ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Приложение С. Руководство по эксплуатации ZF-ECOMAT 4

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Приложение С. Руководство по эксплуатации ZF-ECOMAT 4

ПРИЛОЖЕНИЕ С

Руководство по эксплуатации ZF-ECOMAT 4 HP 504 С HP 594 С HP 604 С (для городских, маршрутных и междугородных автобусов)

ВВЕДЕНИЕ

Перед первым вводом транспортного средства в эксплуатацию соблюдайте следующее:

• Внимательно прочитайте руководство по эксплуатации и соблюдайте указания по технике безопасности.

• С целью гарантии надежности эксплуатации коробки передач обязательно соблюдайте указания по техобслуживанию.

Для проведения работ по техобслуживанию коробки передач и для решения возникающих проблем в вашем распоряжении имеются специалисты сервисной службы ZF. Адреса вы найдете в "Перечне фирм ZF" (номер заказа 0000 762 703) или в интернете на сайте www.zf.com (Service/Firmenverzeichnis/Service-Netzwerk). Дальнейшую информацию об изделии вы найдете в Интернете: www.zf.com (Produkte/Produktwelt Bus).

УКАЗАНИЕ - Все данные этого руководства по эксплуатации основываются на основной конструкции коробок передач ZF-Ecomat. В связи с многочисленными возможностями монтажа не могут быть представлены точные данные для определенного транспортного средства.

При отклонениях в обслуживании между настоящим руководством и руководством по эксплуатации изготовителя транспортного средства, относящимся к данному транспортному средству, действительными являются. данные, относящиеся к транспортному средству.

В настоящем руководстве по эксплуатации используются следующие указания по технике безопасности:

УКАЗАНИЕ - Служит для указания на специальные рабочие операции, методы, информации и т. д.

ОСТОРОЖНО. Используется для указания на то, что неправильное и ненадлежащее обслуживание может привести к повреждению изделия.

ОПАСНОСТЬ! Используется для указания на то, что недобросовестное отношение может привести к травматизму людей и материальному ущербу.

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ! Смазочные материалы и чистящие средства не должны попадать в почву, грунтовые воды или в канализацию.

• Запросите в учреждении, ответственном за охрану окружающей среды в вашем регионе, таблицы параметров безопасности для соответствующих изделий и соблюдайте их.

• Собирайте отработанное масло в емкости достаточных размеров.

• Утилизируйте отработанное масло, загрязненные фильтры, смазочные материалы, а также чистящие средства согласно предписаниям по охране окружающей среды.

• При работе со смазочными материалами и очищающими средствами соблюдайте предписания изготовителей.

РЕКОМЕНДАЦИЯ по очистке транспортного средства / коробки передач

ОСТОРОЖНО. При чистке необходимо следить за тем, чтобы ни струя пара, ни струя чистящего средства не были направлены под высоким давлением прямо на резьбовую пробку указателя уровня масла. Вода, проникающая через вентиляцию вовнутрь, может повредить коробку передач.

ОПИСАНИЕ

1 Описание - Коробки передач серии Ecomat состоят из гидродинамического преобразователя крутящего момента (гидротрансформатор Фёттингера) со сцеплением блокирования, с гидродинамическим тормозом-замедлителем, а также с многоступенчатым задним делителем планетарной конструкции.

Преобразователь крутящего момента - это пусковое устройство, не подвергающееся износу, которое плавно подстраивается под требуемые условия (необходимый крутящий момент привода). В планетарной коробке передач переключение передач осуществляется автоматически без прерывания силы тяги. Сигналы для переключения передач вырабатываются электронным устройством автоматического переключения передач. В зависимости от различных параметров транспортного средства и коробки передач устройство автоматического переключения передач включает соответствующие многодисковые сцепления или тормоза с помощью электро-гидравлического управления коробкой передач.

Сцепление блокирования, встроенное в гидротрансформатор, после разгона устанавливает прямую механическую связь между двигателем и планетарной коробкой передач. Таким образом исключаются обычные потери мощности в гидромеханических коробках передач.

Гидродинамический тормоз-замедлитель встроен между гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. Вследствие этого тормозная сила тормоза-замедлителя на валу отбора мощности зависит от передачи. Таким образом, возможно полное торможение также и в диапазоне малых скоростей. Тормозной момент может быть плавно отрегулирован или поделен на одну ступень или несколько ступеней.

Затормаживания на склонах или при городском движении можно осуществлять с помощью тормоза - замедлителя без изнашивания, оберегается механизм рабочей тормозной системы.

