ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Подвеска

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Подвеска

ПОДВЕСКА

На автобусных среднепольных шасси КАМАЗ-5297 и полунизкопольных КАМАЗ-5297-90 установлена зависимая пневматическая подвеска с телескопическими амортизаторами, пневматическими элементами и регуляторами положения кузова.

Рисунок 102 - Установка передней подвески шасси КАМАЗ-5297-90: 1, 8 - кронштейны крепления реактивных штанг; 2 - пневмоэлемент; 3 - упор пневмоэлемента; 4 - каркас основания шасси; 5 - амортизатор; 6 - штанга стабилизатора; 7 - рычаг поворотного кулака. Размер А = (244±5) мм - полная высота пневмоэлемента в статическом положении

ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА полунизконольных шасси КАМАЗ-5297-90 (см. рисунки 102 и 108 - Передняя подвеска и Установка передней оси КАМАЗ-5297-90) - на двух пневматических элементах, установленных на рычагах передней оси фирмы “ZF" двух гидравлических телескопических амортизаторах; с верхними и нижними реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами; с одним регулятором положения кузова и со стабилизатором поперечной устойчивости

ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА среднепольных шасси КАМАЗ-5297 (см. рисунок 103) - на двух пневматических элементах 9; с одним регулятором положения кузова и двух амортизаторах 12; с А-образным рычагом, который спереди крепится к каркасу основания рамы с помощью резинометаллического шарнира 3, а сзади - поперечной штангой 15 с резинометаллическими шарнирами.

Рисунок 103 - Передняя подвеска шасси КАМАЗ-5297: 1 - нижняя пластина; 2 - нижняя втулка; 3 - центральный шарнир; 4 - рама пневмоэлементов; 5 - верх основания кузова; 6 - стремянка; 7 - гайка стремянки; 8 - накладка; 9 - пневмоэлемент; 10 - шайба; 11 - подушка; 12 - амортизатор; 13 - штифт; 14 - колесо; 15 - штанга; 16 - балка передней оси; Б = (280-300) мм - высота пневмоэлемента

Для фиксации кузова автобуса от поперечного смещения относительно балки передней оси предусмотрена реактивная штанга 15, шарниры которой с одной стороны соединены с основанием кузова, а с другой - с поперечной балкой рамы передней подвески.

ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА среднепольных шасси КАМАЗ-5297 и полунизкопольных КАМАЗ-5297-90 (см. рисунок 104) - на четырех пневматических элементах 11, четырех амортизаторах бис двумя регуляторами положения кузова.

Четыре реактивных штанги задней подвески служат для соединения неподрессорен-ной части автобуса с кузовом. Задний мост крепится снизу двумя продольными реактивными штангами 1, сверху - двумя наклонными реактивными штангами 2 с резинометаллическими шарнирами.

Рисунок 104-Задняя подвеска шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90: 1 - нижняя штанга 2 - накладка; 3 - верхняя штанга; 4 - задним мост; 5 - колесо; 6 - подушка; 7 - амортизатор; 8 - рама пневмоэлементов; 9 - стремянка; 10 - штифт; 11 - пневмоэлемент; Б = (265 - 285) мм - высота пневмоэлемента

ПНЕВМОЭЛЕМЕНТЫ предназначены для подрессоривания кузова автобуса. В верхней опоре пневмоэлемента имеется штуцер для подвода воздуха от регулятора положения кузова. Нижней опорой пневмоэлементы крепятся к раме подвески с помощью болтов. Для гашения жесткого удара при ходе сжатия на нижней полке лонжерона имеется резиновый буфер-упор.

АМОРТИЗАТОРЫ служат для гашения колебаний, возникающих при движении автобуса по неровной дороге. Амортизаторы верхними проушинами прикреплены к кронштейнам на каркасе основания шасси, а нижними - к кронштейнам на раме пневмоэлементов (см. рисунки 102, 103 и 104 - Передние и задняя подвески).

РЕГУЛЯТОРЫ ПОЛОЖЕНИЯ КУЗОВА (см. рисунок 105) служат для автоматического поддержания заданного уровня пола автобуса над дорогой независимо от загрузки автобуса. Они обеспечивают постоянную высоту пневмоэлемента и, следовательно, постоянную частоту собственных колебаний подвески и постоянное расстояние от кузова автобуса до дороги при различных нагрузках.

Регулятор прикреплен к каркасу основания шасси, а его рычаг через тягу соединен с рамой подвески.

В корпусе регулятора имеются два отверстия для выхода воздуха к пневмоэлементам, а в нижней крышке с отверстиями для выхода воздуха в атмосферу имеется фильтр для защиты от попадания грязи внутрь регулятора.

Примечание - при повороте рычага привода вместе с валом привода па 180° работоспособность регулятора не нарушается.

Рисунок 105 - Регулятор положения кузова с тягами: 1 - регулятор положения кузова; 2 - трубка подвода воздуха; 3 - трубки отвода воздуха; 4 - тяга; 5 - кронштейн; 6 - резиновая втулка

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Внимание. Техническое обслуживание и ремонт передней подвески полунизкопольных шасси КАМАЗ-5297-90 - см раздел «Передняя ось шасси КАМАЗ-5297-90».

