ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Передняя ось. Колеса и шины

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Передняя ось. Колеса и шины

ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ. КОЛЕСА И ШИНЫ

ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ полунизкопольных шасси КАМАЗ-5297-90 - модели “RL-85Aфирмы “ZF” (Германия) (см. рисунок 108) - с цельнокованой балкой двутаврового сечения с площадками для крепления подвески, цилиндрическим шкворнем, поворотными кулаками, со ступицами с датчиками АБС и тормозными дисковыми механизмами фирмы «Knorr-Bremse» (или фирмы «Wabco...») (Германия).

Рисунок 108 - Установка передней оси шасси КАМАЗ-5297-90: 1 - пневмоэлемент; 2 - рычаг крепления пневмоэлемента; 3 - балка передней оси; 4 - установка переднего колеса; 5 - ступица с тормозным диском; 6 - передняя тормозная камера; 7 - верхняя штанга; 8 - нижняя штанга; 9 - рычаг поворотного кулака; 10 - тяга рулевой трапеции; 11 - рычаг тяги сошки

Обслуживание оси - см. Приложение Т к данному Руководству.

Рисунок 109 - Ось передняя шасси КАМАЗ-5297: 1 - поворотный кулак; 2 - кольцо манжеты; 3, 5, 6, 19 - болты; 4, 20 - крышки; 7 - шкворень; 8 - шайба; 9, 18 - масленки; 10 - манжета; 11, 16 - гайки; 12 - рычаг тяги сошки; 13 - балка передней оси; 14 - тяга рулевой трапеции; 15 - рычаг поворотного кулака; 17 - шплинт; 21 - уплотнительное кольцо; 22 - втулка распорная; 23 - подшипник роликовый упорный; 24 - шайба шкворня; 25 - транспортная пробка

ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ автобусных среднепольных шасси КАМАЗ-5297 (см. рисунок 109) состоит из цельнокованой балки 13 двутаврового сечения, имеющей площадки для крепления подвески; шкворневого узла с коническим шкворнем 7, упорным роликовым подшипником 23 и бронзовыми втулками. Для смазывания шкворневого узла в каждой проушине поворотного кулака 1 установлены пресс-масленки 9 и 18.

Поперечный угол наклона шкворня, а также угол развала колес обеспечиваются конструкцией балки и кулака и в процессе эксплуатации не регулируются. Нарушение их может быть вызвано деформацией или износом деталей.

Схождение колес устанавливается регулированием длины поперечной рулевой тяги, которая имеет наконечники с правой и левой резьбой.

Описание конструкции шарниров, продольных и поперечной рулевых тяг приведены в разделе «Рулевое управление».

КОЛЕСА автобусных шасси - размерностью 8,25x22,5, стальные, с профилированным ободом (или из алюминиевого сплава), дисковые, с десятью крепежными отверстиями.

Передние колеса шасси односкатные, задние - сдвоенные (см. рисунки 108,110,111).

Сдвоенные колеса имеют удлинители 3 вентиля для каждого колеса (см. рисунок 111).

ШИНЫ размерностью 275/70R22,5 - бескамерные, низкопрофильные.

Герметичность соединения вентиля с ободом обеспечивается установкой уплотнительного кольца в вентильный паз обода под корпус вентиля.

Рисунок 110 - Установка переднего колеса: 1 - колесо с шиной; 2 - ступица с тормозным барабаном; 3 - гайка крепления колеса; 4 - декоративный колпак; 5 - вентиль; 6 - тормозная камера; 7 - тормозной механизм; 8 - рычаг тяги сошки; 9 - балка передней оси; 10 - рулевая тяга

Рисунок 111 - Установка сдвоенных колес: 1 - задний мост; 2 - кронштейн; 3 - удлинители вентиля; 4 - гайка крепления колес к ступице; 5 - колесо с шиной; 6 - ступица с тормозным барабаном

Размещение запасного колеса - технологическое (без механизма подъёма и опускания колеса):

- на шасси КАМАЗ-5297 - в горизонтальном положении с правой стороны под каркасом основания автобусного шасси;

- на шасси КАМАЗ-5297-90 - вертикально, за передней осью с правой стороны шасси. На автобусе запасное колесо находится в специальном отсеке с правой стороны.

