ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Приложение Я1. Генераторы Г3000А и Г3000Б

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Приложение Я1. Генераторы Г3000А и Г3000Б. Руководство по эксплуатации

ПРИЛОЖЕНИЕ Я1

1) ГЕНЕРАТОРЫ Г3000А и Г3000Б

(Модификации: Г3000А.60, Г3000А.60.3, Г3000Б.67, Г3000А.36, Г3000А.36.3, Г3000Б.36, Г3000Б.71, Г3000Б.71.3, Г3000А.39, Г3000Б.67)

Руководство по эксплуатации ФЭГТ.3000.00.00-01 РЭ

1 Введение

Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для ознакомления с техническими данными, принципом действия и правилами эксплуатации генераторов Г3000А.60, Г3000А.36, Г3000А.60.3, Г3000А.36.3, Г3000А.39, Г3000Б.67, Г3000Б.36, Г3000Б.71 и Г3000Б.71.3, а также последовательностью их разборки и сборки при ремонте.

2 Описание и работа

2.1 Назначение изделия

2.1.1 Генераторы предназначены для работы в качестве источника электроэнергии в схемах электрооборудования автомобилей, автобусов, тракторов и сельхозмашин. Генераторы соответствуют требованиям ГОСТ Р 52230 , ТУ 4573-001-24352420-97.

2.1.2 Генераторы должны работать в комплекте с аккумуляторной батареей, при эксплуатации в интервале рабочих температур от минус 50 до плюс 80 °С по ГОСТ Р 52230. Допускается работа без аккумуляторной батареи при соблюдении требований п.3.1.2 - 3.1.4.

2.2 Технические характеристики генераторов типа Г3000:

2.2.1 Номинальное напряжение, В:..................................................28

2.2.2 Номинальный ток, А:

Г3000А.60, Г3000А.36, Г3000А.60.3, Г3000А.36.3, Г3000А.39.... 115

Г3000Б.71, Г3000Б.71.3, Г3000Б.36, Г3000Б.67............................. 150

2.2.3 Частота вращения номинальная, мин-1.................................. 5000

2.2.4 Частота вращения максимальная, мин-1................................ 6000

2.2.5 Направление вращения со стороны привода.........................любое

2.2.6 Масса генератора без шкива и вентилятора, кг..................... 19,8

2.2.7 Начало токоотдачи, мин-1:

Г3000А.60, Г3000А.36, Г3000А.60.3, Г3000А.36.3, Г3000А.39..... 650

Г3000Б.71, Г3000Б.71.3, Г3000Б.36, Г3000Б.67.............................. 700

2.2.8 Число фаз....................................................................................7

2.2.9 Число пар полюсов....................................................................8

2.2.10 Токоскоростная характеристика...........................................см. Рис.1

2.2.11 Габаритные и присоединительные размеры......................см. Рис.2

2.2.12 Схема генератора электрическая принципиальная............см. Рис.3

Рис. 1 Токоскоростные характеристики генераторов

Рис. 2 Габаритные размеры генераторов

Таблица 1

Тип генератора

Основные размеры шкива

Обозначение

Д, мм

Драсч., мм

Ьраеч., мм

с, мм

Ф

U, мм

L, мм

Г3000А.36

ГЛЦИ.713444.03 6

91

84,8

3,56

3,56x5

40

59

303,5

Г3000А.36.3

ГЛЦИ.713444.036

91

84,8

3,56

3,56x5

40

59

303,5

Г3000А.39

ГЛЦИ.713444.039

96

90,5

11

16

36

60

303,5

Г3000А.60

ГЛЦИ.713444.060

123

117,5

11

16

36

60

303,5

Г3000А.60.3

ГЛЦИ.713444.060

123

117,5

11

16

36

60

303,5

Г3000Б.36

ГЛЦИ.713444.036

91

84,8

3,56

3,56x5

40

59

303,5

Г3000Б.67

ГЛЦИ.713444.067

110,5

105

11

16

36

60

303,5

Г3000Б.71

ГЛЦИ.713444.071

90

84,4

3,56

3,56x9

40

59

306

Г3000Б.71.3

ГЛЦИ.713444.071

90

84,4

3,56

3,56x9

40

59

306

Рис.З Схемы электрические принципиальные генераторов: А1- регулятор напряжения; А2 -блок полупроводниковый выпрямительный; А3 - фильтр; С - помехоподавляющий конденсатор; L1 - обмотка возбуждения; L2 - обмотка размагничивания; Б, Д, Ш - клеммы регулятора напряжения; Д - плюсовая клемма выпрямителя обмотки возбуждения; Т - вывод фильтра; “+” - плюсовая клемма блока; - минусовая клемма соединена с корпусом генератора; - фазный вывод.