При ТО-10000:

- проверить герметичность пневматической подвески на слух при номинальном давлении воздуха в пневмосистеме. Проверка герметичности в салоне и кабине автобуса производится с целью обнаружения возможного "шипения" воздуха при срабатывании регулятора положения кузова. Особое внимание обратить на отсутствие утечки воздуха через атмосферный выход регуляторов положения кузова и на отсутствие вредных контактов пневмоэлементов с деталями подвески;

- проверить работу регуляторов положения кузова;

- проверить состояние реактивных штанг, хомутов головок шарниров регулируемых штанг, пневмоэлементов и амортизаторов (внешним осмотром) передней и задней подвески.

Реактивные штанги не должны иметь погнутостей. Смещения в шарнирах штанг задней подвески проверять на смотровой яме при трогании автобуса вперед-назад.

Амортизаторы не должны иметь течи жидкости. Незначительное замасливание в верхней части не является браковочным признаком. Зазоры в местах крепления амортизаторов проверять на ощупь. Зазоры не допускаются.

Пневмоэлементы не должны быть изношены.

Проверить работу регуляторов положения кузова. Отрегулировать высоту уровня кузова автобуса. Довести давление воздуха в пневмосистеме до нормы (сигнализатор контура IV не должен светиться). Автобус должен стоять на колесах, в нем не должно быть людей. Правильность регулировки определяют по высоте пневмоэлементов передней и задней подвески (см. рисунки 102, 103 и 104 - Передняя и задняя подвески).

Высота пневмоэлементов передней подвески должна быть 280-300 мм, задней - 265-285 мм. Для увеличения высоты пневмоэлементов нужно увеличить длину тяги регулятора уровня кузова за счет перемещения регулировочных гаек, для уменьшения - укоротить тягу.

При ТО-30000:

- проверить состояние шарниров и хомутов головок шарниров реактивных штанг (зазор не допускается); проверить моменты затяжки креплений деталей штанг;

- проверить состояние шарнира рамы передней подвески, устранить неисправности. Осевые перемещения в шарнире следует контролировать на смотровой яме при трогании автобуса вперед-назад для создания тем самым переменной нагрузки вдоль оси шарнира. Зазоры в шарнире устраняются заменой изношенных деталей.

При TO-1000 и ТО-30000 проверить состояние и крепление амортизаторов подвески.

Затянуть гайки крепления пальцев амортизаторов передней и задней подвесок к каркасу основания шасси с моментом затяжки 140-160 Н.м (14-16 кгс.м).

При ТО-5000 и ТО-40000 (60000):

- закрепить гайки крепления стремянок передней и задней подвесок. Моменты затяжек гаек стремянок передней подвески 220-280 Н.м (22-28 кгс.м); задней - 785-883 Н.м (80-90 кгс.м);

- отрегулировать высоту уровня пола кузова автобуса (при необходимости);

- сменить масло в амортизаторах передней и задней подвесок (при ремонте).

РЕМОНТ

Амортизаторы нужно заменять при снижении максимальных сил сопротивления на ходе сжатия и отбоя более чем на 25 % по сравнению с нижним пределом, указанным в таблице 21.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла надо снять его с шасси и подтянуть гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, заменить амортизатор.

Таблица 21 - Силы сопротивления амортизатора при ходе отбоя и сжатия

Скорость поршня, м/с

Сила сопротивления, Н (кгс)

при ходе отбоя

при ходе сжатия

0,52 (клапанный режим)

10500±1150 (1050±115)

2500+500 (250±50)

Проверка работоспособности регулятора положения уровня пола кузова.

Проверка заключается в определении зоны нечувствительности рычага привода регулятора.

Рисунок 106- Проверка работоспособности регулятора положения кузова

Рисунок 107 - Регулирование высоты кузова: 1 - регулятор; 2 - вал привода; 3 - болт; 4 - рычаг привода; 5 - контргайка; 6 - регулировочная тяга; 7 - кронштейн на раме подвески

Операция выполняется в специальном приспособлении, обеспечивающем подачу сжатого воздуха с контролем его давления и отвода воздуха из регулятора.

Кроме того, на приспособлении должна быть шкала с делениями (см. рисунок 106 - Проверка работоспособности регулятора положения кузова) для контроля перемещения конца рычага привода. К регулятору подводят сжатый воздух (по стрелке А) под давлением 196 кПа (2 кгс/см2) и определяют зону нечувствительности, т.е. сектор поворота рычага, в котором нет подачи воздуха на выходах Б и В регулятора.

Зона нечувствительности определяется перемещением конца рычага привода в пределах 6 мм от горизонтального положения (с увеличением давления воздуха зона может уменьшаться).

Проверка регулирования высоты пола автобуса

Для выполнения этой операции автобус должен быть установлен на смотровой канаве, имеющей ровную горизонтальную площадку.