Краткая техническая характеристика колес и шин

Размер обода колеса, дюймы

8,25x22,5

Размер шины

275/70R22.5 *

Модель шины

Я-646

Максимальная скорость автобуса, км/ч

70

90

Максимальная нагрузка на шину, кН (кгс):

  - одинарную (передней оси)

34,83 (3550)

30,90 (3150)

  - сдвоенную (заднего моста)

30,90 (3150)

28,44 (2900)

Давление в шинах, кПа (кгс/см 2), автобуса полной массы:

  - одинарных (передней оси)

900±20 (9,2+0,2)

900±20 (9,2±0,2)

  - сдвоенных {заднего моста)

900±20 (9,2±0,2)

850±20 (8,7±0,2)

Момент затяжки гаек крепления колеса, Н.м (кгс.м)

540 - 670 (54 - 67)

Максимальный угол поворота ** внутренних управляемых колес {относительно центра поворота), не менее

45° - для колес с тормозными барабанами; 55° - для колес с дисковыми тормозами

Развал колес, град.

1

Схождение колес ** {по торцам буртиков тормозных барабанов или по краям тормозных дисков), мм

(1 - 2,7) - для колес с тормозными барабанами; (0 - 1,5) - для колес с дисковыми тормозами

Продольный наклон шкворней относительно каркаса шасси

2°30'

Поперечный наклон шкворней, град.

4

Примечания: 1) * - шины для автобусов городского и междугородного исполнения.

Шины производства ф. “Мишлен” (Франция) и ф. “Бриджстоун” (Япония) - устанавливаются по требованию заказчика {при установке шин импортного производства необходимо обращать внимание на направленность рисунка протектора шин)',

2) ** - для шасси снаряженной массы

Снятие колеса со ступицы следует осуществлять при надежно заторможенном шасси (автобусе) и при полностью выпущенном воздухе из шины.

Для снятия колес передней оси и заднего моста нужно вывесить колесо домкратом, отвернуть десять гаек крепления диска колеса к ступице, снять колесо. Установка колес производится в обратной последовательности.

Перед демонтажом шин следует сделать пометки на шине и ободе колеса для сохранения балансировки после сборки.

Перед установкой дисковых колес на ступицу необходимо очистить посадочные поверхности на ступице и колесе. Покрыть смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес, капнуть каплю масла между гайкой и опорной шайбой.

Гайки крепления дискового колеса должны быть затянуты с моментом, указанным в «Технической характеристике», равномерно, в два - три приема в диагонально противоположной последовательности. После первых (100 - 150) км пробега нужно проверить крепление колес и при необходимости подтянуть детали крепления.

Монтаж и демонтаж шин на предприятии должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами.

При демонтаже и монтаже шин в пути надо пользоваться специальными монтажными лопатками из комплекта инструментов и принадлежностей.

Запрещается:

- монтировать шины на обод, не соответствующий по размеру данной шине;

- использовать шины, на бортах которых есть задиры и повреждения, препятствующие монтажу;

- во время и после накачивания шины наносить удары по бортовым закраинам обода, диску колеса и шине.

Для монтажа бескамерной шины на обод колеса необходимо:

- установить вентиль на обод колеса;

- установить шину в горизонтальное положение;

- нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностью ввести в полость шины (рисунок 112, а);

- перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровне монтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажных лопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода (рисунок 112, б);

- накачать шину воздухом до рабочего давления;

- проверить герметичность посадки шины на ободе.