2.3 Устройство и работа

2.3.1 Генераторы представляют собой бесконтактную семифазную электрическую машину с комбинированным (электромагнитным) возбуждением от обмотки возбуждения и от постоянных магнитов, с встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Конструкция генератора представлена в приложении 1.

2.3.2 Пакет статора поз. 17 запрессован в цилиндр. Пакет статора выполнен шихтованным из листовой стали, имеет 14 зубцов, на которых закреплены катушки фазных обмоток, выполненных медным эмальпроводом. Соединение катушек в фазе последовательное. Фазы соединены по схеме многоугольник. Концы фаз выведены проводами с наконечниками.

2.3.3 Ротор поз. 15 представляет собой вал с напрессованными шихтованным пакетом и втулкой. Пакет имеет 8 зубцов (полюсов). В пазы пакета установлены постоянные магниты, залитые пластмассой. Наличие постоянных магнитов обеспечивает надежное самовозбуждение генератора при пуске как при работе с аккумуляторной батареей, так и без нее. Ротор установлен в подшипниках 6-180605 КС9Ш1 (международное обозначение 62305.2RS.HG6) поз.12 и поз.16.

2.3.4 Передний подшипник поз.12 запрессован во фланце поз 11. На торцевой поверхности фланца имеются вентиляционные отверстия. На выступах фланца генератора имеются две лапы с отверстиями, предназначенные для установки и фиксации генератора на кронштейне двигателя.

2.3.5 Щит подшипниковый поз. 19 отлит из алюминиевого сплава. На щите на торцевой части имеются вентиляционные отверстия. Также на щите имеется лапа с отверстием, предназначенная для установки и фиксации генератора на кронштейне двигателя.

2.3.6 Катушка возбуждения поз. 13 крепится к фланцу и представляет собой стальной сердечник с каркасом, на который намотана обмотка возбуждения. Поверх обмотки возбуждения намотана размагничивающая обмотка, выполненная эмальпроводом меньшего сечения. Начала и концы этих обмоток выведены гибкими монтажными проводами с наконечниками. Выводные концы обмотки возбуждения подключены к винту поз.27в (начало обмотки, «Ш») и клемме «Д» генератора поз.27б (конец обмотки), а выводы размагничивающей обмотки - к клемме «Д» генератора поз.27б (начало обмотки) и минусовой пластине выпрямительного блока - винтом поз.30 (конец обмотки).

Сопротивление обмотки возбуждения должно находиться в пределах 7,95+8,650м. Сопротивление обмотки размагничивания должно находиться в пределах 31 +33,50м.

2.3.7 Блок полупроводниковый выпрямительный БПВ 72-140-03 ТУ16-93 ЖГИК.435211.001ТУ поз.27 состоит из силового и дополнительного выпрямителей, конденсатора К73-21В Силовой выпрямитель собран по семифазной мостовой схеме на кремниевых диодах, запрессованных в алюминиевые радиаторы, разделенных друг от друга изоляционными втулками. Радиаторы являются выводами анодной и катодной групп диодов. «Плюс» силового выпрямителя выведен болтом поз.27а как «плюс» (+) генератора, а «минус» (-) силового выпрямителя соединен с корпусом генератора и выведен болтом М8 поз.23. Кроме того, для питания обмотки возбуждения блок полупроводниковый выпрямительный содержит дополнительный выпрямитель, образующий анодную группу, выполненный на диодах меньшей мощности, что позволяет избежать разряда аккумуляторной батареи через цепь обмотки возбуждения при неработающем генераторе. Вывод от дополнительного выпрямителя подключен к клемме «Д» генератора. Величина тока нагрузки на клемме «Д» не должна превышать 1,5А.

2.3.8 Регулятор напряжения 7342.3702 ТУЗ7.473.052-2003 поз.43 предназначен для автоматического поддержания напряжения на выводах генератора при изменениях частоты вращения или тока нагрузки посредством регулирования тока, протекающего по обмотке возбуждения. Выводы регулятора напряжения подключены к клеммам «+», «Д», «Ш», «-» генератора.

2.3.9 Регулятор напряжения закрыт крышкой поз.42, защищающей от загрязнения внутреннюю полость генератора при работе протяжной вентиляции и предохраняющей регулятор от повреждения. На крышке выведены клеммы «+» генератора, клемма «Д» выпрямителя, фазный вывод «~».

2.3.10 Охлаждение генератора производится протяжной вентиляцией. Поз.6 - вентилятор.

3. Использование по назначению

3.1 Эксплуатационные ограничения

3.1.1 Во избежание выхода из строя генератора при подключении аккумуляторной батареи необходимо строго соблюдать полярность: вывод «-» аккумуляторной батареи подключается к массе автомобиля; вывод «+» подключается к выводу «+» генератора.