1.1 Конструкция основной коробки передач ZF-Ecomat 4: 1 - Привод; 2 - Гаситель крутильных колебаний (опционально); 3 - Гидротрансформатор; 4 - Гидродинамический тормоз-замедлитель; 5 - Вращающиеся многодисковые сцепления 6 - Неподвижные многодисковые тормоза; 7 - Отбор мощности; 8 - Теплообменник; 9 - Дополнительное охлаждение,трубка для короткого замыкамия (опционально); 10 - Заводская табличка коробки передач (возможное место крепления); 11 - Штекерный разъем электрики коробки передач; 12 - Серийный номер (выбит)

1.2 Устройство системы ZF-Ecomat 4 - Изображение системы показывает одно из возможных устройств системы ZF-Ecomat 4 с электронным устройством автоматического переключения передач EST 146/147 и отдельными компонентами. Электропроводка системы Ecomat 4 через устройство сопряжения электрической бортовой сети (13) ведет к электронному устройству автоматического переключения передач EST 146/147 (16) и шине CAN (20) транспортного средства.

12 Системное решен weZF-Ecomat 4

Электронное устройство автоматического переключения передач служит для управления и контроля работы коробки передач. В устройстве автоматического переключения передач EST 146/147 обрабатываются входные параметры транспортного средства и коробки передач, которые передаются по шине CAN или как цифровые сигналы, и преобразуются в сигналы управления гидравлической системы коробки передач.

Водитель может активно вмешаться в систему управления Ecomat 4 с помощью:

• контроллера (кнопочный выключатель) (8),

• kick-down (6),

• педали акселератора (11),

• педали тормоза (Ю),

• выключателя управления тормозом-замедлителем (12/17).

С помощью контроллера (8) может быть предварительно выбран диапазон изменения передаточного отношения. Соответствующая нажатая кнопка начинает светиться (постоянный свет).

С помощью переключателя kick-down (6) точки переключения могут быть перемещены в направление более высоких частот вращения, это означает более долгое движение на одной передаче или более раннее переключение обратно на более низкую передачу.

Управление тормозом-замедлителем (неизнашиваемая рабочая тормозная система) производится педалью тормоза (10) и / или рычагом (17). Выключателем тормоза-замедлителя ВЫКЛ - BKJI (12) тормоз-замедлитель может активироваться/деактивироваться.

Для контроля температуры масла встроены датчики температуры (5) (см. также раздел 2.8). Информация передается по шине CAN, цифровому выходу EST 146/147 или напрямую по кабелю, и отображается на дисплее, аналоговом приборе или сигнальной лампой. При превышении определенных предельных значений температуры постоянно снижается момент тормоза-замедлителя. Информация о нагрузке двигателя передается по шине CAN от электронных устройств двигателя к EST 146/147.

С помощью регулируемого электромагнита в электрогидравлическом блоке управления модулируются давления для управления элементами сцепления в соответствии с нагрузкой двигателя.

Новое в Ecomat 4:

Для критических в отношении температуры случаев эксплуатации, коробки передач конструктивного ряда Ecomat 4 подготовлены для присоединения отдельного теплообменника (дополнительный радиатор). Для присоединения дополнительного теплообменника снимается трубка короткого замыкания, и теплообменник присоединяется через гибкие шланги.

Трубка короткого замыкания - см. раздел 1.1, поз. 9.

1.3 Дополнительная передача

В зависимости от конструкции и использования транспортного средства коробка передач ZF-Ecomat может быть оснащена угловой передачей 80°.

2 ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Транспортное средство оборудовано или цифровым контроллером (клавишным переключателем I), или контроллером CAN (II).

Пример (см. рисунки)

2.1 Цифровой контроллер (I) - см. рисунки:

Исполнения с 3, 4, 5 или 6 нажимными кнопками, для горизонтального или вертикального встраивания.

R = задний ход; N = нейтраль; D = автоматический диапазон изменения передаточного отношения для движения передним ходом (Drive); 1, 2, 3 = ограниченные диапазоны изменения передаточного отношения для движения передним ходом.

УКАЗАНИЕ:

• Соответствующая нажатая кнопка светится (постоянный свет).

• Соответствующая нажатая кнопка мигает, если устройство управления коробкой передач ее не принимает.

2.1.2 Контроллер CAN (II)

Отличие контроллера CAN от цифрового контроллера:

• выпуклые кнопки; нейтральная кнопка с самовозвратом; знак фирмы ZF находится на боковой стороне нейтральной кнопки.

