ремкам.рф
ремонт автомобилей камаз
8-927-03-88-666

Органы управления и контрольно-измерительные приборы

Главная / Справочник / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Органы управления и контрольно-измерительные приборы

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. На полу фермы рулевого управления установлены:

- кнопка электромагнитного клапана включения вспомогательной тормозной системы - см. раздел «Тормозная система»;

- педальный модуль КДБЛ 453621.003 (с двигателем мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270») управления подачей топлива - электронный, со встроенными датчиками положения педали потенциометрического типа;

- электронная педаль ф. «MORSE TELEFLEX» управления подачей топлива с датчиком положения педали (с двигателями мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия), мод. 740.65-240 и мод. 740.62-280 (КАМАЗ) - см. раздел «Пользование механизмом подачи топлива»).

- педаль сцепления;

- тормозная педаль (педаль сцепления и тормозная педаль - подвесного типа).

На полу шасси с ГМП (или ЛКП “ZF-ECOMAT”) установлена тормозная педаль фирмы “WABCO” - подвесного типа с тремя ступенями включения гидрозамедлителя.

Выключатель управления гидрозамедлителем расположен на кронштейне управления и индикации двигателем {см. одноименный рисунок 7).

КНОПКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИМИ ПЕРЕДАЧАМИ (ГМП и ЛКП) находятся на клавишном переключателе (контроллере), расположенном под панелью щитка приборов с правой стороны.

РЫЧАГ МЕХАНИЗМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ находится справа от сиденья водителя.

КРАН УПРАВЛЕНИЯ СТОЯНОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ расположен справа от рулевой колонки на кронштейне рядом с панелью приборов {установка кронштейна на шасси - технологическая).

Рукоятка крана имеет два положения - фиксированное "Заторможено“ и ”Отторможено“. В любом промежуточном положении включена запасная тормозная система.

Для включения стояночной тормозной системы надо перевести рукоятку крана в положение ”Заторможено“ и зафиксировать, вытянув её* и зафиксировать. Для выключения -снова вытянуть рукоятку и перевести в положение ”Отторможенои.

РУКОЯТКА ВКЛЮЧЕНИЯ ОСТАНОВА ДВИГАТЕЛЯ расположена в моторном отсеке с правой стороны. Для останова двигателя нужно вытянуть рукоятку с тросиком.

Повторный запуск двигателя осуществляется поворотом ключа выключателя приборов и стартера.

Для аварийного останова двигателя служит выключатель 17 (см. рисунок 4 - Панель щитка приборов) с фиксатором, расположенный на панели щитка приборов.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ (см. рисунок 3 - Положения рычагов комбинированного переключателя) закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом. Он состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СВЕТА И УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА расположен с левой стороны комбинированного переключателя. Положения включения указателей правого и левого поворотов автобуса приведены на рисунке 3.

Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автобуса по прямой.

Рисунок 3 - Положения рычагов комбинированного переключателя: I - включен указатель правого поворота; II - включен указатель правого поворота (нефиксированное положение); III - включен указатель левого поворота (нефиксированное положение); IV -включен указатель левого поворота; V - мигание дальним светом; VI - включен дальний свет; О - все выключено; А - первая скорость стеклоочистителя; В - вторая скорость стеклоочистителя; С - прерывистый режим работы стеклоочистителя; D - включен стеклоомыватель (нефиксированное положение)

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ (см. рисунок 3) закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом. Он состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СВЕТА И УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА расположен с левой стороны комбинированного переключателя. Положения включения указателей правого и левого поворотов автобуса приведены на рисунке 3. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автобуса по прямой.

При положении II ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ 3 СВЕТА (см. рисунок 4) включается ближний свет фар. В положении VI рычага переключателя света (см. рисунок 3) дальний свет фар включается при включенном центральном переключателе света.

Кроме того, имеется нефиксированное положение V рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛЯ расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положения, указанные на рисунке 3, включаются соответственно большая, малая скорости стеклоочистителя и стеклоомывателя. Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов комбинированного переключателя по направлению к рулевой колонке.