3.1.2 При работе без аккумуляторной батареи возможно скачкообразное изменение напряжения при резких сбросах-набросах нагрузки. Во избежание выхода из строя приборов и устройств электрооборудования не рекомендуется при работе без аккумуляторной батареи сброс нагрузки более 50% от номинального значения.

3.1.3 При работе без аккумуляторной батареи возможна неудовлетворительная работа приборов и устройств электрооборудования, чувствительных к качеству электроэнергии.

3.1.4 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при работе без аккумуляторной батареи запрещается работа генератора при токе нагрузки менее 5А.

3.1.5 Запрещается мыть генератор струей воды под давлением, бензином, дизельным топливом и т.д. При мойке машины необходимо защищать генератор от попадания в него воды.

3.1.6 При проведении сварочных работ необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору.

3.1.7 Проверять качество изоляции статора и обмотки возбуждения повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока и регулятора выводами.

3.1.8 Запрещается проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 26В, при неотключенном генераторе.

3.1.9 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения и выпрямительного блока при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети машины.

3.1.10 Запрещается проверять регулятор напряжения и выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с проверяемой цепью.

3.1.11 Запрещается проверять работоспособность генератора путем замыкания выводов «+», «Д», «В», «~», «Т» перемычками на массу и между собой.

3.1.12 Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях.

3.1.13 Запрещается запускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

3.1.14 Запрещается отключать АКБ выключателем батарей при работающем двигателе.

3.2 При монтаже генератора на двигателе необходимо:

3.2.1 Удалить с генератора консервационную смазку ветошью, смоченной бензином, и протереть сухим обтирочным материалом.

3.2.2 Установить генератор на кронштейне двигателя.

3.2.3 Одеть приводной ремень на шкив генератора. Ослабить гайки болтов крепления передней и задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, отрегулировать его натяжение с помощью натяжной планки. Для модификаций с приводом двумя ремнями (например, Г3000А.60, Г3000Б.67) натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на (15 - 22) мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс). Для модификаций с поликлиновым приводом (например, Г3000А.36, Г3000Б. 71) при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44±5 Н (4,5±0,5 гкс) прогиб должен быть (6 - 10) мм. Для генераторов с двухручьевым шкивом при выходе из строя одного из ремней необходимо заменить оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.

Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.

3.2.4 Зафиксировать генератор в этом положении и затянуть крепежные гайки и болты.

3.2.5 Подсоединить провода к генератору в соответствии со схемой подключения генератора на машине (см. “Руководство по эксплуатации машины") с учетом схемы генератора (рис.3).

Генератор должен работать в системе электрооборудования с аккумуляторной батареей. Допускается работа генераторов типа Г3000 в схеме электрооборудования без аккумуляторной батареи при выполнении условий п.3.1.2-3.1.4.

3.3 Назначение выводов генератора.

3.3.1 Вывод “+” генератора подключается к выводу “+” аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей машины и зарядки аккумуляторной батареи. Вывод “+” генератора выведен болтом М8 поз.27а.

3.3.2 Вывод генератора подключается к выводу аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей машины и зарядки аккумуляторной батареи. Минусовой вывод выпрямительного блока соединен с корпусом генератора (выведен болтом М8 поз.23) и подключается к массе машины.

3.3.3 Вывод “Д” является анодным выводом дополнительного выпрямителя блока полупроводникового выпрямительного. Наличие постоянного напряжения на выводе может использоваться в целях сигнализации о начале работы генератора, для чего к нему могут подключаться контрольные лампы, реле блокировки стартера и прочее. Максимальный ток нагрузки вывода “Д” не более 1,5А при значении напряжения относительно “массы” не менее 26,5В. Вывод “Д” генератора выведен винтом М5 поз.276 и штырем 101600.

3.3.4 Вывод является выводом одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), использующих переменное напряжение для определения частоты вращения вала генератора и, с определенным передаточным отношением (определяется шкивами на валу двигателя и генератора), вала двигателя. Амплитуда импульсного напряжения на клемме относительно “массы” при токе нагрузки не более 1,5А должна быть не менее 25В. Частота импульсного сигнала fw (Гц) связана с частотой вращения вала генератора nr (мин-1) следующим соотношением: fw=0,133nг.

Вывод генератора выведен винтом М4 поз.47 или М5 поз.27д в зависимости от модификации генератора. При наличии вывода “Т” вывод генератора может отсутствовать.