2.1.2.1 Подсветка контроллера CAN

Цвета освещения кнопок:

• нейтральная кнопка: янтарный сеет

1, 2, 3, D и R: желтый свет

Все кнопки светятся в течение примерно 1, 2 сек:

• Тест освещения производится при запуске системы.

Все кнопки слабо светятся:

освещение для поиска: служит для упрощения поиска кнопок в темноте.

Одна кнопка светится ярко:

• функциональное освещение: маркирует активную, нажатую кнопку.

Все кнопки мигают:

• серьезная внутренняя неисправность кнопочного выключателя,

• неисправность в коммуникации CAN.

После устранения неисправности мигание прекратится.

Одна кнопка мигает:

• активная (нажатая) кнопка мигает, если устройство управления коробкой передач не принимает эту команду.

Исключения:

• При отсутствии необходимой для освещения информации со стороны устройства управления коробкой передач кнопки светятся только как для поиска, однако, несмотря на это, эксплуатация транспортного средства возможна.

• Если в связи с неисправностью технических средств нельзя точно определить положения кнопочных выключателей, то освещение также деактивируется и кнопки светятся только как для поиска.

УКАЗАНИЕ - Уровни яркости освещения для поиска и функционального освещения при необходимости можно устанавливать независимо друг от друга. Они корректируются в зависимости от напряжения системы.

2.1.2.2 Включение контроллера

УКАЗАНИЕ - При одновременном выборе нескольких кнопок выберется самая малая нажатая кнопка, предотвращающая одновременное включение двух передач.

Например: при одновременном выборе кнопок 1, 2, 3 и D активируется кнопка 1.

2.2 Запуск двигателя

Запуск двигателя допускается только, когда:

• транспортное средство находится в состоянии покоя (включен тормоз),

• контроллер находится в нейтральном положении ("N").

УКАЗАНИЕ - Блокировка стартера: если контроллер не находится в нейтральном положении, нельзя запускать двигатель.

ОСТОРОЖНО. Подключать внешний источник для запуска только к аккумулятору, никогда к стартеру! Во время езды нельзя выключить/включить зажигание!

2.3 Включение передачи

Стандарт:

• Контроллер находится в нейтральном положении.

• Педаль акселератора находится в положении холостого хода и nдвиг < 900 мин-1.

• Выбрать желаемый диапазон изменения передаточного отношения и соответственно направление движения.

ОСТОРОЖНО. Никогда не управлять контроллером и одновременно нажимать на акселератор!

Коробка передач с дополнительной функцией "разрешение включения передачи"

(Дополнительная функция изготовителя транспортного средства, рекомендуется фирмой ZF.)

• Контроллер находится в нейтральном положении.

• Педаль акселератора находится в положении холостого хода и nдвиг < 900 мин-1.

• Выбрать желаемый диапазон изменения передаточного отношения и включить тормоз. Система включает соответствующую передачу только при включенном тормозе.

Неправильные действия при включении передач

• нажата педаль акселератора или nдвиг < 900 мин-1.

• при установленном «разрешении включения передач» тормоз не включен,

• выбрано направление движения "R" при скорости движения примерно > 3 км/час. После выбора желаемого диапазона изменения передаточного отношения система не включает никакой передачи.

Коробка передач с дополнительной функцией "2 кнопка заднего хода"

• Для включения заднего хода нажать на кнопку "R" контроллера и дополнительно на кнопку "R" на панели приборов.

2.4 Трогание с места

После выбора соответствующего диапазона изменения передаточного отношения ждать примерно от 1 до 2 сек, выключить тормоз и нажать на педаль акселератора.

ОПАСНОСТЬ! На крутых подъёмах после выключения тормоза тут же нажать на педаль акселератора. ОПАСНОСТЬ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ - из-за скатывания назад транспортного средства.

ОСТОРОЖНО. При температурах низке минус 15 °С не трогаться с места. Дать двигателю прогреться в режиме холостого хода в течение примерно 5 мин. Поставить контроллер в нейтральное положение.

2.5 Диапазоны изменения передаточного отношения

Точные данные о передачах, включенных в отдельных диапазонах изменения передаточного отношения, даны в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Каждому диапазону изменения передаточного отношения соответствует определенный диапазон передач.

Переключения передач произойдут только в определенных точках переключения, определенных электронным устройством автоматического переключения передач.

Нет смысла вмешиваться вручную в процесс автоматического переключения (последовательное включение диапазонов изменения передаточного отношения).

ОПАСНОСТЬ! Если во время движения коробка передач переключается в положение "IV", то прерывается силовой поток между двигателем и валом отбора мощности. Это означает потерю действия торможения двигателем и тормозкения тормозом-замедлителем.

