслуживания. Сроки проведения обслуживания зависят от условий эксплуатации автобуса. На генераторах установлены подшипники закрытого исполнения, не требующие замены смазки в течение всего срока службы.

4.2 Ежедневно, перед запуском двигателя проверьте натяжение ремней привода генератора и затяжку болтов крепления генератора. Натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 10-15мм при нажатии на ремень с усилием 40Н (4 кгс). Проверьте надежность крепления проводов, подходящих к генератору, затяжку гайки крепления шкива.

Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.

Внимание. Для генератора 2330.3771-153 с двухручьевым шкивом при выходе из строя одного из ремней необходимо заменить оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

4.2.1 После запуска двигателя проверьте исправность работы генератора по вольтметру (амперметру). При нормальной работе генератора и повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя амперметр на щитке приборов должен показывать заряд аккумуляторной батареи, вольтметр - напряжение 26-29 В, лампа контроля заряда аккумуляторной батареи должна погаснуть.

Чтобы убедиться в исправности электрооборудования достаточно остановить двигатель, не отключая потребителей. Если система исправна, то стрелка вольтметра (амперметра) отклонится в сторону “разряд”, а при повторном запуске и средних оборотах двигателя отклонится в сторону “заряд”.

4.2.2 Периодически контролируйте показания вольтметра (амперметра).

4.2.3 В случае обнаружения неправильной работы генератора (пониженное или повышенное напряжение) во избежание выхода из строя аккумуляторной батареи и электропотребителей необходимо отключить генератор от бортовой сети. Для этого необходимо отсоединить все провода, подходящие

к генератору, надежно заизолировать контактные площадки и закрепить провода в подкапотном пространстве так, чтобы исключить их замыкание между собой и на массу машины.

4.2.4 В ближайшей ремонтной мастерской необходимо найти и устранить возникшую неисправность.

4.3 При каждом втором техническом обслуживании (Т02) выполните следующие работы:

4.3.1 Очистите генератор от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой. Продуйте сжатым воздухом проточные полости генератора (со стороны задней крышки).

Внимание. Попадание внутрь генератора топлива, масла, охлаждающей жидкости, пыли, волокнистых материалов (соломы, тополиного пуха и т.п.) затрудняет проточную вентиляцию генератора, приводит к значительному перегреву генератора и его преждевременному выходу из строя. Внимание. Удаление пыли и грязи производится с помощью кисти (при необходимости, смоченной в бензине) или обдува воздухом. Применение твердых предметов для очистки диодов блока категорически запрещается.

4.3.2 Проверьте надежность крепления генератора на двигателе, при необходимости подтяните гайки крепления. Проверьте затяжку гайки крепления шкива, при необходимости подтяните гайку.

4.3.3 Проверьте натяжение ремня, при необходимости отрегулируйте натяжение ремня.

4.3.4 Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, при необходимости заизолируйте провода в местах повреждения изоляции, подтяните гайки, крепящие наконечники проводов.

4.4 После 25000 км пробега автобуса выполните следующие работы:

4.4.1 Снимите генератор, очистите его от пыли и грязи.

4.4.2 Проверьте легкость и плавность вращения вала генератора, убедитесь в отсутствии повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках. При больших люфтах необходимо заменить подшипники.

4.4.3 Снимите щеткодержатель с генератора, проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В случае заедания щетки в щеткодержателе при ее перемещении отверстие щеткодержателя следует протереть тряпкой, смоченной в неэтилированном бензине. При значительном износе щеток, необходимо заменить щетки (извлеките щетки из щеткодержателя и замерьте их высоту любым измерительным инструментом (штангенциркулем). Если высота щетки меньше 8 мм от пружины до основания щетки, то щеткодержатель генератора подлежит замене).

4.4.4 Проверьте поверхность контактных колец. Если поверхность контактных колец содержит следы масла и грязи, их необходимо протереть тряпкой, смоченной в неэтилированном бензине. При окислении контактных колец при длительном хранении или перерыве в работе их зачищают мелкой шкуркой. Кольца, износ которых превышает 0,5 мм, протачивают в мастерской.

4.4.5 Проверьте на стенде соответствие тока и напряжения токоскоростной характеристике генератора (рис.1).

Краткое содержание пп.1.3.3-1.3.6 технических условий ТУ37.033.23-04:

1.3.3 При температуре окружающей среды (25±5)°С генератор в ненагретом состоянии, работающий при самовозбуждении при Ud=26B, должен иметь характеристики, указанные в таблице 1.