КНОПКА 1 ДИСТАНЦИОННОГО ВЫКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ (см. рисунок 4). При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии - выключаются.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ 2 и 22 пользуются при включении топливозаборника с электроподогревом и при включении нагревательного элемента подогрева топлива, установленного в фильтре тонкой очистки топлива.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ 3 СВЕТА, при включении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, в положении II - габаритные огни и ближний свет фар.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ 4 включается муфта вентилятора системы охлаждения двигателя.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ 5 МКД. О включении межколесного дифференциала сигнализирует контрольная лампа, расположенная в левом блоке 12. Блокировка включена в положении «Скользкая дорога».

СИГНАЛИЗАТОР 9 ЗАСОРЕННОСТИ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ загорается при подаче сигнала от датчика, расположенного на трубопроводе, соединяющем двигатель с воздухоочистителем.

Рисунок 4 - Панель щитка приборов: 1 - кнопочный выключатель АКБ; 2 - выключатель электроподогрева забора топлива; 3 - центральный переключатель света; 4 - выключатель муфты вентилятора; 5 - выключатель межколесного дифференциала (МКД); 6 - выключатель АБС; 7 - сигнализатор включения АБС; 8, 10, 21 - заглушки; 9 - сигнализатор засоренности воздухоочистителя; 11 - электронный спидометр (или тахограф “KJENZLE”); 12, 15 - блоки контрольных ламп; 13 - электронный тахометр; 14 - комбинация приборов; 16 - указатель давления в пневмосистеме; 17 - клавиша (с фиксатором) включения аварийного останова двигателя; 18 - выключатель освещения панели приборов; 19 - выключатель подогрева фильтра грубой очистки топлива фирмы “MANN+HUMMEL”; 20 - выключатель аварийной сигнализации; 22 - выключатель нагревательного элемента подогрева топлива в фильтре тонкой очистки топлива

Нефиксированным ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ 6 АБС проверяется работоспособность АБС: лампа 7 АБС загорается при повороте выключателя приборов и стартера в положение I, через некоторое время лампа гаснет, что свидетельствует об исправной работе системы. При неисправной системе лампа 7 горит постоянно.

СПИДОМЕТР 11 ЭЛЕКТРОННЫЙ, указывающий скорость автобуса (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик - общий пробег (км). Возможна установка тахографа.

ТАХОГРАФ фирмы «KIENZLE» (Германия), предназначенный для регистрации скорости автобуса (км/ч), времени в часах и минутах, пройденного пути (км), превышения заданной скорости движения (загорается красный светофильтр сигнализатора).

ТАХОМЕТР 13, показывающий частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автобуса стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля - при потере двигателем мощности, увеличивается расход топлива - стрелка находится на черном поле. На красные поля стрелка тахометра заходить не должна - опасные для двигателя режимы!

КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ 14, объединяющая в себе (расшифровка зон указателей комбинации приборов приведена на одноименном рисунке 5):

- указатель напряжения, показывающий напряжение в бортовой сети автобуса;

- указатель давления масла служит для определения давления в смазочной системе двигателя (кгс/см2).

В шкапу указателя встроен красный светофильтр сигнализатора, который загорается при снижении давления в смазочной системе до 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см2). Дублируется звуковым сигналом (зуммером);

- указатель уровня топлива фиксирует количество топлива в баке. В шкалу встроен оранжевый светофильтр сигнализатора, который загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его вместимости;

- указатель температуры охлаждающей жидкости служит для определения температуры жидкости в системе охлаждения, которая должна быть в пределах (80-98) °С.

Рисунок 5 - Расшифровка зон указателей комбинации приборов

Шкалы указателей приборов представлены в виде цветовых зон (см. рисунок 5), каждая из которых имеет интервал значений контролируемого параметра. В приведенной таблице указаны интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов.

В шкалу указателя встроен красный светофильтр сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости, который загорается при температуре (98 - 104) °С. Дублируется звуковым сигналом (зуммером).

УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ПНЕВМОСИСТЕМЕ 16 (см. рисунок 4 - Панель щитка приборов), который имеет две шкалы: верхняя шкала показывает давление в контуре I пневмопривода рабочей тормозной системы, нижняя шкала - в контуре II.

Номинальное давление воздуха в пневмоприводе - 638-785 кПа (6,5-8,0 кгс/см2).

РЕГУЛЯТОРОМ 18 ОСВЕЩЕНИЯ ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ включают и регулируют степень освещенности приборов.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ 19 (со встроенным сигнализатором) включается подогреватель фильтра грубой очистки топлива с повышенным уровнем очистки (фирмы “MANN+HUMMEL").

ВКЛЮЧАТЕЛЬ 20 СИСТЕМЫ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ. При включении начинают работать в прерывистом режиме все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в рукоятку.

БЛОКИ СИГНАЛИЗАТОРОВ 12 и 15 расположены в верхней части панели приборов.

В левом блоке 12 сигнализаторов расположены:

- выключатель, служащий для проверки исправности левого блока сигнализаторов;

- два сигнализатора - резервные;

- один сигнализатор загорается при включении МКД (межколесного дифференциала);

- сигнализаторы со стрелками загораются при включении указателей правого или левого поворотов автобуса (шасси) и контролируют исправность ламп указателей поворота, имеют зеленые светофильтры с символом.

В правом блоке 15 сигнализаторов расположены:

- выключатель, служащий для проверки исправности правого блока сигнализаторов;

- сигнализатор температуры перегрева масла (со светофильтром красного цвета с символом)',

- четыре сигнализатора загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IV пневмопривода тормозной системы (имеют красные светофильтры с символами, при загорании сигнализаторов звучит звуковой сигнал - зуммер);

- сигнализатор с символом «Р» загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы (имеет красный светофильтр с символом).

Для запуска двигателей из моторного отсека предусмотрена установка щитка для дистанционного управления двигателями (см. одноименный рисунок 6).

На автобусных шасси для включения электронного блока автоматического управления силовым агрегатом с двигателями с электронной системой управления (ЭСУД) фирмы “CUMMINS” и моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) на рабочем месте водителя под панелью щитка приборов с левой стороны установлен кронштейн управления и индикации с выключателями и сигнализаторами (см. рисунок 7).

Установка щитка панели приборов и кронштейнов на шасси - технологическая.

Рисунок 6 - Щиток для дистанционного управления двигателем: 1, 2, 3, 7, 8 - заглушки; 4 - лампа включения нейтрали; 5 - выключатель приборов и стартера; 6 - выключатель “массы”; 9 - корпус щитка

Рисунок 7 - Кронштейн управления и индикации двигателя ф. “CUMMINS”, мод. 740.65-240 и 740.62-280: 1 - переключатель “Диагностика”; 2 - переключатель “Установка/возврат”; 3 - переключатель “Круиз-контроль“; 4 - выключатель “Отмена аварийного останова двигателя“; 5 - лампа “Неисправность двигателя" (желт.); 6 - лампа “Состояние трансмиссии(или “Включение гидрозамедлителя”) (зелен.); 7 - лампа “Аварийное состояние двигателя” (красн.); 8 - лампа “Подогрев воздуха(илитоплива”); 9 - лампа “Температура масла в трансмиссии” (красн.); 10 - переключатель “Выбор программы трансмиссии”; 11 - переключатель “Замедлитель

После запуска двигателя с ЭСУД необходимо проверить его работу по контрольным приборам.

Состояние электронной системы управления двигателем контролируется лампой диагностики «CHECK ENGINE» (лампа 5 - «Неисправность двигателя»), расположенной на кронштейне индикации двигателя (см. рисунок 7).

При включении зажигания «лампа диагностики» должна загореться на три секунды и погаснуть после пуска двигателя.

Если лампа не загорится или горит постоянно (или она загорается при работе двигателя), в системе управления двигателем возникла неисправность.

Проверить двигатель сканер - тестером АСКАН-10 и принять меры для устранения неисправности (в «Сервисном центре»).