ОПАСНОСТЬ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ! - Включить тормоз! С целью безопасности при неполадках в электронном устройстве автоматического переключения передач или при нарушении электро-снабзкения коробка передач автоматически переводится в положение "нейтраль”.

2.5.1 Движение под уклон. При езде на крутых склонах выбрать на контроллере необходимый диапазон изменения передаточного отношения 1, 2 или 3. Таким образом, ограничиваются включения более высоких передач.

ОПАСНОСТЬ! В экстремальной ситуации для защиты двигателя отключается действие механизма, блокирующего включение более высоких передач. В этом случае, независимо от выбранного диапазона изменения передаточного отношения, коробка передач может переключаться па самую высокую передачу.

ОПАСНОСТЬ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ! Следите за указателем частоты вращения (тахометром)!

2.5.2 Изменение направления движения. Перед переключением с движения передним ходом на движение задним ходом или наоборот необходимо выполнить следующие условия:

• Транспортное средство должно находиться в состоянии покоя.

• Педаль акселератора находится в положении холостого хода и nдвиг < 900 мин-1.

• Контроллер находится в нейтральном положении, по необходимости нажать на педаль тормоза.

• Поставить контроллер на D, 1, 2,3 или R.

2.5.3 Kick-down (резкое нажатие до упора на педаль акселератора)

Для использования максимальной мощности двигателя через переключатель kick-down (см. рисунок) или через шину CAN можно вызвать более высокие точки переключения (для ускорения или на подъемах).

• Нажать педаль акселератора дальше точки срабатывания полной нагрузки (положение kick-down).

2.5.4 Режим тормоза-замедлителя. Тормоз-замедлитель является не изнашиваемым гидродинамическим тормозом, работающим в зависимости от передачи. Следовало бы использовать тормоз-замедлитель при каждом торможении. Таким образом сберегается рабочая тормозная система. Тормоз-замедлитель может включиться с помощью ручных и / или ножных органов управления.

Условия для режима тормоза-замедлителя (Тормоз-замедлитель включен / нажат):

• Педаль акселератора в положении холостого хода.

• Должна быть включена передача для движения передним ходом.

• Скорость движения более примерно 3 км/ч.


В этом случае система предотвращает включение более высоких передач (блокировка включения более высоких передач).

ОСТОРОЖНО. Если педаль акселератора нажата, то тормоз-замедлитель отключается. Прекращается действие механизма, блокирующего включение более высоких передач.

Тормоз-замедлитель автоматически отключается электронным устройством автоматического переключения передач при:

- активной "ABS";

- превышении допустимой температуры масла, см. раздел 2.9;

При наличии "Выключателя тормоза-замедлителя ВЫКЛ - ВКЛ" тормоз-замедлитель должен быть отключен:

- при гололеде;

- превышении допустимой температуры масла, см. раздел 2.9;

В режиме работы тормоза-замедлителя допускается максимальная температура масла 150 °С (макс. 5 мин). Указание температуры и температурное предупреждение: см. раздел 2.8 или инструкцию по эксплуатации изготовителя транспортного средства!

• Управление тормозом-замедлителем через ножной элемент управления; этот вид управления можно отключить с помощью клавишного выключателя на панели приборов.

• Отключать рычаг после каждого торможения!

ОПАСНОСТЬ! С помощью заданной характеристики температуры масла коробки передач действие тормоза-замедлителя автоматически уменьшается. Опасность несчастного случая из-за уменьшения мощности торможения.

2.6 Остановка, парковка

УКАЗАНИЕ - Использовать стояночный тормоз только при остановке транспортного средства.

Остановка. Транспортное средство можно остановить в любое время, независимо от положения контроллера. Электронное устройство автоматического переключения передач при этом переключает на соответствующую передачу, используемую для трогания с места.

При коротких остановках:

• диапазон изменения передаточного отношения может оставаться включенным,

• включить тормоз.

При длительных остановках:

• поставить контроллер в нейтральное положение,

• включить тормоз.

Коробки передач специального исполнения "Нейтраль при остановке" (NBS). Коробка передач автоматически переключается в "нейтраль", если одновременно выполнены следующие условия:

• транспортное средство не движется,

• тормоз включен,

• педаль акселератора находится в положении холостого хода. Сохраняется последний выбранный на контроллере диапазон. Если одно из трех условий не выполняется, то тут же автоматически производится переключение на 1 -ю передачу.

Парковка

• Поставить контроллер в нейтральное положение.

• Включить стояночный тормоз.