3.3.5 Вывод “Т” является выходом фильтра, обеспечивающего формирование прямоугольных импульсов напряжения из переменного сигнала (“~”) одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), критичных к форме фазного сигнала. Сигнал с вывода “Т”, как и с вывода может использоваться для определения частоты вращения вала генератора и с определенным передаточным отношением (определяется шкивами на валу двигателя и генератора) вала двигателя. Амплитуда напряжения на клемме “Т” относительно “массы” при токе нагрузки не более 0,15А должно быть не менее 13В.

Частота сигнала ft (Гц) связана с частотой вращения вала генератора nr (мин-1) следующим соотношением: fw=0,133nг. Вывод “Т”.генератора выведен винтом М4 поз.47. При наличии вывода вывод “Т” генератора может отсутствовать.

3.3.6 Вывод “В” генератора предназначен для включения электромагнитного возбуждения генератора путем включения регулятора напряжения. Вывод “В” генератора подключается через замок зажигания к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. Ток потребления регулятором по клемме “В” генератора не должен превышать 50мА при напряжении 26,5В. Вывод “В” генератора выведен винтом М5 поз.27г.

4 Техническое обслуживание

4.1 Генераторы не имеют щеточно-коллекторного узла. На генераторах установлены подшипники закрытого исполнения, не требующие замены смазки в течение всего срока службы.

4.2 Ежедневно, перед запуском двигателя проверьте натяжение ремней привода генератора и затяжку болтов крепления генератора.

Для модификаций с приводом двумя ремнями (например, Г3000А.60. Г3000Б.67) натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на (15 - 22) мм при нажатии на ремень с усилием 40Н (4 кгс).

Для модификаций с поликлиновым приводом (например, Г3000А.36, Г3000Б.71) при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44±5Н (4,5±0,5гкс) прогиб должен быть (6 - 10) мм. Проверьте надежность крепления проводов, подходящих к генератору, затяжку гайки крепления шкива. Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.

4.2.1 После запуска двигателя проверьте исправность работы генератора по вольтметру (амперметру).

4.2.2 Периодически контролируйте показания вольтметра (амперметра).

4.2.3 В случае обнаружения неправильной работы генератора (пониженное или повышенное напряжение) во избежание выхода из строя аккумуляторной батареи и электропотребителей необходимо отключить генератор от бортовой сети. Для этого необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору, надежно заизолировать контактные площадки и закрепить провода в подкапотном пространстве так, чтобы исключить их замыкание между собой и на ’’массу” машины.

4.2.4 В ближайшем автосервисе необходимо найти и устранить возникшую неисправность.

4.3 Один раз в месяц выполните следующие работы:

4.3.1 Очистите генератор от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой.

Внимание. Попадание внутрь генератора топлива, масла, охлаждающей жидкости, пыли, волокнистых материалов (соломы, тополиного пуха и т.п.) затрудняет проточную вентиляцию генератора, приводит к значительному перегреву генератора и его преждевременному выходу из строя.

4.3.2 Проверьте надежность крепления генератора на двигателе, при необходимости подтяните гайки крепления генератора на двигателе.

4.3.3 Проверьте натяжение ремня, при необходимости отрегулируйте натяжение ремня.

4.3.4 Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, при необходимости заизолируйте провода в местах повреждения изоляции, подтяните гайки, крепящие наконечники проводов.

4.4 В постгарантийный период с интервалом один раз в год выполните следующие работы:

4.4.1 Снимите генератор, проверьте легкость и плавность вращения вала генератора, убедитесь в отсутствии повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках. При больших люфтах генератор необходимо отремонтировать в специализированной мастерской.

4.4.2 На специализированном стенде проверьте работоспособность генератора на соответствие требованиям пп.1.1.10 - 1.1.13 ТУ 4573-001-24352420-97 по соответствующей методике.

Краткое содержание пп.1.1.10 - 1.1.13 технических условий ТУ 4573-001-24352420-97:

1.1.10 В холодном состоянии генераторы при отсутствии тока нагрузки должны обеспечивать напряжение не менее 25В: для Г3000А при частоте вращения 650±50 мин-1, для Г3000Б - при частоте вращения 700±50 мин-1.

1.1.11 В холодном состоянии генераторы при частоте вращения (3500+200) мин-1 и напряжении от 26.5В до 28.6В в течении 2 мин. должны обеспечивать ток нагрузки: для Г3000А не менее 115А и для Г3000Б не менее 140А.

1.1.12 В холодном состоянии генератора при частоте вращения (3500+200) мин-1, токе нагрузки от 1 до 5 А, регулируемое напряжение должно быть:

- при работе с аккумуляторной батареей: от 27,1В до 30В.

- при работе без аккумуляторной батареей: от 27,1В до 31,5В.

1.1.13 При температуре окружающей среды (25±10)°С генераторы, работающие при самовозбуждении в нагретом состоянии должны иметь характеристики, указанные в таблице 2.

