ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Электрооборудование, основные системы и их назначение

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Электрооборудование, основные системы и их назначение

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Перед эксплуатацией автобуса необходимо проверить исправность всех приборов системы при различных положениях комбинированного переключателя света и переключателя указателей поворота; проверить действие сигнала торможения, сигнала заднего хода, включателей аварийной сигнализации, убедиться в исправности сигнализаторов.

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

Электрооборудование шасси автобуса состоит из системы электроснабжения, систем пуска и предпусковой подготовки двигателя, подогрева топлива, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов.

В Приложении Г (и ВКЛАДЫШЕ) приведена электрическая принципиальная схема и перечень изделий электрооборудования автобусного шасси КАМАЗ-5297.

На схеме рядом с условным обозначением элементов электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов, их цвет с адресом подсоединения.

Техническая характеристика системы электрооборудования шасси

Система электрооборудования

Однопроводная, отрицательные выводы источника тока соединены выключателем АКБ с каркасом шасси (с “массой”)

Номинальное напряжение, В

24

Генераторная установка (с двигателями мод. «КАМАЗ»)

Г3000А.36 - номинальной мощностью 3,0 кВт или мод. 2340.3771-152 - номинальн. мощностью 4,0 кВт

Регулятор напряжения

7312.3702 - для мод. Г3000А.36 и типа 7941.3702В5 - для мод. 2340.3771-152

Номинальное напряжение генераторной установки

28 В

Сила тока на выходе выпрямительного блока, А, не менее

115-мод. Г3000А.36; 140-мод. 2340.3771-152

Стартер (герметичного исполнения, с электромагнитным тяговым реле, с дистанционным управлением) (с двигателями мод. «КАМАЗ»)

СТ 142-10 (мощностью 8,2 кВт) или типов: HEF 95-L24V ф. “BOSCH” (5.5 кВт) или AZF 4554 ф. “ISKRA” (4,0 кВт)

Номинальное напряжение стартера, В

24

Аккумуляторные батареи

Две, 6СТ-190А, каждая напряжением 12 В и емкостью 190 А-ч

Кнопочный выключатель

11.3704-01

Выключатель аккумуляторной батареи

14.3737, герметичного исполнения, с дистанционным управлением

Патроны с лампами освещения панели приборов

ЛВ 211-329, с лампами 2 Вт, установлены в гнездах корпусов приборов

Блоки сигнализаторов

Два, 2312.3803-23 и 2312.3803-24, каждый с шестью лампами А24-1,2, со светофильтрами и символическими изображениями на них, с кнопочными выключателями для проверки ламп

Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

2126.3704-20 с замочным устройством

Выключатель освещения приборов

ВК 416-Б-01, реостатного типа

Центральный переключатель света

581.3710-01

Устройство защиты бортовой сети автобуса

УЗБС-1-2000-24, со светодиодом

Выключатель подогрева системы подогрева топлива

26.3710-23.55 - ФТОТ; 26.3710-23.17 - ФГОТфирмы "MANN+HUMMEL ”

Выключатель аварийной сигнализации

32.3710, с встроенной в рукоятку контрольной лампой А24-1,2

Техническая характеристика системы электрооборудования шасси (продолжение)

Комбинированный переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя, переключатель света фар, указателей поворота, выключателя электрических звуковых сигналов

89.3709

Сигнализатор звуковой падения (зуммер) давления воздуха в пневмоприводе тормозных систем и масла в двигателе, аварийной температуры охлаждающей жидкости в двигателе

733.3747-01

Выключатель сигнализатора механизма блокировки межколесного дифференциала, фонаря заднего хода

ВК403-Б, на корпусе механизма включения блокировки; фонарь заднего хода - на КП

Клавишный выключатель МКД

ВК343-01.14

Выключатель диагностики АБС

ВК343-01.17

Выключатель сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости

ТМ111-08, биметаллический, контактный. Контакты замыкаются при температуре (98 - 104) °С

Выключатели сигнализаторов падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных систем и включения стояночной тормозной системы

ММ 124-Д, пневмоэлектрические, мембранного типа, с размыкающимися контактами при давлении 53,9 - 44,1 кПа (5,5 - 4,5 кгс/см2)

Выключатель сигнала торможения

15.3720, установлен на тормозном кране

Выключатель сигнализатора аварийного падения давления масла в смазочной системе

ММ 111 -Д, контактный, с мембраной; контакты замыкаются при давлении 40 - 80 кПа (0,4 - 0,8 кгс/см2)

Электронный тахограф ф. “Kienzle” (по заказ-наряду)