ОПАСНОСТЬ. При выходе из транспортного средства обязательно включить стояночный тормоз. При неработающем двигателе нет прямой связи между двигателем и мостом. Транспортное средство может укатиться.

2.7 Буксировка

2.7.1 Буксировка транспортного средства с исправной коробкой передач

• Контроллер находится в нейтральном положении.

• Максимальная длительность буксировки 2 часа.

Максимальная скорость буксировки:

- маршрутные и городские автобусы: 25 км/ч,

- междугородные автобусы: 35 км/ч.

УКАЗАНИЕ - При окружающей температуре ниже минус 15 °С скорость буксировки составляет 5 км/ч.

2.7.2 Буксировка транспортного средства при подозрении на неисправность коробки передач

ОСТОРОЖНО. При подозрении на неисправность коробки передач необходимо отсоединить карданный вал между коробкой передач и ведущим мостом.

Исключение: В опасной ситуации буксировка из непосредственной опасной зоны разрешается и без разделения трансмиссии.

2.8 Контроль температуры. Контроль температуры коробки передач осуществляется с помощью электронного устройства автоматического переключения передач EST 146/147. Температура в масляном поддоне и температура масла на выходе тормоза-замедлителя передается по шине CAN на вычислительное устройство транспортного средства.

Для клиентов, не имеющих доступа к этим сообщениям CAN, датчик температуры А6 в сочетании с указателем температуры А5 обеспечивает показание температуры на выходе тормоза замедлителя. В указателе температуры точка включения предупреждающего контакта находится при температуре 145 °С.

2.9 Предельные значения температуры масла_

Температура масла в масляном поддоне коробки передач Ecomat 4, °С

Рабочая температура или температура непрерывной эксплуатации

макс. 100 **

макс. 105 **

Исключение: макс. 5 мин. в течение часа

105

115

*) с маслом из перечня смазочных материалов ТЕ-ML 14А/В/С/Е **) с маслом из перечня смазочных материалов TE-ML 14 Е УКАЗАНИЕ. Угловая передача 80° со смещением осей не допущена для длительной температуры в масляном поддоне 105 °С!

Пояснение к рисунку: В14 - датчик температуры в масляном поддоне коробки передач; Поз. 120/124 - датчик температуры на выходе тормоза-замедлителя (В4) или соответственно датчик температуры (А6) для указателя температуры (А5), см. раздел 1.2

2.9.1 Температура трансмиссионного масла перед теплообменником для охлаждения масла

В режиме тормоза-замедлителя: В исключительных случаях кратковременно (макс. 5 минут в течение часа) допускается температура 150 °С.

В режиме гидротрансформатора:

• Предел температуры для непрерывной эксплуатации: 110 °С.

• В исключительных случаях кратковременно (макс. 5 минут в течение часа) допускается температура 130 °С. При нормальном движении: Диапазон допустимой температуры: (90 - 100) °С.

2.9.2 Температура масла в масляном поддоне коробки передач

УКАЗАНИЕ - Не должны превышаться следующие температуры в масляном поддоне коробки передач (даже при высоких температурах окружающей среды):

2.9.3 Меры при превышении соответствующей допущенной температуры масла

• Движение с частичной нагрузкой в низком диапазоне изменения передаточного отношения.

• Отключить тормоз-замедлитель.

Если это НЕ приведет к понижению температуры масла:

• остановить транспортное средство,

• поставить контроллер в нейтральное положение,

• перевести двигатель на большую частоту вращения.

УКАЗАНИЕ - Если спустя несколько секунд температура не понизится до допущенного диапазона, то возможными причинами являются:

• слишком низкий или высокий уровень масла,

• загрязненный теплообменник транспортного средства

• неисправная циркуляция охлаждающей жидкости,

• неисправность коробки передач.

При необходимости сообщить в сервисную службу фирмы ZF!

2.10 Контроль технического состояния /сигнальные лампы.

Проверка коробки передач производится системой диагностики электронного устройства автоматического переключения передач EST 146/147 при каждом включении напряжения бортовой сети, а также при эксплуатации.

Сигнальные лампы. На неисправности указывают, например, загорание сигнальных ламп (красный или желтый свет) или предупреждающие указания на рабочем месте водителя (см. также инструкцию по эксплуатации изготовителя транспортного средства). Если выбранная передача или выбранный диапазон изменения передаточного отношения не принимается электронным устройством автоматического переключения передач, то нажатая кнопка контроллера мигает.