Напряжение, В

Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает величины, указанной в графе 1, мин-1, не более

Испытание при нагрузке

15 А

60 А

100 А

26

1200

1600

1950

1.3.4 В нагретом состоянии генератор, работающий при самовозбуждении при Ud=26B в комплекте с аккумуляторной батареей, должен иметь характеристики, указанные в таблице 2.

Напряжение, В

Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает величины, указанной в графе 1, мин-1 , не более

Ток нагрузки при напряжении, указанном в графе 1, и частоте вращения 6000 мин-1, А не менее

Испытание с нагрузкой

15 А

60 А

100 А

26

1250

1600

2150

130

Примечание. Допустимые отклонения частоты вращения ротора генератора при проверке потребителем контролируемых параметров и контрольных точек характеристик, указанных в пп. 1.3.3 и 1.3.4, ±3%.

1.3.5 Регулируемое напряжение при температуре окружающей среды (25±5)°С, частоте вращения ротора (3500±300) мин-1 и токе нагрузки 5А с подключенной аккумуляторной батареей со степенью заряженности не ниже 75% или с подключенной нагрузкой, эквивалентной аккумуляторной батарее по фильтрующим свойствам, должно быть (28,4±0,4)В.

1.3.6 При изменении температуры окружающей среды от минус (40±3)°С до плюс (90±3)°С, токе нагрузки (5±0,25) А и частоте вращения ротора (3500±300) мин-1 с подключенной аккумуляторной батареей со степенью заряженности не менее 75 % или эквивалентным фильтром регулируемое напряжение должно находиться в пределах от 27,3 до 29,7 В.

1.3.6.1 При изменении тока нагрузки от (5±0,25) до (130±1) А, частоте вращения ротора (5000±300) мин-1, температуре окружающей среды (25±5)°С с подключенной аккумуляторной батареей со степенью заряженности не менее 75% или эквивалентным фильтром регулируемое напряжение должно находиться в пределах от 27,6 до 29,2В.

1.3.6.2 При изменении частоты вращения ротора от (2000±150) до (7300-500) мин-1, токе нагрузки (30±0,25)А, температуре окружающей среды (25±5)°С с подключенной аккумуляторной батареей со степенью заряженности не менее 75 % или эквивалентным фильтром регулируемое напряжение должно быть от 27,6 до 29,2В.

1.3.6.3 При работе без аккумуляторной батареи регулируемое напряжение при токе нагрузки 5А и частоте вращения 7300-500 мин-1 не должно превышать 31 В.

5 Меры безопасности

5.1 Запрещается производить регулировку натяжения приводного ремгш при работающем двигателе.

5.2 Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

6 Текущий ремонт

6.1 При возникновении неисправностей, связанных с работой генератора необходимо выполнить следующее:

6.1.1 Перед снятием генератора с двигателя необходимо:

а) проверить исправность бортовой сети и приборов автобуса, затяжку резьбовых соединений, натяжение приводного ремня генератора. При необходимости, убедиться в исправности показывающих приборов с помощью заведомо исправных.

б) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «W» генератора и массой автобуса. Сопротивление должно быть не менее 25 Ом.

в) проверить отсутствие повреждений цепи между выводом, снятым с клеммы «Ь» генератора и плюсовым выводом аккумуляторной батареи. Убедиться в надежности коммутации контактов замка зажигания. При необходимости, убедиться в отсутствии замыкания вывода, снятого с клеммы «Ь» генератора на массу автобуса.

В случае отклонения указанных замеров за требуемые пределы необходимо определить и устранить неисправность бортовой сети автобуса. Поиск неисправности и ее устранение производить согласно “Руководства по эксплуатации автобуса ”.

6.2 В случае возникновения неисправности по причине выхода из строя генератора для выяснения причин и ремонта необходимо обратиться на завод-изготовитель или в специализированные сервисные центры. Перечень возможных неисправностей генератора и способы их устранения приведены в таблице 3.

Неисправность, внешнее проявление

Вероятная причина

Способ устранения

Шум генератора.

Чрезмерное натяжение приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Задевание лопастей вентилятора о крышку генератора.

Отогните задевающие лопасти вентилятора.

Ослабло крепление шкива.

Затяните гайку, крепящую шкив на валу генератора.

Повреждены подшипники генератора.

Замените подшипники генератора.

Шум генератора.

Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора).

Замените статор.

Пробой диодов выпрямительного блока.

Замените выпрямительный блок.

Генератор не дает зарядный ток.

Обрыв в проводах и нарушение контакта в местах соединения.

Найдите и устраните обрыв, подтяните гайки крепления.

Ослабление приводного ремня.

Натяните приводной ремень.

Регулятор напряжения не подключен к выводу “+” генератора

Подключите гнездовой разъем регулятора к клемме плюсового вывода выпрямительного блока

Вывод “А” регулятора напряжения не подключен корпусу генератора

Прикрутите винтом вывод “А” к корпусу генератора

Генератор выдает напряжение выше номинального.

Плохой контакт щеткодержателя с корпусом.

Зачистите посадочные места и затяните винты крепления щеткодер.

Неисправен щеткодержатель с регулятором напряжения.

Замените щеткодержатель с регулятором напряжения.

Генератор выдает напряжение ниже номинального.

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Неисправен щеткодержатель с регулятором напряжения.

Замените щеткодержатель с регулятором напряжения.

Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на корпус генератора.

Замените статор.

Короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора.

Заизолируйте поврежденный участок или замените ротор.

Генератор не отдает полной мощности (без аккумуляторной батареи (АБ) резко снижает напряжение при увеличении нагрузки, при наличии АБ - последняя систематически не дозаряжается).

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Неисправен щеткодержатель с регулятором напряжения.

Замените щеткодержатель с регулятором напряжения.

Неисправен один из диодов выпрямительного блока.

Замените выпрямительный блок.

Колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Плохой контакт в цепи возбуждения

Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов

6.3 Схема сборки генератора приведена в приложении 2.

6.4 Перечень запасных частей на генератор приведен в приложении 3. При установке комплектующих узлов, неуказанных в приложении 3, предприятие-изготовитель не гарантирует нормальную работу генератора.

6.5 При выявлении неисправностей и их устранении разборку генератора необходимо проводить в следующем порядке.

Внимание. Работы по демонтажу и монтажу комплектующих генератора необходимо производить с особой осторожностью, не допуская попадания во внутреннюю полость генератора посторонних предметов.

Внимание. С целью увеличения производительности труда при сборке и разборке генератора рекомендуется использование пневмо- и электроинструмента, при этом необходимо контролировать, чтобы моменты затяжки не превышали значений, указанных в приложении 1.

6.5.1 Вывернуть болт поз.38 вывода и открутить гайку М8 поз.43 с вывода

6.5.2 Вывернуть три винта поз.46 крепления кожуха поз.35. Снять кожух.

Убедиться в отсутствии повреждений изоляции проводов, в целостности корпуса регулятора напряжения, помехоподавляющего конденсатора, в отсутствии посторонних предметов, следов жидкости и пригара, в надежности затяжки резьбовых соединений.

Перед дальнейшей разборкой необходимо осмотреть и запомнить исходное положение конденсатора поз.55, клеммы поз.39, перемычки поз.64, выводов щеткодержателя поз.50.

6.5.3 Осмотреть и запомнить (при необходимости разметив) порядок подключения выводов в колодке контактной поз. 19 и схему их укладки. Снять колодку контактную поз. 19. Отвернуть винт поз.52 и снять конденсатор поз.55 и вывод “А” регулятора напряжения ...

...отвернуть гайки Мб поз.30 крепления фазных выводов статора на выпрямительном блоке.

При внешнем осмотре проверьте отсутствие повреждений изоляции и надежность крепления вывода конденсатора к наконечнику. В случае обнаружения неисправности замените конденсатор.

6.5.4 Снять вывод “W” регулятора напряжения с фазного вывода выпрямительного блока. Открутить винты поз.47, ...

...снять щеткодержатель с PH поз.50 и отсоединить штекерный разъем вывода “В+” регулятора напряжения от клеммы поз.39.

6.5.5 Отвернуть гайки М5 поз.23 с вывода “L” и “А” и отсоединить винты поз.26.

Внимание. Вывод “А ” устанавливался на первых модификациях генераторов и выполнялся винтом М5. Вывод “А” использовался как фальш-клемма для фиксации вывода “В” жгута автобуса. Начиная с 11.2006 генераторы выпускаются без вывода “А ”.

6.5.6 Открутить гайки М4 с вывода «W» и отсоединить перемычку от колодки выводов.