1318.27.02523

Электронный тахометр

363.3813

Электронный спидометр

1323.02.01123

Комбинация приборов

281.3801

Указатель спидометра

1211.3802, магнитоиндукционный, с электроприводом

Преобразователь спидометра

2001.3843, герметизированный, магнитоэлектрический, генерирует ток переменной частоты

Указатель давления воздуха в пневмосистеме

1908.3830

Преобразователь указателя давления масла

ММ 370, мембранного типа с реостатом

Преобразователь указателя уровня топлива

БМ 158-Д, рычажного типа, с реостатом и сигнализатором расхода топлива

Преобразователь указателя температуры ОЖ

ТМ 100-А, полупроводниковый, с терморезистором

Клавишный выключатель муфты вентилятора

ВК 43-01.17

Преобразователь сигнализатора засоренности воздухоочистителя

132.3839

Преобразователь перегрева масла

ТМ 111-04

Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации

PC 951-А, контактно-транзисторный, со встроенной электронной защитой от коротких замыканий в цепи указателей поворота

Реле стартера

738.3747-20

Реле-прерыватель сигнализатора стояночной тормозной системы

PC 493

Реле сигналов торможения, звуковых сигналов, отключения обмотки возбуждения генератора, электродвигателей отопителя, дополнительного регулятора напряжения, привода вентилятора

901.3747

Блок предохранителей

БПР-13.04, защищает цепи освещения и питания приборов, сигналов торможения, фонаря заднего хода, аварийной сигнализации, тахографа, МКД, муфты вентилятора, цепи габаритных огней

Плавкий предохранитель на 6А

Г1Р119-01, защищает цепь электроснабжения указателей поворота

Блок предохранителей на 30А и 60А

111.3722, защищает цепи потребителей, кроме цепи возбуждения обмотки генератора

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ предназначена для обеспечения электроснабжения потребителей. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи, соединенные между собой последовательно, и генератор, подключенный в схему электрооборудования параллельно аккумуляторным батареям. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу (массе) шасси автобуса через выключатель.

Особенностью системы является наличие реле отключения обмотки возбуждения генератора. Кроме того, при рабочем положении ключа выключателя приборов и стартера обесточивается кнопка дистанционного выключателя аккумуляторных батарей, что предотвращает случайное выключение батарей шасси (автобуса) при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

СИСТЕМА СВЕТОВОЙ И ЗВУКОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ шасси предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии агрегатов шасси автобуса, влияющих на безопасность движения.

Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем при рабочем положении выключателя приборов и стартера. В цепи указателей поворота имеется контактно-транзисторное реле, обеспечивающее прерывистый режим работы указателей поворота шасси (автобуса); о работе указателей свидетельствуют сигнализаторы в блоке сигнализаторов.

При включении аварийной световой сигнализации мигают все правые и левые указатели поворота, установленные на шасси, а также сигнализатор, вмонтированный в ручку выключателя аварийной сигнализации. Сигнализаторы указателей поворота в блоке сигнализаторов при этом могут не гореть.

При включении стояночной тормозной системы замыкаются контакты выключателя, установленного в пневмопривод тормозной системы, и загорается сигнализатор в блоке.

В цепи электроснабжения сигнализатора включения стояночной тормозной системы установлен реле-прерыватель, вследствие чего сигнализатор горит прерывистым светом.

Цепи сигнала торможения защищены предохранителем 8А в блоке БГ1Р-13.04 и включены в цепь источника электроснабжения, минуя выключатель приборов и стартера. Система сигнализации о состоянии тормозной системы выведена в общий блок сигнализаторов, установленных на панели приборов, и защищена блоком предохранителей БПР-13.04.

Звуковой сигнал (зуммер) - шумовой сигнализатор типа 733.3747-01, предназначенный для внутренней сигнализации в кабине водителя об аварийном падении давления в контурах пневматического тормозного привода, о падении давления масла в двигателе и аварийной температуре охлаждающей жидкости в системе, соединен через блок сигнализаторов и выключатели аварийного падения давления воздуха.

СИСТЕМА ПУСКА И ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ предназначена для обеспечения пуска двигателя и предварительной подготовки его к принятию нагрузки. Система состоит из стартера, дополнительного реле стартера, выключателя приборов и стартера.

СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ предназначена для контроля режимов работы агрегатов и отдельных сборочных единиц шасси автобуса, а также определения скорости движения.

Контрольно-измерительные приборы состоят из указателей, преобразователей и выключателей. Все указатели установлены на щитке панели приборов, преобразователи и выключатели — на агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение всех приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является панель приборов, подключенная к общей массе шасси.

ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА мод. Г3000А.36 (или мод. 2340.3771-152) представляет собой бесконтактную семифазную электрическую машину с комбинированным (электромагнитным) возбуждением (от обмотки возбуждения и от постоянных магнитов), со встроенным регулятором напряжения 7312.3702 (или типа 7941.3702В5 - для мод. 2340.3771-152), выпрямительным блоком БПВ72-140-02, состоящим из силового и дополнительного выпрямителей, конденсатора К73-21-8.

Генераторная установка предназначена для работы в однопроводной схеме электрооборудования шасси автобуса с подсоединением отрицательного вывода на корпус (массу). Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока. Передаточное число привода генератора мод. Г3000А.36 - 2,18; мод. 2340.3771-152 - 2,9.

Регулятор напряжения служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.

На генераторе имеются следующие выводы:

“+” - для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;

"~"- вывод фазы;

"-"- для подключения к массе шасси автобуса;

"В" - вывод обмотки возбуждения;

"Д" - штекер на корпусе щеткодержателя (от дополнительных диодов для подключения контрольной лампы АКБ).

Генератор расположен в верхней передней части двигателя. Генератор приводится во вращение одним ремнем с поликлиновым профилем.

Внимание. Описание конструкции, принцип действия и правила эксплуатации генераторов мод. Г3000А.36.3 и тина 2340.3771-152, а также последовательность разборки и сборки при техническом обслуживании и ремонте изложены в «Руководствах по эксплуатации ФЭГТ.3000.00.00-01 РЭ и ФГЭТ.2330.3771.000-РЭ», копия которых приведена в Приложении Я настоящего Руководства.

Предупреждения

При эксплуатации автобуса необходимо выполнять следующие правила.

1) Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также запускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

2) Запрещается проверять исправность генераторной установки путем замыкания выводов “Д”, "В" перемычками на массу и между собой.

3) Запрещается проверять исправность системы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 28 В, при не отключенном генераторе.

4) Запрещается проверять регулятор напряжения и выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с проверяемой цепью.

5) Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключить батареи от сети автобуса.

6) Запрещается отключать провода от плюсового вывода генератора или аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

Работа генератора при отключенных АКБ может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортовой сети автобуса.

7) В случае короткого замыкания в цепи сигнальных ламп указателей поворота эксплуатация реле-прерывателя может быть возобновлена только после устранения короткого замыкания во внешней цепи.

8) Запрещается мыть генератор струей воды иод давлением, бензином, дизельным топливом и т.д. При мойке шасси (автобуса) следует избегать прямого попадания воды на генератор.

9) При проведении электросварочных работ на автобусе (шасси) должны быть отключены аккумуляторные батареи дистанционным выключателем и отсоединены все провода, подходящие к генератору.

10) Генератор нужно снимать с двигателя только для выполнения текущего ремонта и работ, связанных с износом контактных колец, заменой подшипников и других узлов генератора. Проверять качество изоляции статора и обмотки возбуждения повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока и регулятора выводами.

Запрещается разбирать генератор до истечения его гарантийного срока.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО):

- проверить работу генератора по показаниям сигнализатора заряда аккумуляторных батарей, встроенного в комбинацию приборов: при запуске двигателя сигнализатор должен загораться, после пуска двигателя - погаснуть.

Ежедневно перед запуском следует проверять натяжение приводного ремня.

Прогиб наиболее длинной ветви ремня при нажатии на середину ветви с усилием 44,1±5,0 Н (4,5±0,5 кгс) должен быть (6 - 10) мм.

Натяжение ремня осуществляется поворотом натяжного болта (на двигателях мод. «КАМАЗ». На двигателях ф. "Cummins" натяжение ремня происходит автоматически - см раздел «Двигатель» настоящего Руководства).

Запрещается производить регулирование приводного ремня при работающем двигателе.

Примечание. Особое внимание натяжению приводных ремней необходимо уделять на первые 48 часов работы двигателя, т.к. в этот период происходит их наибольшая вытяжка.

При техническом обслуживании ТО-1000 и ТО-30000:

- очистить от пыли и грязи наружную поверхность генератора;

- проверить крепление проводов к выводам генератора. При необходимости очистить места подсоединения проводов и подтянуть контактные гайки и винты;

- проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора {регулирование ремня приведено в разделе " Техническое обслуживание двигателя").

Провести техническое обслуживание (один раз в год - осенью) генератора, снятого с двигателя (см. Приложение Я), на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, силы тока и частоты вращения ротора генератора.