Таблица 2

Модификация генератора

Напряжение не менее, В

Ток генератора, А, при частоте вращения, мин-1

1600

2000

2625

3500

4000

5000

Г3000А

26.5

48

75

95

108

110

115

Г3000Б

65

82

112

125

135

150

Нагретое состояние достигается при работе генераторов: при напряжении не менее 26,5В, при частоте вращения (3500+200) мин в течение 1 часа с током нагрузки: (108±3)А для Г3000А и (125±4)А - для Г3000Б.

5 Указание мер безопасности

5.1 Запрещается производить регулировку натяжения приводного ремня при работающем двигателе.

5.2 Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

6 Текущий ремонт

6.1 При возникновении неисправностей, связанных с работой генератора необходимо выполнить следующее:

6.1.1 Перед снятием генератора с двигателя необходимо:

а) проверить исправность бортовой сети и приборов автомобиля, затяжку резьбовых соедине-

ний, натяжение приводного ремня генератора. При необходимости, убедиться в исправности показывающих приборов с помощью заведомо исправных.

б) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «Д» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 20 Ом.

в) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «~» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 25 Ом.

В случае отклонения указанных замеров за требуемые пределы необходимо определить и устранить неисправность бортовой сети автомобиля. Поиск неисправности и ее устранение производить согласно “Руководству по эксплуатации машины”.

Таблица 3

Неисправность, внешнее проявление

Вероятная причина

Способ устранения

Шум генератора

Чрезмерное натяжение приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Задевание лопастей вентилятора о подшипниковый щит.

Отогните задевающие лопасти вентилятора.

Ослабло крепление шкива.

Затяните гайку, крепящую шкив на валу генератора.

Повреждены подшипники генератора.

Замените подшипники.

Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора)

Замените статор.

Пробой диодов выпрямительного блока

Замените выпрямительный блок.

Генератор не дает зарядный ток

Обрыв в проводах и нарушение контакта в местах соединения, ослабление приводного ремня.

Найдите и устраните обрыв, подтяните гайки крепления, натяните приводной ремень.

Генератор выдает напряжение выше номинального.

Неисправен регулятор напряжения (PH).

Замените регулятор напряжения.

Плохой контакт регулятора напряжения с корпусом.

Зачистите посадочные места и затяните винты.

Г енератор выдает напряжение ниже номинального

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение ремня

Неисправен регулятор напряжения.

Замените регулятор напряжения.

Неисправны диоды выпрямителя питания обмотки возбуждения.

Замените выпрямительный блок

Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на корпус генератора.

Замените статор генератора.

Короткое замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора.

Заизолируйте поврежденный участок.

Генератор не отдает полной мощности (без АКБ) резко снижает напряжение при увеличении нагрузки, при наличии АКБ - последняя систематически не дозаряжается).

Проскальзывание приводного ремня.

Отрегулируйте натяжение ремня.

Неисправен регулятор напряжения.

Замените регулятор напряжения.

Неисправен один из диодов выпрямительного блока.

Замените выпрямительный блок.

Колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии

Проскальзывание приводного ремня

Отрегулируйте натяжение ремня.

Плохой контакт в цепи возбуждения

Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов

Генератор не формирует сигнал для тахометра (нулевые показания тахометра, но идет заряд АКБ).

Неисправен фильтр-формирователь.

Проверьте работоспособность тахометра, подключившись к фазному выводу не снимая генератор с автомобиля. При нормальной работе от клеммы замените фильтр-формирователь.

6.2 В случае возникновения неисправности по причине выхода из строя генератора для выяснения причин и ремонта необходимо обратиться на завод-изготовитель или в специализированные сервисные центры. Перечень возможных неисправностей генератора и способы их устранения приведены в таблице 3.

6.3 При выявлении неисправностей и их устранении разборку генератора необходимо проводить в следующем порядке.

Внимание. Работы по демонтажу и монтажу комплектующих генератора необходимо производить с особой осторожностью, не допуская попадания во внутреннюю полость генератора посторонних предметов.

Внимание. С целью увеличения производительности труда при сборке и разборке генератора рекомендуется использование пневмо- и электроинструмента, при этом необходимо контролировать, чтобы моменты затяжки не превышали значений, указанных в Приложении 1.

6.3.1 Отвернуть гайки поз. 34, поз.33, снять клемму соединительную поз.54, снять с винта поз.47 вывод фильтра (или перемычку поз. 39 для модификаций генераторов без фильтра).

Внимание. На отдельных модификациях генератора возможна установка выпрямительных блоков БПВ 72-140 без вывода “В” на блоке (исполнение выпрямительного блока -02). При этом вывод “В” генератора размещается на пластмассовой крышке (см. рис.4) и к нему подключается вывод “В”регулятора напряжения.