Диагностика двигателя. Установленный на кронштейне управления и индикации двигателей фирмы “CUMMINS”, а также моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) переключатель 1 (см. рисунок 7) режима диагностики имеет три положения - среднее (фиксированное), верхнее и нижнее (нефиксированные).

В верхнем и нижнем положении электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики. Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием переключателя в верхнем или нижнем нажатом положении более двух секунд.

После отпускания переключателя «лампа диагностики» промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода).

При следующем нажатии переключателя лампа будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.

Для стирания выводимых «лампой диагностики» блинк-кодов неисправностей из памяти блока управления при нажатом переключателе режима диагностики нужно включить зажигание и после этого удерживать переключатель режима диагностики еще около 5 с. Внимание.

В разделе «Двигатель и его системы» данного Руководства приведены:

1) коды неисправностей электронной системы управления (ЭСУД):

- двигателями моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ);

- в таблице 12 (в качестве примера) - двигателем ф. “CUMMINS” (копия раздела из Руководства по эксплуатации фирмы “CUMMINS”).

Коды отказов по двигателю (по сигнальным лампочкам ЭСУД) приведены в Приложении Ю настоящего Руководства;

2) подробное описание проведения диагностики двигателей уровня ЕВРО 3.

КЛЮЧИ. ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО. УЗБС

Ключи. К каждому автобусному шасси прилагаются ключи I для выключателя приборов и стартера. На ключе выбиты номер и серия.

Противоугонное устройство (см. рисунок 8). На автобусном шасси предусмотрена установка выключателя приборов и стартера с противоугонным устройством, которое блокирует рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка устройства без специального инструмента невозможна.

Рисунок 8 - Противоугонное устройство: 1 - рулевая колонка; 2 - ключ; 3 - замок; 4 - кронштейн; 5 - декоративный щиток; 6 - винт

Ключи замка имеют 1000 различных шифровых комбинаций.

Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в два положения вправо и в одно положение влево.

При положении ключа:

0 - все выключено;

I - включены цепи контрольно-измерительных приборов и ЭСУД (электронная система управления двигателем);

II - включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, положение нефиксированное;

III - включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены.

Для включения противоугонного устройства следует повернуть ключ в положение III и вынуть его, затем повернуть рулевое колесо в любом направлении до щелчка.

При выключении противоугонного устройства нужно слегка покачать рулевое колесо вправо-влево.

УЗБС (устройство защиты бортовой сети). Автобусные шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 всех комплектаций оборудованы устройством защиты бортовой сети мод. УЗБС-1-2000-24, установленном на поперечине за отсеком АКБ и подключенном к бортовой сети автобусного шасси.

При включении кнопочного «Выключателя АКБ» на щитке приборов, на УЗБС должен засветиться светодиод, расположенный на боковой стенке устройства рядом с разъемом, и периодически мигать двойными импульсами с паузами между ними.

При установке ключа выключателя приборов и стартера в положение II («запуск стартера») светодиод должен мигать часто.

Внимание.

Если при выключенном положении 0 выключателя приборов и стартера светодиод часто мигает - проверьте правильность соединения клеммы «2» УЗБС к стартеру. При отсутствии указанного соединения УЗБС не позволит включить стартер выключателем приборов и стартера.

В целях защиты стартера от перегрузки, УЗБС ограничивает работу стартера по времени в зависимости от протекающего тока и, в случае длительной работы стартера при большом токе, отключает реле стартера. Повторное включение стартера допускается через (25 -30) с.

При срабатывании защиты (отключение УЗБС) отключается «минус» АКБ от корпуса автобуса, при этом светодиод горит постоянно. В этом случае необходимо проверить цепи электропроводки на наличие короткого замыкания.

После устранения короткого замыкания повторный запуск УЗБС осуществляется отключением и подключением разъема на УЗБС, либо выключением и повторным включением «Выключателя аккумуляторной батареи».

Внимание.

1) Категорически запрещается движение автобуса в режиме «запуска стартера», т.к. это может привести к выходу из строя УЗБС.

2) Электронный блок УЗБС - не ремонтируется, подлежит замене.

Яндекс.Метрика