6.5.7 Для дальнейшей разборки генератора необходимо отвернуть гайку поз.1 крепления шкива ключом, предварительно зафиксировав шкив в тисках таким образом, чтобы не повредить его “губками” тисков или с помощью гайковерта. Снять шайбу поз.2.

Снять шайбу поз.3.

6.5.8 С помощью съемника снять шкив поз.4.

6.5.9 Снять вентилятор поз.5 и шпонку поз.6.

   

6.5.10 Снять втулку дистанционную поз.7.

6.5.11 Открутить три стяжных болта поз.63.

6.5.12 Установить стяжные болты в крепежные отверстия крышки со стороны привода и закрутить на болты гайки М8. Подложить под торцы болтов неметаллические пластины (например, из стеклотекстолита или гетинакса). Поочередно закручивая болты, придерживая от проворота гайки М8, разделить крышки поз.8 и поз. 16. Внимание. Во избежание повреждения крышки и резьбовой части болтов под торцы болтов необходимо подложить пластину.

6.5.13 Открутить гайку поз.60 и снять блок выпрямительный поз.27.

6.5.14 Открутить гайку поз.43, болт контактный поз.40 и снять вывод конденсатора и клемму поз.39.

6.5.15 Снять уплотнитель поз.17 с выпрямительного блока.

С помощью тестера проверить работоспособность выпрямительного блока в следующем порядке: а) при внешнем осмотре проверить целостность элементов блока (обратив особое внимание на состояние перемычек между выводами фаз поз.1 и выводами диодов), проверить качество пайки диодов, убедиться в отсутствии оплавления пластмассовых деталей блока.

б) подсоединить «минус» омметра к минусовой пластине выпрямительного блока (поз.3 на рис.), «плюс» омметра к плюсовой пластине выпрямительного блока генератора (поз.2 на рис.). Стрелка прибора не должна отклоняться (сопротивление R=oo). Отклонение стрелки свидетельствует о неисправности диодов или изоляционных втулок блока.

в) присоединить «минус» омметра к минусовой пластине выпрямительного блока (поз.3 на рис.), «плюс» прибора к одному из выводов фаз (поз.1 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=∞), то короткого замыкания в диодах обратной полярности нет;

г) присоединить «плюс» омметра к минусовой пластине выпрямительного блока (поз.3 на рис.), «минус» прибора поочередно к выводам фаз (поз.1 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать значения R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=∞), то существует обрыв в диодах обратной полярности;

д) присоединить «плюс» прибора к плюсовой пластине выпрямительного блока (поз.2 на рис.), «минус» омметра поочередно к одному из выводов фаз (поз.1 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=∞), то короткого замыкания в диодах прямой полярности нет;

е) присоединить «минус» прибора к плюсовой пластине выпрямительного блока (поз.2 на рис.), «плюс» омметра поочередно к выводам фаз (поз.1 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать значения R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=∞), то существует обрыв в диодах прямой полярности.

В случае обнаружения неисправности необходимо заменить выпрямительный блок.

6.5.16 Отсоединить статор поз. 15 от крышки со стороны контактных колец поз. 16, при необходимости постукивая по периметру крышки молотком.

Внимание. Для съема статора необходимо применять неметаллические пластины (например, из стеклотекстолита или гетинакса).

Проверьте исправность статора в следующем порядке:

а) при внешнем осмотре необходимо убедиться в отсутствии повреждений изоляции обмоточного провода, отсутствии следов оплавления изоляции провода или пазовой изоляции; отсутствии на зубцах статора следов затирания о ротор или посторонний предмет;

б) с помощью тестера проверить сопротивления фаз статора поочередным измерением тестером сопротивления между двумя фазными выводами - все показания должны быть одинаковыми и составлять десятые доли Ома;

в) с помощью тестера путем измерения сопротивления между одним из выводов фаз и пакетом статора проверить отсутствие замыкания обмотки на корпус. Сопротивление должно быть не менее 5 МОм.

В случае обнаружения неисправности необходимо заменить статор.

6.5.17 Выпрессовать ротор поз. 14 из крышки со стороны привода.

С помощью тестера проверьте целостность обмотки возбуждения путем измерения сопротивления:

1) Замерить сопротивление между контактными кольцами. Сопротивление обмотки должно быть в пределах: 5,9-6,3 Ом.