2.11 Реакция коробки передач в случае неисправности

Для защиты коробки передач в случае неисправности предусмотрены следующие действия:

Переключение в нейтральное положение: при тяжелых неисправностях в подаче напряжения коробки передач, как например, короткое замыкание.

Переключение в режим аварийной работы: при прерывании коммуникации CAN или потери информации о частоте вращения.

ОПАСНОСТЬ! Неисправность в системе коробки передач означает:

•наивысшая опасность повреждения коробки передач,

•ограниченный контроль системы ОПАСНОСТЬ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ!

2.11.1 Режим аварийной работы транспортного средства.

Для режима аварийной работы транспортного средства в электронном устройстве автоматического переключения передач составлены специальные времена и давления для управления давлением. Кроме этого:

• не действует тормоз-замедлитель,

• не действует функция "нейтраль при остановке" (NBS),

• не включается моторный тормоз,

• "сцепление блокирования гидротрансформатора" (WK) открыто,

• ограничение вращающего момента двигателя для защиты коробки передач (нет управления двигателем).

2.12 Вспомогательная аппаратура управления.

Для передвижения транспортного средства во время сборки и в качестве аварийного режима при выходе из строя электронного устройства автоматического переключения передач была разработана вспомогательная аппаратура управления. Вспомогательная аппаратура управления HST 46 присоединяется к 68-полюсному штекеру вместо электронного устройства EST 146/147 и разрешает включение одной передачи для движения передним ходом и передачи заднего хода. Переключение передач во время движения невозможно.

УКАЗАНИЕ - Вспомогательное управление невозможно при комбинации EST 146/147 и контроллера CAN.

2.12.1 Инструкция по эксплуатации вспомогательной аппаратуры управления

Предотвратить откатывание транспортного средства с помощью стояночного тормоза.

• Поставить контроллер в положение "N".

• Выключить двигатель и зажигание.

• Снять штекер с электронного устройства автоматического переключения передач.

• Подключить штекер к вспомогательной аппаратуре управления HST 46 и зафиксировать его.

• Запустить двигатель.

• На контроллере включить передачу:

Положение включения "N" = нейтраль.

Положение включения "D" = движение передним ходом (передача включена. Не произойдет ни включения более высоких передач, ни включения более низких передач).

Положение включения "R" = задний ход.

ОПАСНОСТЬ! При эксплуатации транспортного средства с помощью вспомогательной аппаратуры управления не задействованы функции безопасности. ОПАСНОСТЬ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ!

Поэтому обязательно следует соблюдать следующие пункты:

Переключение с "N" на "D" или с "N" на "R"; всегда только при частоте вращения холостого хода и стоящем транспортном средстве. Можно переключить коробку передач и при более высокой частоте вращения, но это приведет к повреждению коробки передач.

• Перед каждым переключением с движения передним ходом на задний ход или наоборот следить за тем, чтобы транспортное средство стояло.

• После переключения на "D" или на "R" подождать примерно 2 сек для того, чтобы коробка передач полностью войта в силовую цепь, только потом нажать на педаль акселератора.

3 ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ

Регулярно и правильно проводимое техническое обслуживание является предпосылкой надежной работы коробки передач. Поэтому особенно важным является соблюдение периодичности технического обслуживания.

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ! Смазочные материалы и чистящие средства не должны попадать в почву, грунтовые воды или в канализацию.

•Запросите в учреждении, ответственном за охрану окружающей среды в вашем регионе, таблицы параметров безопасности для соответствующих изделий и соблюдайте их.

•Собирайте отработанное масло в емкости достаточных размеров.

•Утилизируйте отработанное масло, загрязненные фильтры, смазочные материалы, а таю/се чистящие средства согласно предписаниям по охране окружающей среды.

•При работе со смазочными материалами и чистящими средствами соблюдайте предписания их изготовителей.

3.1 Марки масла

ОСТОРОЖНО. Для заполнения коробки передач Ecomat должны использоваться масла согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 фирмы ZF.

• Спецификацию смазочных материалов вы можете запросить во всех отделениях сервисной службы фирмы ZF или просмотреть в интернете по адресу: www.zf.com (Service / Technische Informatio-пеп / ZE-Sclimierstoffliste).

3.2 Объем масла ZF-Ecomat 4

При первом заполнении сухой коробки передач - прим. 28 дм3

После монтажа новых или замененных коробок передач - прим. 20 дм3

При замене масла (время сливания примерно 10 мин) - прим. 18 дм3

УКАЗАНИЕ - Эти данные являются контрольными значениями и действуют для стандартного исполнения Ecomat 4. В зависимости от исполнения теплообменника объем масла может повышаться вплоть до 5 дм3.