После заполнения пневмоэлементов сжатым воздухом необходимо проверить их высоту: для передней подвески она должна быть в пределах 280-300 мм, для задней - 265-285 мм. Если высота пневмоэлементов не соответствует указанным размерам, то её следует отрегулировать.

Предупреждение. Некоторые водители преднамеренно увеличивают высоту пневмоэлементов для того, чтобы повыше поднять кузов над дорогой. Это недопустимо, т.к. приводит к перегрузкам деталей кузова и к их разрушению. Особенно быстро разрушаются при этом панели задка.

Регулирование высоты пола может выполняться двумя способами.

При нервом способе необходимо отсоединить нижний конец регулировочной тяги 6 (см. рисунок 107 - Регулирование высоты кузова автобуса) от кронштейна 7 рамы подвески. Затем рычаг 4 привода регулятора 1 вместе с тягой 6 следует переместить вверх (для увеличения высоты пневмоэлементов) или вниз (для уменьшения высоты пневмоэлементов).

При достижении требуемой высоты пневмоэлементов рычаг 4 привода регулятора необходимо установить горизонтально (в нейтральное положение).

После этого нижний конец тяги 6 следует присоединить на место, но предварительно, для сохранения горизонтального (нейтрального) положения рычага 4 привода регулятора, необходимо переместить контргайку 5 на соответствующую высоту.

При втором способе регулирования необходимо ослабить болт 3 крепления рычага 4 к валу 2 привода регулятора, обеспечив свободное перемещение рычага относительно вала. Далее ключом за лыски, имеющиеся на валу 2 привода, повернуть вал на 30-40° против часовой стрелки (если нужно увеличить высоту пневмоэлементов) или по часовой стрелке (если нужно уменьшить высоту пневмоэлементов).

После достижения требуемой высоты пневмоэлементов вал привода необходимо возвратить в исходное (нейтральное) положение.

При этом изменится расположение рычага 4 относительно регулятора 1, т.к. изменилось расстояние между кузовом и рамой подвески. Рычаг расположится под некоторым углом к горизонтали. В этом положении его и следует закрепить болтом 3 на валу 2 привода регулятора.

Регулирование следует выполнять всегда только одним из этих двух способов.

ЗАМЕНА

Для снятия передней подвески шасси КАМАЗ-5297 необходимо:

- поднять переднюю часть шасси за каркас, установить подставку под каркас и опустить на нее шасси;

- расшплинтовать и отвернуть гайку крепления центрального шарнира к каркасу основания шасси;

- снять нижнюю втулку;

- снять переднюю часть рамы вместе с центральным шарниром с пальца;

- отсоединить амортизаторы и регуляторы положения кузова в верхней опоре;

- отвернуть гайки крепления поперечной штанги;

- снять поперечную штангу;

- отвернуть гайки крепления стремянок и пневмоэлементов на балке передней оси;

- подъемным приспособлением снять переднюю подвеску с балки оси.

Для установки передней подвески шасси КАМАЗ-5297 нужно:

- подъемным приспособлением подвести переднюю подвеску под балку оси, предварительно установив кронштейны амортизаторов;

- вставить стремянки подвески в отверстия площадки балки оси, надеть на стремянки гайки и завернуть их;

- установить пневмоэлементы, завернуть гайки их крепления;

- надеть шарнир с пластинами и втулкой установленного в раме пневмоэлемента палец шарнира;

- завернуть гайку крепления центрального шарнира и зашплинтовать ее;

- поднять переднюю часть шасси за каркас, убрать подставку и опустить шасси;

- присоединить амортизаторы и регуляторы положения кузова к каркасу шасси. Проконтролировать момент затяжки гаек стремянок подвески и амортизаторов.

Для снятия задней подвески шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 необходимо:

- установить противооткатные клинья под передние колеса;

- поддомкратить задний мост шасси, установить подставку под каркас и опустить на нее шасси;

- отсоединить от картера главной передачи и от картера заднего моста верхние и нижние реактивные штанги;

- отсоединить амортизаторы и регуляторы положения кузова в верхней опоре;

- отвернуть гайки крепления стремянок и пневмоэлементов к картеру заднего моста;

- подъемным приспособлением снять заднюю подвеску с каркаса основания шасси.

Для установки задней подвески нужно:

- подъемным приспособлением подвести заднюю подвеску под задний мост шасси, предварительно установив кронштейны амортизаторов;

- установить стремянки и пневмоэлементы подвески, завернуть гайки их крепления;

- установить верхние и нижние реактивные штанги, завернуть гайки их крепления;

- присоединить амортизаторы и регуляторы положения кузова к каркасу шасси;

- поднять заднюю часть шасси за каркас, убрать подставку и опустить шасси;

- убрать противооткатные клинья из-под передних колес.

Проконтролировать моменты затяжек гаек стремянок подвески, реактивных штанг и пальцев амортизаторов.

Проверить герметичность пневматической подвески.

Яндекс.Метрика