6.3.2 Вывернуть четыре винта поз.55, снять крышку поз.42. Убедиться в целостности изоляции проводов, в целостности корпуса регулятора напряжения, целостности элементов фильтра-формирователя, в отсутствии посторонних предметов, следов жидкости и следов пригара, в надежности затяжки резьбовых соединений.

6.3.3 Осмотрев и запомнив (при необходимости разметив) порядок подключения маркированных выводов катушки, отвернуть гайки поз.51.

6.3.4 Вывернуть винты поз.46 крепления регулятора и снять регулятор напряжения поз.43. С помощью тестера упрощенно можно проверить работоспособность регулятора напряжения (PH) в следующем порядке:

а) проверить целостность шунтирующего (защитного) диода измерением сопротивления в прямом и обратном направлении между выводами «F» и «DF». Сопротивление цепи в прямом направлении - несколько кОм, в обратном - единицы МОм. Если в обоих направлениях сопротивление низкое - диод замкнут, если в обоих направлениях сопротивление высокое - обрыв диода.

б) проверить целостность выходного транзистора измерением сопротивления в прямом и обратном направлениях между выводами «F» и «М» (масса). Без управляющего напряжения на выводе «+В» PH и без питания PH по выводу «DF», транзистор должен быть закрыт и его сопротивление в прямом и обратном направлении должно быть в пределах сотен кОм и выше. Если в обоих направлениях сопротивление низкое - коллекторный переход транзистора замкнут, если в обоих направлениях сопротивление высокое - коллекторный переход транзистора в обрыве.

в) проверить целостность входных цепей регулятора напряжения. Сопротивление в прямом и обратном направлении между выводами «+В» и «М» (масса) от нескольких единиц до десяти кОм. Если сопротивление менее 1кОм - замыкание входных цепей регулятора напряжения, если более 10 кОм - обрыв входных цепей. При необходимости, заменить регулятор напряжения на новый и собрать генератор в обратной последовательности

6.3.5 Открутить гайку поз.58, крепящую вывод фильтра, вывернуть винт М4 поз.41 и снять фильтр поз.38.

Внимание. Во избежание попадания во внутреннюю полость генератора гайки М5 поз. 37. ее необходимо удалить сразу после снятия фильтра.

Внимание. На отдельных модификациях генераторов могут быть установлены фильтры другой конструкции. При этом фильтр устанавливается на винте М5 вывода фазы, а монтажными проводами подключается к массе (через винт М4 поз.30) и к выводу “Т” (винт.М4 поз.47установлен на крышке генератора). В связи с этим обратите особое внимание на его размещение относительно блока, порядок подключения и правильность укладки его выводов.

6.3.6 Открутить шесть гаек поз.58 и аккуратно, не допуская перегибов провода, снять с винтов выпрямительного блока поз.27д фазные выводы статора.

В случае обнаружения короткого замыкания (сопротивление равно нулю), обрыва (сопротивление равно бесконечности) хотя бы одной из обмоток или замыкания на корпус необходимо заменить катушку генератора поз. 13.

6.3.8 Открутить четыре винта поз.61 и снять выпрямительный блок поз.27.

6.3.9 С помощью тестера проверьте работоспособность выпрямительного блока и отсутствие повреждений обмотки статора.

Проверку выпрямительного блока производить в следующем порядке:

а) при внешнем осмотре проверить целостность элементов блока (обратив особое внимание на состояние перемычек между выводами фаз поз.3 и выводами диодов), отсутствие повреждений проводника вывода «Д», проверить качество пайки диодов, убедиться в отсутствии оплавления пластмассовых деталей блока.

б) подсоединить «минус» омметра к минусовому контакту блока (поз.1 на рис.), «+» омметра к плюсовому выводу генератора (поз.2 на рис.). Стрелка прибора не должна отклоняться (сопротивление R=oo). Отклонение стрелки свидетельствует о неисправности диодов или изоляционных втулок блока.