Для демонтажа нужно:

- полностью выпустить воздух из шины;

- установить колесо в сборе с шиной в горизонтальное положение диском вверх;

- вильчатым и плоским прямыми концами монтажных лопаток полностью снять борт шины с конической посадочной полки обода (рисунок 112, в);

- перевернув колесо с шиной диском вниз, аналогичным приемом снять второй борт шины с полки обода;

- осадить борт шины до уровня монтажного ручья. Одновременно с диаметрально противоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины изогнутые плоские концы монтажных лопаток, вывести борт за торец обода в данном месте и далее, передвигаясь по окружности колеса, утопить торец обода во внутрь шины (рисунок 112, г);

  

Рисунок 112 - Порядок монтажа - демонтажа колеса и шины

- перевернуть колесо с шиной диском вверх;

- изогнутым и прямым концами монтажных лопаток закрепиться за нижнюю закраину обода и вывести ее из полости шины, при этом борт шины с противоположной стороны должен находиться в монтажном ручье обода (рисунок 112, д);

- удерживая вильчатым концом одной из монтажных лопаток обод в положении, указанном на рисунке 112, е, изогнутым плоским концом второй лопатки, вводимым последовательно по кругу между бортом шины и закраиной обода, извлечь обод из шины;

- при необходимости снять вентиль с обода.

Для облегчения монтажа и демонтажа, а также во избежание повреждения герметичного слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде.

Перед монтажом проверить техническое состояние колеса и шины:

- колесо не должно иметь ржавчины, грязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях обода колеса, соприкасающихся с шиной;

- шина должна быть без повреждения бортов, глубоких порезов, пробоин на боковинах или беговой дорожке. Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) нужно проверить внешним осмотром состояние колес и шин, начиная с левого переднего колеса, по часовой стрелке; удалить застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными колесами камни, гвозди и другие посторонние предметы.

Покрышки не должны иметь порезов, разрывов, вздутий и врезавшихся в протектор предметов. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов шины необходимо протереть досуха.

При ремонте и замене колес и шин не следует допускать комплектования автобуса шинами с различным рисунком протектора (при установке шин импортного производства необходимо обращать внимание на направленность рисунка протектора шин).

Довести до нормы давление в шинах. В шинах колес должно быть давление воздуха, указанное в технической характеристике. Давление воздуха в шинах колес надо проверять манометром на полностью остывших шинах.

Помните, что снижение давления на 25 % от нормального сокращает срок службы шин на (35 - 40) %. Учитывайте, что расход топлива увеличивается на (1 - 1,5) л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 100 кПа (1,0 кгс/см2).

Для накачивания шин надо использовать шланг из комплекта запасных инструментов и принадлежностей (ЗИП) или другой шланг с накидной гайкой под резьбу M16x1,5.

При навинчивании штуцера шланга для накачивания шин клапан отбора воздуха регулятора давления {см. раздел «Тормозная система») утапливается, открывая доступ сжатому воздуху в шланг. Перед накачиванием шин давление в ресиверах надо снизить до величины, соответствующей включению регулятора.

При эксплуатации вентиля нужно не допускать попадание на золотник вентиля веществ, вызывающих коррозию золотников и разрушение его уплотнительных элементов, а также эксплуатацию вентиля без колпачка или колпачка-ключика. Установку золотника нужно производить колпачком-ключиком усилием руки.

Закрепить гайки крепления колес. Момент затяжки гаек 540 - 670 Н-м (54 - 67 кгс-м). Затяжку проводить равномерно, в два-три приема, в диаметрально противоположной последовательности.

Примечание. Крепление колес осуществлять: первый раз - после пробега 100 км, затем - после пробега 500 км, в дальнейшем - после пробега каждых 5000 км.

При ТО-1000 и ТО-30000:

- проверить затяжку болтов крепления шкворней поворотных кулаков - момент затяжки гаек 160 - 200 Н-м (16-20 кгс-м) и крепления поворотных рычагов к кулакам - момент затяжки гаек 260 - 300 Н-м (26 - 30 кгс-м);

- смазать шкворни поворотных кулаков. Смазывать до появления свежего смазочного материала в сопряжении балка передней оси - поворотный кулак с помощью пресс-масленок при вывешенных колесах.