Электроснабжение обмотки возбуждения надо осуществлять от источника постоянного тока. Величина напряжения питания 28В.

Измерительные приборы должны подбираться так, чтобы измеряемые значения находились в пределах (30 - 95) % шкалы. Прибор для измерения силы тока должен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжения - 1,0.

Проверка технического состояния генератора. Причиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического контакта в цепи системы электроснабжения.

Поэтому, прежде чем приступить к проверке, следует убедиться в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения и соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора. Затем проверить с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и узлов, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор.

Для снятия генератора необходимо отключить аккумуляторные батареи и отсоединить все выводы генератора. Ослабить стяжной разрезной болт 8 (см. рисунок 157 - Установка генератора), отвернуть гайки 4 и 7 крепления лапок генератора к кронштейну, ослабить болт 2 крепления упоров 3 натяжного болта 5. Поворотом натяжного болта 5 ослабить натяжение ремня привода генератора и снять его. Затем снять генератор.

Установку генератора производить в обратном порядке.

Рисунок 157 - Установка генератора: 1 - рым передний; 2, 8 - болты; 3 - упоры; 4, 7 - гайки; 5 - болт натяжной; 6 - генератор; 9 - ремень привода генератора; размер 33° mах - контролируемый размер

Натяжение ремня осуществляется по Схеме проверки натяжения ремня (рисунок 81), приведенной в разделе «Техническое обслуживание двигателя».

Правильно натянутый ремень при нажатии на середину наиболее длинной ветви ремня усилием 44,1±5,0 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб (6 - 10) мм.

Подсоединить все выводы генератора.

СТАРТЕР - герметичного исполнения, закреплен на картере маховика с левой стороны двигателя. Он включается поворотом ключа выключателя приборов и стартера по часовой стрелке во второе нефиксированное положение. Стартер предназначен для раскручивания коленчатого вала двигателя до определенной пусковой частоты вращения в момент запуска.

Передаточное число привода стартера СТ142-10 - 12,5.

Предупреждение. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Повторно пускать стартер можно после (1 - 2) мин перерыва. Допустимое количество повторных пусков - не более трех.

Если двигатель при этом не запускается, необходимо проверить исправность цепи электроснабжения стартера и стартер, исправность системы питания двигателя, а также степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.

Внимание.

1) Описание конструкции, принцип действия и правила эксплуатации стартеров типа СТ142, а также последовательность разборки и сборки при техническом обслуживании и ремонте изложены в «Руководстве по эксплуатации 600017855.1375 РЭ» (см. Приложение Я настоящего Руководства).

2) Стартеры типов HEF 95-L24V ф. “BOSCHи AZF 4554 ф. “ISKRA” - не ремонтируются (подлежат замене).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При техническом обслуживании ТО-1000 и ТО-30000:

- очистить от пыли и грязи наружную поверхность стартера;

- проверить крепление стартера и проводов к выводам стартера. При необходимости очистить места подсоединения проводов и подтянуть контактные гайки и винты.

При техническом обслуживании (один раз в год) осенью снять стартер с двигателя, разобрать и проверить (см. Приложение Я).

Обслуживание стартера (для автобусов с ГМП, АКП).

Один раз в год - осенью проверяется работа блокировки стартера, выполняется обслуживание стартера и проверка его на стенде. Проверку блокировки стартера необходимо выполнять следующим образом:

- включить клавишу «N» на контроллере ГМП (АКП); включить «массу»;

- отсоединить от промежуточного реле стартера провод, подающий напряжение на тяговое реле стартера, и подсоединить к этой клемме контрольную лампу;

- повернуть ключ выключателя приборов и стартера на рулевой колонке в нефиксируемое положение II. Контрольная лампа при этом должна загореться;

- нажать любую клавишу, кроме клавиши «N», на контроллере ГМП (АКП);

- повернуть ключ выключателя приборов и стартера в нефиксируемое положение II. Контрольная лампа не должна загораться.

Проверить блокировку стартера для остальных клавиш на контроллере ГМП. Нажать клавишу «N». Поднять крышку мотоотсека. Повернуть ключ выключателя и стартера приборов в нефиксируемое положение II. Контрольная лампа не должна загораться. Отсоединить контрольную лампу и установить на место провод, подающий напряжение на тяговое реле двигателя.

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ, проверка стартера на испытательном стенде приведены в «Руководстве по эксплуатации 600017855.1375 РЭ» (см. Приложение Я).

Яндекс.Метрика