2) Замерить сопротивление между одним из контактных колец и полюсной половиной ротора. Показания приборов должны соответствовать состоянию “обрыв” (сопротивление R=∞). В случае обнаружения короткого замыкания (сопротивление равно нулю), обрыва (сопротивление равно бесконечности) обмотки или замыкания на корпус необходимо заменить ротор генератора.

6.5.18 Вывернуть четыре винта поз. 13 и снять шайбу специальную поз. 10. Выпрессовать подшипник поз.9 из крышки со стороны привода поз.8 .

6.5.19 Порядок операций сборки генератора - обратный.

6.6.1 Внимание. Не допускается попадание посторонних предметов во внутреннюю полость генератора, особенно металлических.

6.6.2 Внимание. Для обеспечения соосности отверстии крепёжных «ушек» крышки со стороны привода поз.8 и крышки со стороны контактных колец поз. 16 необходимо сборку щитов производить с фиксацией отверстий «ушек» на специальной оправке, пропущенной через эти отверстия.

6.6.3 Внимание. Во избежание повреждения пластмассовых деталей (изоляторов, втулок, кожуха) необходимо соблюдать моменты затяжки крепежных изделий, указанные в приложении 1.

6.6.4 Внимание. Во избежание выхода из строя генератора по причине неправильной сборки перед установкой кожуха поз. 16 рекомендуется выполнить проверку ротора и статора согласно п. 6.5.16 и 6.5.17.

6.6.5 Внимание. Перед установкой генератора на двигатель рекомендуется провести проверку работоспособности генератора на испытательном стенде согласно п. 4.4.5.

6.4.6 Внимание. Предприятие постоянно работает над усовершенствованием продукции, поэтому возможны некоторые несоответствия генераторов с настоящим руководством, не ухудшающие их характеристики и качество.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Транспортирование и хранение - по ГОСТ Р 52230-2004 и требованиям технических условий ТУ 37.033.233-04.

7.2 Транспортирование генераторов осуществляется любым видом транспорта, обеспечивающим их сохранность от механических повреждений и атмосферных осадков в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данный вид транспорта.

7.3 Условия транспортирования и хранения генераторов в части воздействия климатических факторов должны соответствовать группе условий хранения 2 (С) ГОСТ 15150-69.

7.4 Условия транспортирования генераторов в зависимости от воздействия механических факторов -по категории С ГОСТ 23216-78. При транспортировании не допускается повреждение тары.

7.5 Консервация - по ГОСТ 9.014-78, группа Ш-2, вариант защиты ВЗ-1, вариант упаковки генераторов, предназначенных для комплектации ВУ-0, в запасные части - ВУ-1.

7.6 Срок транспортирования генераторов от предприятия-изготовителя к предприятию-потребителю не должен превышать 30 дней. Отчет ведется по маркировке на изделии.

8 Гарантии изготовителя

8.1 Гарантии - по ГОСТ Р 52230-2004.

8.2 Изготовитель гарантирует соответствие генератора требованиям технических условий ТУ 37.033.233-04 при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения и эксплуатации. Гарантийный срок эксплуатации генератора равен 12 (двенадцати) месяцам при гарантийной наработке не превышающей 4000 моточасов работы двигателя.

8.3 Гарантийный срок хранения генератора, предназначенного в запасные части - 3 месяца от даты изготовления генератора.

8.4 Для осуществления гарантийного ремонта заводу-изготовителю вместе с неисправным генератором предъявляется следующая документация:

а) копии документов, подтверждающих действие гарантийных обязательств по сроку (паспорта транспортного средства, соответствующих страниц сервисной книжки и т.п.) - для генераторов, поставленных на сборочные заводы и поступивших к потребителю в составе транспортного средства или сельскохозяйственной техники;

б) паспорта генератора с указанием даты продажи и штампом продавца - для генераторов, приобретенных потребителем в розничной торговой сети.

8.5 Гарантии изготовителя не распространяются на генераторы в следующих случаях:

а) несоответствия условиям поставки по комплектности, включая отсутствие паспорта и заводской упаковки для генераторов реализуемой через розничную торговую сеть;

б) нарушение контрольной пломбы;

в) нарушение требований безопасности, требований руководства по эксплуатации, условий транспортирования и хранения;

г) использование генератора не по назначению;

д) превышение предельно-допустимых условий эксплуатации (превышение рабочей температуры, превышение тока нагрузки, частоты вращения ротора).

Приложение 3. Перечень запасных частей генераторов 2330.3771-153 и 2340.3771-152

Яндекс.Метрика