При ТО-30000:

Рисунок 113 - Схема перестановки шин

- внешним осмотром проверить степень и равномерность износа шин, при необходимости переставить колеса (см. рисунок 113). Переставлять колеса нужно при обнаружении значительного износа (ступенчатый износ) одного или обоих передних колес. Колеса, имеющие меньший износ, необходимо устанавливать на переднюю ось;

- отрегулировать схождение передних колес по торцам буртиков тормозных барабанов (или по краям дисков) за счет регулирования размера поперечной рулевой тяги.

Схождение передних колес с тормозными механизмами барабанного тина (угол поворота цапф вперед) должно быть 4' - 10', что соответствует (1 - 2,7) мм, измеренное как разность расстояний по торцам буртиков тормозных барабанов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр барабанов спереди и сзади в одних и тех же точках. Максимальный угол поворота внутреннего колеса передней оси не менее 45°.

Схождение передних колес с дисковыми тормозными механизмами - (0 - 1,5) мм, определяется как разность расстояний, измеряемая по краям тормозных дисков в горизонтальной плоскости, проходящей через центр тормозных дисков спереди и сзади. Максимальный угол поворота внутреннего колеса передней оси не менее 55°;

- проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков (внешним осмотром) и состояние шкворневых соединений (при вывешенных колесах);

- определить зазор в шкворневом соединении по показаниям индикатора. Радиальный зазор должен быть не более 0,25 мм. Зазор между балкой передней оси и верхней проушиной поворотного кулака с каждой стороны оси не должен превышать 0,25 мм.

При ТО-40000 (ТО-60000):

- проверить состояние подшипников ступиц колес и подшипников шкворней поворотных кулаков (при снятых ступицах и разобранных шкворневых узлах). На роликах и обоймах подшипников не должно быть видимых раковин и трещин. Ролики должны свободно вращаться и не выпадать из сепараторов;

- отрегулировать подшипники передних колес. Вращая ступицу в обоих направлениях, затянуть гайку подшипников до начала торможения ступицы; отпустить гайку на 1/6 оборота и завернуть стяжной болт. Проверить равномерность и легкость вращения ступицы в двух направлениях;

- сменить смазочный материал в ступицах колес. Удалить старый смазочный материал, промыть керосином внутреннюю полость ступицы, подшипники, гайки и шайбы. Заложить смазочный материал между роликами и сепараторами подшипников равномерно по всей окружности и в полость ступицы между обоймами подшипников.

При ТО-80000 (ТО-120000) - не реже одного раза в год смазать подшипники (верхний и нижний) поворотной цапфы и поперечного рычага передней оси мод. “RL-85A’’ фирмы "ZF” (Германия); один раз в два года - смазать подшипники ступиц колес оси мод. “RL-85A”.

Внимание. Техническое обслуживание колесно-ступичного узла передней оси производства фирмы “ZF” проводится в соответствии с Инструкцией фирмы (см. Приложение Т).

РЕМОНТ

Внимание. 1) Снятие ступицы с тормозным барабаном, подшипников и манжеты заднего моста ф. “MADARA ” и ф. “RABA ” изложены в разделе «Задний мост» и Приложениях У, Ф и Ц настоящего Руководства.

2) Ремонт передних осей мод. “RL-85A” ф. “ZF” (см. Приложение Т) должен проводиться в специализированных мастерских сервисных центров в соответствии с требованиями фирмы-изготовителя (см. раздел «Особенности выполнения ремонтных работ»).

Для снятия ступицы с тормозным барабаном, подшипников, упорного кольца и манжеты ступицы передней оси шасси КАМАЗ-5297 нужно:

- поднять колесо домкратом, установить под балку оси подставку;

- отвернуть две гайки крепления декоративного колпака, снять его;

- отвернуть остальные гайки крепления диска колеса к ступице, подкатить тележку и снять колесо. Снятие колес со ступицы следует осуществлять при надежно заторможенном шасси (автобусе) и при полностью выпущенном воздухе из шины;

- отвернуть болты крепления крыши ступицы, снять крышку с прокладкой;

- отвернуть гайку крепления подшипников;

- снять ступицу с тормозным барабаном в сборе с внутренними кольцами и роликами подшипников, упорным кольцом и манжетой с цапфы поворотного кулака;

- вынуть из ступицы внутренние кольца и ролики подшипников, упорное кольцо и манжету. Удалить смазочный материал из полости ступицы.