в) присоединить «минус» омметра к минусовому контакту блока (поз.1 на рис.), «плюс» прибора поочередно к выводам фаз (поз.3 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=oo), то короткого замыкания в диодах обратной полярности нет;

г) присоединить «плюс» омметра к минусовому контакту блока (поз.1 на рис.), «минус» прибора поочередно к выводам фаз (поз.3 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=oo), то существует обрыв в диодах обратной полярности;

д) присоединить «плюс» прибора к плюсовому выводу (поз.2 на рис.), «минус» омметра поочередно к выводам фаз (поз.3 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=oo), то короткого замыкания в диодах прямой полярности нет;

е) присоединить «минус» прибора к плюсовому выводу (поз.2 на рис.), «плюс» омметра поочередно к выводам фаз (поз.3 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать R=100 Ом. Если Стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=oo), то существует обрыв в диодах прямой полярности;

ж) присоединить «плюс» прибора к плюсовому выводу дополнительного выпрямителя (поз.4 на рис.), «минус» омметра к выводам фаз (поз.4 на рис.). Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R==oo), то короткого замыкания в диодах дополнительного выпрямителя нет;

з) присоединить «минус» прибора к плюсовому выводу дополнительного выпрямителя (поз.4 на рис.), «плюс» омметра поочередно к выводам фаз блока (поз.3 на рис.). Сопротивление диодов не должно превышать R=100 Ом. Если стрелка прибора не отклоняется (сопротивление R=oo), то существует обрыв в диодах дополнительного выпрямителя. Проверьте исправность статора в следующем порядке:

а) при внешнем осмотре необходимо убедиться в отсутствии повреждений изоляции обмоточного провода, отсутствии следов оплавления изоляции провода или пазовой изоляции; отсутствии на зубцах статора следов затирания о ротор или посторонний предмет.

б) с помощью тестера проверить сопротивления фаз статора поочередным измерением тестером сопротивления между двумя фазными выводами - все показания должны быть одинаковыми и составлять десятые доли Ома;

в) с помощью тестера путем измерения сопротивления между одним из выводов фаз и корпусом пакета статора проверить отсутствие замыкания обмотки на корпус.

Сопротивление должно быть не менее 5МОм. В случае обнаружения неисправности необходимо заменить статор.

6.3.10 Для дальнейшей разборки генератора необходимо отвернуть гайку М18 поз.1 крепления шкива, предварительно зафиксировав шкив в тисках таким образом, чтобы не повредить его “губками” тисков

6.3.11 Снять шайбу поз.2 и поз.3.

6.3.12 Снять шкив поз.4 и шпонку поз.5.

6.3.13 Снять вентилятор поз.6 и втулку поз.7.

6.3.14 Отвернуть винты поз.26, при необходимости придерживая отверткой с плоским шлицем гайку М4 поз. 18 от проворота

6.3.15 С помощью специального съемника, обеспечивающего захват лапами алюминиевого щита, снять щит подшипниковый поз. 19.

6.3.16 Отвернуть шесть винтов поз.8

6.3.17 Выпрессовать ротор поз. 15 из подшипника поз. 12, установленного во фланце. Перед выпрес-совкой необходимо сформовать выводы катушки и выводы статора таким образом, чтобы исключить их повреждение вышедшим ротором. Усилие при выпрессовке прикладывается к валу через втулку, которая накручивается на резьбу вала до упора, статор устанавливается в трубу, длина которой позволяет осуществить выход ротора из подшипника.

6.3.18 Снять наконечники поз.65 и поз.66 с выводов катушки предварительно развернув лапки наконечника и отпаяв вывод от наконечника.

6.3.19 СНЯТЬ изоляционную трубку с выводом катушки поз. 13 и аккуратно по одному протяните выводы катушки через пазы статора. Обязательно запомните (или промаркируйте) взаимное расположение статора поз. 17 относительно фланца поз. 11 и подшипникового щит; поз. 19 и расположение окна, через которое протянуты выводы катушки поз. 13. Проверьте исправность статора в следующем порядке: При внешнем осмотре необходимо убедиться в отсутствии повреждений изоляции обмоточного провода, отсутствии следов оплавления изоляции провода или пазовой изоляции; отсутствии на зубцах статора следов затирания о ротор или посторонний предмет. В случае обнаружения неисправности - замените статор.

6.3.20 Вывернуть шесть винтов поз.9 и отделить катушку поз. 13 от фланца поз. 11.

6.3.21 С помощью втулки выпрессовать из фланца передний подшипник поз. 12. Выпрессовать подшипник поз. 16 с вала ротора.

6.3.22 Вывернуть болт М8 поз.23 из щита подшипникового поз.19 и винт М4 поз.47 (вывод ‘Т”) из крышки поз.42.

6.3.23 Порядок операций сборки генератора - обратный.

6.4.1 Внимание. При сборке генератора необходимо строго соблюдать полярность подключения выводов катушки: вывод катушки с красной маркировкой и вывод дополнительных диодов выпрямительного блока устанавливаются на клемму «Д» генератора, вывод катушки с чёрной маркировкой устанавливается на вывод «Ш», вывод катушки без маркировки установить на корпус («массу») генератора.

6.4.2 Внимание. Не допускается попадание посторонних предметов во внутреннюю полость генератора, особенно металлических. Обратите особое внимание на то, что ротор имеет сильные постоянные магниты, к которым могут притягиваться шайбы, гровер и прочее.