Определяющим является объем масла после контроля уровня масла при рабочей температуре (см. раздел 3.3.2).

3.3 Контроль уровня масла

ОСТОРОЖНО. Соблюдение правильного уровня масла имеет решающее значение.

Слишком низкий уровень масла ведет к повреждениям коробки передач и неправильной работе. Слишком высокий уровень масла ведет к перегреву коробки передач.

ОПАСНОСТЬ! Слишком низкий уровень масла ведет к частичному или полному выходу из строя тормоза-замедлителя, т.е. к уменьшенной или нулевой силе торможения.

В общем действует:

- Определяющим является контроль уровня масла при горячем трансмиссионном масле (80 до 90 °С).

- Контроль уровня масла проводить на горизонтально стоящем транспортном средстве.

- Переключить контроллер в нейтральное положение.

- Дать двигателю поработать на холостых оборотах. Частота вращения на холостом ходу должна быть установлена на 500 до 700 мин-1. Она ни в коем случае не должна быть ниже 450 мин-1.

- Контроль уровня масла, как минимум, раз в квартал.

- Проводить регулярную визуальную проверку на негерметичность коробки передач.

- В исключительных случаях необходима проверка уровня масла при холодной коробке передач - см. раздел 3.3.1. В заключение всегда производить контроль при рабочей температуре.

3.3.1 Измерение контрольных значений

Это измерение уровня масла, проводимое при холодном трансмиссионном масле, осуществляется в следующих исключительных случаях:

• при первом вводе коробки передач в эксплуатацию,

• после длительного простоя или при принятии чужого транспортного средства,

• после ремонта коробки передач в транспортном средстве: например, снятие масляного поддона, гидравлического управления, теплообменника для охлаждения масла и т. д.,

• после замены масла или фильтра.

Измерение контрольных значений состоит из двух этапов:

• контроль перед запуском двигателя,

• контроль после запуска двигателя,

После этого произвести контроль при рабочей температуре.

3.3.1.1 Контроль перед запуском двигателя.

Уровень масла должен находиться в диапазоне, обозначенном "nдвиг = 0" (“STOP”), или выше (см. рисунок).

УКАЗАНИЕ - Не сливать масло при более высоком уровне масла!

3.3.1.2 Контроль после запуска двигателя

Контроль уровня масла при холодном трансмиссионном масле (ок. 30 °С):

- Транспортное средство стоит горизонтально

- Переключить контроллер в нейтральное положение

- Запустить двигатель и дать поработать (15 - 20) секунд при (1200 - 1500) мин-1

- Оставить двигатель работать на холостом ходу и в течение 30 с измерить уровень масла

- Уровень масла должен лежать в диапазоне "COLD" (см. рисунок).

УКАЗАНИЕ - Не сливать масло при более высоком уровне масла!

ОСТОРОЖНО. После холодного запуска при температуре ниже 0 °С указатель уровня масла должен как минимум на 10 мм войти в масло, чтобы была возможна работа двигателя для разогрева. В завершение произвести проверку при рабочей температуре (см. раздел 3.3.2).

3.3.2 Контроль при рабочей температуре.

Контроль уровня масла при горячем трансмиссионном масле (80 до 90 °С):

- Транспортное средство стоит горизонтально

- Переключить контроллер в нейтральное положение

- Дать двигателю поработать (15 - 20) секунд с (1200 - 1500) мин-1 (не требуется при теплообменнике, установленном непосредственно на коробке передач)

- Оставить двигатель работать на холостых оборотах.

ОСТОРОЖНО: Частота вращения на холостом ходу должна быть установлена на 500 до 700 мин-1. Она ни в коем случае не должна быть ниже 450 мин-1.

- Уровень масла должен лежать в диапазоне "НОТ" (см. рисунок). Возможность нагрева трансмиссионного масла, см. раздел 3.3.3.

3.3.3 Возможность нагрева трансмиссионного масла.

Трансмиссионное масло может нагреться до требуемой для контроля уровня масла рабочей температуры в масляном поддоне (80 - 90) °С при нормальном режиме движения транспортного средства с циклами тормоза-замедлителя.

Если нормальная эксплуатация транспортного средства невозможна, то следует провести нагрев коробки передач следующим образом:

• Включить стояночный тормоз.

• Выбрать диапазон изменения передаточного отношения "D".

• Задействовать тормозной механизм рабочей тормозной системы.

• При необходимости несколько раз запустить двигатель на 15-20 секунд с частичной нагрузкой от 1200 до 1500 мин-1.