Для установки ступицы с тормозным барабаном, подшипников, упорного кольца и манжеты ступицы передней оси шасси КАМАЗ-5297 нужно:

- протереть и смазать наружные кольца внутреннего и наружного подшипников, посадочные места в ступице под упорное кольцо и манжету, а также посадочные шейки цапфы поворотного кулака смазкой Литол-24;

- установить в ступицу манжету, упорное кольцо, внутреннее кольцо с роликами внутреннего подшипника;

- установить ступицу в сборе с тормозным барабаном, внутренним подшипником, упорным кольцом и манжетой на цапфу поворотного кулака;

- надеть внутреннюю часть наружного подшипника, установить стопорную шайбу, навернуть прорезную гайку крепления подшипников. При затяжке гайки нужно поворачивать ступицу, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение;

- отрегулировав подшипники, затянуть гайку подшипников до начала торможения ступицы, отвернуть гайку на 1/6 оборота и затянуть стяжной болт. Проверить вращение ступицы. Заметный осевой зазор не допускается. При пробеге проверить нагрев ступицы, при значительном нагреве (рука не терпит) отрегулировать подшипники заново;

- заполнить полости ступицы консистентной смазкой в соответствии с химмотологи-ческой картой;

- установить крышку ступицы с прокладкой, ввернуть болты крепления крышки;

- надеть на колесные болты колесо, декоративный колпак, установить на болты пружинные шайбы, навернуть гайки;

- убрать подставку и опустить переднюю ось. Затянуть гайки крепления колеса моментом 540 - 670 Н-м (54 - 67 кгс-м), равномерно, в два - три приема в диаметрально противоположной последовательности.

После первых (100 - 150) км пробега нужно проверить крепление колес и при необходимости подтянуть детали крепления.

Примечание. Перед установкой дисковых колес на ступицу необходимо очистить

посадочные поверхности на ступице и колесе. Покрыть смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес, капнуть каплю масла между

гайкой и опорной шайбой.

Для снятия передней оси шасси КАМАЗ-5297А-образной рамой) нужно поднять за каркас основания переднюю часть шасси автобуса, установить под каркас подставку и опустить шасси, обеспечивая при этом вывешивание колес. Подложить упоры под задние колеса. Снять колеса.

Затем ослабить накидную гайку гибкого тормозного шланга и вывернуть шланг от правой тормозной камеры; то же проделать и для левой камеры.

Расшплинтовать гайку шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны поворотного кулака и отвернуть ее. Отсоединить продольную рулевую тягу в сборе с шаровым пальцем от рычага поворотного кулака, навернуть гайку на шаровой палец.

Отсоединить кабели от модуляторов АБС, регулятор положения кузова, гайки крепления амортизаторов от нижних кронштейнов, снять оболочки пневмоэлементов подвески. Расшплинтовать и отвернуть гайку переднего (центрального шарнира), снять резиновый буфер. Отсоединить на А-образной раме реактивную штангу.

Подкатить под балку передней оси с рамой передней подвески подъемник и поднять шток подъемника со специальным кронштейном до упора в балку оси.

Выкатить тележку подъемника с балкой передней оси и рамой передней подвески из-под шасси автобуса.

Отсоединить А-образную раму от передней оси. Отвернуть гайки крепления стремянок передней пневмоподвески, снять стремянки. Отсоединить пневмоэлементы, регулятор положения кузова и амортизаторы.

Установку передней оси шасси КАМАЗ-5297 следует проводить в обратной последовательности.

При установке балки оси необходимо совместить опорные посадочные площадки под установку пневмоэлементов подвески, регулятора положения кузова и амортизаторов.

Проверить величину хода штоков тормозных камер передней оси.

Установить колеса на ступицы, навернуть гайки и затянуть их в диаметрально противоположной последовательности с моментом 540 - 670 Н.м (54 - 67 кгс.м).

Яндекс.Метрика