6.4.3 Внимание. Для обеспечения соосности отверстий крепёжных «ушек» фланца поз. 11 и щита подшипникового поз. 19 необходимо их сборку производить с фиксацией отверстий «ушек» на специальной оправке, пропущенной через эти отверстия.

6.4.4 Внимание. При установке фильтра, крышки пластмассовой необходимо разложить провода фильтра и катушки таким образом, чтобы исключить возможное передавливание их изоляции устанавливаемой крышкой и избежать замыкания токоведущих элементов между собой и на массу генератора.

6.4.5 Внимание. Во избежание повреждения пластмассовых деталей (изоляторов, втулок, крышки) необходимо соблюдать моменты затяжки крепежных изделий, указанные в приложении 1.

6.4.6 Внимание. Во избежание выхода из строя генератора по причине неправильной сборки перед установкой крышки поз.42 рекомендуется выполнить проверку катушки и статора с выпрямительным блоком согласно п.6.3.4, 6.3.7 и 6.3.9.

6.4.7 Внимание. Во избежание неправильной сборки генератора рекомендуется использовать схему сборки генератора, приведенную в приложении 4.

6.4.8 Внимание. Перед установкой генератора на двигатель автомобиля рекомендуется провести проверку работоспособности генератора на испытательном стенде согласно п.4.4.2.

6.4.9 Внимание. Предприятие постоянно работает над усовершенствованием продукции, поэтому возможны некоторые несоответствия генераторов с настоящим руководством, не ухудшающие их характеристик и качества.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Транспортирование генераторов разрешается любым видом транспорта (по согласованию с потребителем) в крытых транспортных средствах по группе условий хранения 2(C) ГОСТ 15150.

7.2 Изделия должны транспортироваться в соответствии с правилами перевозок, действующими на каждом виде транспорта.

7.3 Вид отправок: мелкие, малотоннажные.

7.4 Способы и средства пакетирования по ГОСТ 24597, скрепление транспортных пакетов по разделу 1 ГОСТ 21650.

7.5 Срок транспортирования и хранения на складах предприятия потребителя генераторов, поставляемых на комплектацию, не должен превышать шести месяцев с даты изготовления.

7.6 Хранение изделий, предназначенных для применения в качестве запасных частей, у потребителей - по группе условий хранения С по ГОСТ 15150 в заводской упаковке и законсервированных по ГОСТ 9.014. Срок хранения генераторов, поставляемых в качестве запасных частей, не должен превышать 3 года с даты изготовления. Срок действия консервации изделий, предназначенных для хранения - 5 лет. По истечении срока хранения изделия должны быть проверены на соответствие требованиям технических условий ТУ 4573-001-24352420-97.

8 Гарантии изготовителя

8.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие генератора требованиям технических условий при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

8.2 Гарантийный срок эксплуатации внутри страны и при поставках на экспорт 24 месяца со дня ввода генератора в эксплуатацию при гарантийной наработке, не превышающей 4000 моточасов работы двигателя. Гарантийный срок эксплуатации, поставляемых в качестве запасных частей для экспортных поставок, исчисляют с даты пересечения государственной границы РФ.

8.3 Гарантийный срок эксплуатации, устанавливаемых на двигателях транспортного назначения, внутри страны и при поставках на экспорт 24 месяца со дня ввода генератора в эксплуатацию или 8000 моточасов работы двигателя, на котором он установлен.

8.4 Для осуществления гарантийного ремонта заводу-изготовителю вместе с неисправным генератором предъявляется следующая документация:

а) копии документов, подтверждающих действие гарантийных обязательств по сроку (паспорта транспортного средства, соответствующих страниц сервисной книжки и т.п.) - для генераторов, поставленных на сборочные заводы и поступивших к потребителю в составе транспортного средства или сельскохозяйственной техники;

б) паспорта генератора с указанием даты продажи и штампом продавца - для генераторов, приобретенных потребителем в розничной торговой сети.

8.5 Гарантии изготовителя не распространяются на генераторы в следующих случаях:

а) несоответствия условиям поставки по комплектности, включая отсутствие паспорта и заводской упаковки для генераторов, реализуемых через розничную торговую сеть;

б) нарушение контрольной пломбы;

в) нарушение требований безопасности, требований руководства по эксплуатации, условий транспортирования и хранения;

г) использование генератора не по назначению;

д) превышение предельно-допустимых условий эксплуатации (превышение рабочей температуры, превышение тока нагрузки, частоты вращения ротора).

Приложение 3.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ГЕНЕРАТОРА ПОМА и Г3000Б.

Яндекс.Метрика