ОСТОРОЖНО. Не должна повышаться максимально допустимая температура масла (см. раздел 2.9). После каждой фазы нагрева запускать двигатель на 15 до 30 секунд в нейтральном положении коробки передач с частотой вращения 1500 до 2000 мин-1.

После достижения рабочей температуры провести контроль уровня масла согласно разделу 3.3.2.

3.4 Периодичность замены масла

Определяющим является периодичность замены масла согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 фирмы ZF. Актуальный перечень смазочных материалов вы можете запросить во всех отделениях сервисной службы фирмы ZF или просмотреть в интернете по адресу: www.zf.com (Service / Technische Infor-mationen / ZF-Schmierstoffliste).

УКАЗАНИЕ - При смене масла с ATF (масло для автоматических коробок передач) классов смазочных материалов 14А или 14В на ATF с более долгими интервалами смены масла, требуется промежуточная замена масла в соответствии с ZF перечнем смазочных материалов TE-ML 14.

3.5 Смена масла (см. рисунок)

3.5.1 Слив масла из коробки передач

УКАЗАНИЕ - Сливать масло только при рабочей температуре и в течение 10 мин.

• Двигатель выключить.

• Вывернуть резьбовую пробку (1) маслосливного отверстия и слить масло.

• Отвинтить крышку фильтра (2). ВНИМАНИЕ. При каждой смене масла заменить масляный фильтр!

3.5.2 Слив масла на угловой передаче ZF (см. рисунки).

Угловая передача ZF имеет общую систему смазки с ZF-Ecomat. Слив масла только при рабочей температуре.

Угловая передача ZF 80° LHD без смещения осей:

- Двигатель выключить.

- Вывинтить пробку маслосливного отверстия (1) на угловой передаче, и слить из нее остаток масла.

Угловая передача ZF 80° RHD со смещением осей. Эта угловая передача не имеет своей собственной резьбовой пробки маслосливного отверстия. Масло сливается через пробку маслосливного отверстия основной коробки передач в соответствии с разделом 3.5.

3.5.3 Заправка масла (см. рисунки)

- Заменить фильтрующий элемент, кольцо круглого сечения и уплотнительные медные шайбы.

- Завинтить крышку фильтра (2), момент затяжки болтов: 25 Нм.

- Вкрутить пробку маслосливного отверстия (1):

- момент затяжки - масляный поддон: 50 Нм

- момент затяжки - угловая передача 80° LHD без смещения осей: 60 Нм

- Вынуть указатель уровня масла (3)

- Залить масло и проверить уровень масла в соответствии с разделом 3.3

УКАЗАНИЕ - Угловая передача (опция) заполняется через коробку передач. Использовать марки масла в соответствии с перечнем смазочных материалов TE-ML 14. Объем масла - см. раздел 3.2.

УКАЗАНИЯ ПО ПОИСКУ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Неисправность

Возможная причина

Меры по устранению

Двигатель не запускается

Контроллер не находится в положении "нейтраль"

Выбрать на контроллере "нейтраль"

Нет контакта в штекере автоматического устройства переключения передач

Восстановить контакт штекера

Реле блокирования стартера неисправно или нет сигнала CAN

Заменить реле или проверить сигнал CAN

В коробке передач не включается никакая передача

Педаль акселератора не находится в положении холостого хода или слишком высокий сигнал нагрузки

Проверить/настроить педаль акселератора/ топливный насос высокого давления

Частота вращения холостого хода двигателя более 900 мин-1

Настроить частоту вращения холостого хода двигателя

Только для коробок передач с дополнительной функцией «разрешение включения передачи». Тормозной механизм рабочей тормозной системы не задействован

Задействовать тормозной механизм рабочей тормозной системы

Электронное управление неисправно

Выключить/включить зажигание

Транспортное средство не движется

Слишком низкий уровень масла

Довести уровень масла до нормы

Коробка передач неисправна

Обратиться в сервисную службу ZF

Температура масла слишком высока

Слишком высокий уровень масла

Довести уровень масла до нормы

Тормоз-замедлитель включен

Выключить тормоз-замедлитель на рычаге

Неисправность коробки передач

Обратиться в сервисную службу ZF

Загрязнен радиатор транспортного средства

Очистить радиатор

Тормоз-замедлитель не действует

Слишком низкий уровень масла

Довести уровень масла до нормы

Не действуют регулировочный электромагнит или электромагнитный клапан тормоза-замедлителя, нет сигнала CAN

Проверить сигнал CAN и штекер тормоза-замедлителя

Яндекс.Метрика